Взаимодействие иудейской конфессии с государственной властью в Казахстане на современном этапе

Отношение государственной власти Казахстана к иудеям и собственно к носителям аврамической религии иудаизма — еврейскому этносу особое. Характер отношений государственных органов управления и власти к евреям формируется из многих составляющих: во-первых, исходя из конъюнктуры полиического и внешнеполитического развития республики; во-вторых, учиты­вая внутриэкономическое и внешнеэкономическое развитие страны; в-третьих, на основе соци­ального развития современного казахстанского общества, точнее, роли евреев в этом обществе; и, в-четвертых, исходя из традиций и вероустава иудеев.

Политическая конъюнктура в отношениях государства и иудаизма в Казахстане очевидна: она формируется, в первую очередь, из исторической действительности и, в свою очередь, из полити­ческих взглядов Главы государства — Нурсултана Абишевича Назарбаева. Если говорить о «пред­почтениях», то в этом прослеживается геостратегия, геополитика, экономическая выгода (государст­венный внутри- и внешнеэкономический меркантилизм в его лучших формах), в этом усматривается выгода глобального дипломатического партнерства страны.

Дипломатические отношения между Казахстаном и Израилем были установлены в апреле 1992 г. Укреплению политического диалога значительно способствовали визиты Президента РК Нурсултана Назарбаева в Израиль в 1995 и 2000 гг., а также руководителей Правительства Казахстана. Между городами Алматы и Тель-Авив установлены дружественные отношения связи. По данным информа­ционного агентства «Казинформ» в Казахстане на сегодняшний день проживает около 50 тысяч евре­ев, в Израиле немало выходцев из Казахстана [1].

Отношение государства к евреям, проживающим в стране, а также проживающим за террито­рией Казахстана, на наш взгляд, тождественно отношению к иудаизму как мировой аврамической религии. В данном случае мы идентифицируем две составляющие — конфессиональную и этни­ческую, где конфессиональное определяет этническое: носителями иудаизма выступают только ев­реи. И наоборот, как правило, под «евреями» мы подразумеваем иудеев. Хотя в этом случае этни­ческое начало не всегда определяет религиозное. Подобные исключения вполне обоснованны: сре­ди евреев постсоветского пространства много православных христиан, католиков, представителей различных религиозных христианских модерн-течений и даже, хотя в наименьшей мере, мусульман. Объяснением этому может выступать тот факт, что евреи в контексте антирелигиозной политики со­ветского правительства долгое время были оторваны от своих религиозных корней и что в ряде слу­чаев (с учетом латентного антисемитизма, все же присутствовавшего в советском обществе) им при­ходилось отказываться от своей национальной принадлежности или скрывать её, вступая в динамич­ный процесс создания «советского человека» путем и ценой своей собственной ассимиляции.

В нынешний период этноса процесс имеет диаметрально противоположное значение. Происхо­дит процесс некой регенерации еврейского этноса, когда политика государства в отношении евреев становится синонимичной отношению к религии — иудаизму. Основанием для подобного утвержде­ния могут служить высказывания Главного раввина Республики Казахстан — Ешая Когена, который в интервью журналисту издания «Столичная жизнь» сказал следующее: «Евреи. на горе Синай по­лучили Тору. И почему в пустыне, а не на Святой Земле? Потому что евреи, где бы они были, даже в пустыне, — обязаны соблюдать Тору. Каждый, независимо от места, где живет, должен выполнять заповеди. Когда мы получили Тору, тогда Бог и выбрал еврейский народ. .Евреи тоже раньше не были евреями. В горах Синай мы приняли еврейство, все 613 заповедей. Если кто сможет так, как наши предки. Но ведь дело в том, что еврейская вера и национальность — это одно и то же. Иудаизм со­вершенно не стремится увеличиться за счет неевреев по крови» [2]. Тем самым иудаизм, по мнению священнослужителей, не мыслим вне еврейского этноса как «Богом избранного народа», это неразрыв­ный симбиоз.

Взаимоотношения государственной власти и иудаизма становятся столь динамичными, сколь динамичным становится развитие самого иудаизма в Казахстане. Именно евреи Казахстана в рамках всего СНГ в период великого кризиса начала 90-х годов ХХ в. (точнее, с 1994 г.) решили восстано­вить религиозный Центр — Хабад, квинтэссенцией деятельности которого являются этническая взаимовыручка и взаимная поддержка. Раввин Казахстана говорит по этому поводу следующее: «Бо­лее двух с половиной тысяч точек в мире, где есть Хабад. Есть ли в мире столько посольств? Нет, на­верное. Ребе учит, что не для себя только надо знать Талмуд, Тору. Вот то, особенное, что отличает Хабад. Ты что-то узнал — иди, расскажи другим, пусть у него тоже хорошо будет.». То есть существует определенная цель в организации Хабад — консолидация «Богоизбранного народа», где руководством к действию для евреев по преодолению экономического кризиса выступали Священные писания.

Другой положительной стороной взаимодействия иудеев и государственной власти является непре­менное почитание первыми второй. Где бы ни находились евреи, принцип почитания государственной власти является обязательным атрибутом еврейского этноса и отображает довольно высокую степень уважения к казахстанским властям со стороны представителей иудейской конфессии. Отвечая на вопрос журналиста Олега Квятковского «Вам не кажется, ребе, что сейчас в мире снова растет волна антисемит­ских настроений? Как с ними бороться и надо ли?» Главный раввин Казахстана приводит достаточно интересное по своей значимости высказывание: «Но не везде же есть такие настроения. Возьми Ка­захстан — тут не было же антисемитизма никогда! В Талмуде написано так: надо всегда молиться за успехи власти. Не будет власти — друг друга люди станут есть живьем. . Мы живем в Казахстане — обязаны молиться за успех и процветание этой страны. Мы молимся за их успех (успех властей. — С.Н.), тогда власть обязательно будет хорошей. Что такое власть? Суд, законы и правила — нормальная, циви­лизованная страна. Не будет власти — тогда каждый найдет причину, чтобы съесть своего соседа. Нет таких евреев, которые, живя в Казахстане, не понимали: им не может быть здесь хорошо, если казахам здесь будет плохо» [2]. Главный ребе Казахстана, на наш взгляд, приводит довольно веский аргумент, который в полной мере раскрывает суть отношения евреев к казахстанским властям.

Можно с полной уверенностью сказать, что диалог государственной власти и иудеев Казахстана имеет целью решение двух важных на сегодняшний день задач: первая — создание и перманентное культивирование государством толерантного отношения к евреям со стороны казахстанского общества, как в национальном, так и в религиозном отношениях, и вторая — более тесное сотрудничество с ев­рейским этносом не только внутри страны, но и за его пределами, включая государственное образова­ние «Израиль», так как иудаизм, впрочем как и ислам, представляет собой не столько религию и не только просто духовное начало, сколько в целом образ жизни, где духовное (нравы, обычай, институ­ты вероисповедания) тесно переплетены со светским и, по сути, неотделимы от светского (политики, государственной власти, культуры, социального и экономического развития).

Знаменательным событием во взаимоотношениях с иудеями для Казахстана является визит деле­гации Ассамблеи народа Казахстана в государство Израиль, который состоялся в период с 27 ноября по 2 декабря 2008 г. Делегацию Ассамблеи возглавил заместитель председателя Мажилиса Парла- мента Республики Казахстан Сергей Дьяченко. Примечательно и то, что АНК после реформ Основ­ного Закона РК, проведенных в мае 2007 г., выступала в Израиле в новом качестве — Конституцион­ного консультативно-совещательного органа, формируемого Президентом страны.

В ходе визита делегация АНК встретилась не только с представителями официальной полити­ческой элиты государственного образования Израиль, но, в том числе, и с представителями духо­венства — главными ашкеназским и сефардским раввинами Йоном Метцгером и Шломо Амаром, которые попросили передать их теплые приветствия Президенту Н. Назарбаеву и отметили, что Глава Казахстана делает все для сближения наций и концессий, что очень актуально в сегодняшнем неспо­койном мире. Также казахстанская делегация приняла участие в работе бизнес-форума «Казахстан- Израиль: сотрудничество без границ» и «круглого стола» «Межэтнический и межконфессиональный диалог» [3].

Желание сблизиться с государством Израиль в его проблеме «межэтнического и межконфессио- нального диалога» для Казахстана представляется, на наш взгляд, явлением естественным, но только отчасти: на первом плане — достижение межнациональной и межрелигиозной стабильности (в том числе недопущение попустительств в адрес иудеев — антисемитизма) в территориальных рамках Ка­захстана; на втором — реализация своих здравых амбициозных внешнеэкономических инициатив, но при этом стоит отметить, что подобная дифференциация интересов условна, так как данные интересы сливаются в одно целое и решаются одновременно.

Нам думается, что участие казахстанской делегации АНК в решении Израилем вопросов целост­ности своих государственных границ и территорий, проблемы «диалога» со странами Ближневосточ­ной «Оси зла» могло быть связано с поездкой нашей делегации в Палестинскую автономию, где она могла бы выступить в качестве посредника в решении этой многолетней проблемы. Однако полити­ческого сближения с палестинским руководством со времени существования ближневосточного «Па­лестино-израильского конфликта» казахстанская сторона так и не осуществила. Данный процесс весьма закономерен: даже северный сосед Казахстана — Российская Федерация в лице ее экс- президента В.В. Путина, имея колоссальный опыт мирных дипломатических миссий, имея преиму­щественный политический вес в международных отношениях, так и не смогла добиться мирного уре­гулирования споров и конфликтов между Палестиной и Израилем, на которое она рассчитывала в ходе официального визита в Кремль руководителя политической верхушки радикальной исламской группировки Палестины «Хамас» Халеда Машааля. С другой стороны, руководство Казахстана, в рамках визита АНК в Израиль, не ставило принципиальных задач миротворческой миссии в палестино­израильском конфликте, так как существенным моментом для делегации стала демонстрация иудеям, проживающим в Казахстане, официальной позиции республики по вопросу права существования и дальнейшего развития «Земли обетованной», т.е. территории, обещанной иудеям Богом, — Израиля. Казахстанская позиция явилась наилучшим способом демонстрации внешнеполитического подхода страны — рассмотрения в совокупности вопросов политики и религии.

1  декабря 2008 г. в здании «Бейт Шалом» посольством был проведен «круглый стол», посвящен­ный теме «Межэтнический и межконфессиональный диалог». В его работе приняли участие предста­вители национальных меньшинств, различных религиозных конфессий, научных кругов, дипломати­ческого корпуса и СМИ Израиля. С приветственным словом выступили Чрезвычайный и Полномоч­ный посол РК в ГИ Галым Оразбаков и вице-спикер Кнессета Израиля, председатель межпарла­ментской комиссии Израиль-Казахстан А.Коэн. С докладами выступили представители обеих сторон. Центральным мероприятием «круглого стола», как сообщало информационное агентство «Казин­форм», стала презентация книг «Казахстанский путь» (автор — Н.А. Назарбаев) и «Н. Назарбаев — основатель казахстанской модели межэтнического и межконфессионального согласия», (вышедшей под редакцией Ж.А. Алиева), переведенных на иврит. В прениях и дискуссиях активно выступили представители арабской и друзской общин Израиля, а также исламской, христианской и иудейской ре­лигий. Участники «круглого стола» говорили о глубоком уважении к Президенту Казахстана Н. Назар­баеву и отметили, что дружеские и толерантные отношения между самыми различными этносами РК являются заслугой такого института, как Ассамблея народа Казахстана [3].

Процедуру презентации книг со стороны руководства страны и миссии АНК можно расценивать как высочайший по своему уровню дипломатический ход, своеобразный «эпатаж» позитивного значе­ния: политика создания Президентом Н.А. Назарбаевым благоприятных взаимных отношений между этносами и приверженцами той или иной конфессии на территории Казахстана предлагается руково­дящим слоям Израиля как модель, которую можно взять на вооружение при «диалоге» с политически­ми оппонентами. Презентация книг — своеобразный латентный политический намек на то, что вопро­сы религии и территориальных притязаний можно решать без силового метода, а посредством пре­вентивной дипломатии и согласия, что немаловажно при решении проблем создания Палестин­ской автономии, взаимоотношений с сопредельными государствами (Сирией, Египтом, Ливаном) и решении вопросов доступа мусульман к святым местам в Иерусалиме.

В ходе визита делегация посетила рощу имени Н.Назарбаева и приняла участие в церемонии по­садки деревьев. Заместитель председателя правления Еврейского национального фонда Игаль Ясинов отметил, что в Израиле всего шесть зеленых массивов названы в честь президентов дружественных стран и только один из них находится в центре страны — роща имени Президента Казахстана. В трех больших израильских городах — Ашдод, Бэйр-Шева и Хадера — совместно с Объединением выход­цев из Центральной Азии и Казахстана были проведены концерты с участием казахстанских и изра­ильских артистов.

По сути, роща, которая была посажена и названа в честь Первого Президента Республики Ка­захстан, — это дар всему казахстанскому народу, который в годы политических репрессий, а также в период депортации этносов предоставлял кров, убежище и помощь десяткам и сотням тысяч людей, не взирая на их национальную принадлежность и вероисповедание.

Отношения двух государств выступают как форма поручительства перед мировым сообществом за логичную, выверенную и скоординированную политику Республики Казахстан в ее национальной и религиозной политике, проводимой как в самой стране, так и за ее пределами. Хотя не только отноше­ния между государствами выступают в форме поручительства, но и сам Израиль выступает поручите­лем Казахстана перед мировой общественностью. Ярким примером подобного поручительства явля­ется летний визит 2008 г. главы иудейской общины Республики Казахстан в лице Главного раввина Казахстана Ешая Когена в Соединенные Штаты Америки с целью добиться от американских властей отмены поправки Джексона-Вэника, которая была добавлена в 1974 г. к закону США о торговле. Данная поправка ограничивает торговлю со странами социалистического (на сегодняшний день — постсоциалистического) блока, которые препятствуют эмиграции евреев и других граждан. Сейчас под действие поправки попадают Азербайджан, Армения, Белоруссия, Молдова, Россия, Таджики­стан, Туркменистан, Узбекистан и Казахстан [4].

В ходе визита духовный руководитель еврейской общины РК провел встречи с официальными представителями США, еврейским и правозащитным сообществами, религиозными лидерами, экспер­тами и американскими СМИ.

По данным Национального информационного агентства «Казинформ» основная цель визи­та заключалась в разъяснении американским партнерам реальной обстановки, связанной со свободой религии в Казахстане, укреплением религиозного диалога между РК и США, а также продвижением вопроса об отмене поправки Джексона-Вэника.

Через призму работы еврейской общины, а также опыта своей работы в Казахстане Главный раввин продемонстрировал особенности модели толерантности в стране. Он отметил, что Казахстан является единственной страной с доминирующим мусульманским населением, в которой евреи сво­бодно носят свою религиозную атрибутику, строят синагоги и свободно исповедуют свои религиоз­ные убеждения: «Даже во Франции евреи опасаются демонстрировать свои религиозные убеждения и скрывают свою религиозную символику». В Казахстане отсутствуют проявления дискриминации на религиозной почве, все нации и религии равны, их права уважают и защищают: «Правительство при­вержено сохранению духа толерантности — дара, полученного нацией от истории. Толерантность прививается в семьях и детских садах, воспитывается и закрепляется в школах и высших учебных заведениях».

Упоминая природу поправки «Джексона-Вэника», Ешая Коген дал понять, что еврейское сооб­щество Казахстана испытывает чувство горечи по поводу действия указанной поправки в отношении нашей страны. «Когда нам было плохо, мы стучались во все двери, и Штаты услышали нас. Сегодня, когда мы чувствуем себя в Казахстане как у себя дома, мы обращаемся к нашим американским парт­нерам и новой администрации с просьбой решить вопрос о снятии поправки в отношении Казахста­на», — говорил Главный раввин в ходе встреч с официальными представителями США [5]. Он также отметил, что казахстанское руководство прилагает максимум усилий по большему вовлечению рели­гий в общественное строительство. В качестве наглядного примера он упомянул недавнюю совмест­ную работу с правительством по подготовке поправок в Закон РК о свободе религии.

В рамках своего визита Главный раввин Казахстана провел первый диалог с религиозными ли­дерами в рамках ранее инициированного Посольством РК в США проекта по установлению сотруд­ничества между представителями религий Казахстана и США. Состоялся обширный обмен мнениями по вопросам международного межрелигиозного диалога. Американская сторона проявила повышен­ный интерес к казахстанской модели религиозной толерантности, а также международным инициати­вам нашей республики в указанной области.

В рамках пребывания Главного раввина в Вашингтоне Посольство РК организовало показ нового фильма «Подарок Сталину» (совместное производство Казахстана, Израиля, России и Польши) о ма­леньком еврейском мальчике Сашке, нашедшем спасение в Казахстане в годы сталинских репрессий. Сила духа, простая человеческая доброта, истинное взаимное уважение и толерантность, ярко проде­монстрированные в фильме, произвели глубокое впечатление на аудиторию, состоявшую из представи­телей Конгресса, Госдепартамента, ряда других ведомств и общественных организаций США [5].

По сообщениям «Интерфакса» Главный раввин Казахстана считает, что парламент США все- таки должен отменить поправку Джексона-Вэника в отношении республики. "В свое время эта по­правка была направлена на защиту евреев Советского Союза, однако сейчас в Казахстане нет никакой необходимости оказывать такую защиту", — сказал раввин в ходе встречи с представителями амери­канского парламента, казахстанского МИД и духовенства, посетивших синагогу "Бейт Рахель — Ха- бад Любавич" в Астане. По мнению Е. Когена, очевидно, что поправка будет отменена "в любом слу­чае". "Но сейчас мне, как представителю еврейской общины, обидно, что меня пытаются защитить от несуществующей опасности", — признался раввин. Он поинтересовался у присутствовавшего на встрече американского сенатора Бенджамина Кардина, какие настроения царят в настоящее время в американском парламенте относительно отмены поправки Джексона-Вэника в отношении Казахста­на. В ответ на это сенатор заявил, что в отношении Казахстана отмена данной поправки осложняется только процедурными и бюрократическими вопросами и не имеет политической подоплеки.

В ходе встречи Б. Кардин выразил желание оказать "какую-либо помощь" еврейской общине Ка­захстана. В свою очередь раввин Е.Коген отметил, что "в Казахстане евреи ощущают себя частью еди­ного казахстанского народа и не нуждаются ни в какой специфической помощи". При этом он добавил, что любое содействие, оказанное Казахстану в целом, "будет высоко оценено еврейской общиной" (подчеркнуто нами. — С.Н.) [6].

«Оценка» иудеями содействия, оказанного Соединенным Штатами Америки Казахстану, может интерпретироваться по-разному: с одной стороны, как приобретение в лице Казахстана надежного партнера в вопросах обеспечения региональной безопасности Центральной Азии; с другой — как шаг, о котором США не пожалеют в будущем при взаимодействии с иудейскими бизнес-кругами Ка­захстана, способными осуществлять американское лобби на внутренних и внешних рынках Казахста­на; с третьей стороны, как гарант (или точнее — гарантия) со стороны Казахстана перед иудеями Америки, которые также заинтересованы в процветании казахстанских единоверцев и, как следствие, в процветании евреев в государстве Израиль.

Ни для кого не является секретом то, что иудеи всего мира осуществляют финансовую помощь своей главной Отчизне — государству Израиль. Преуспевающие бизнес-круги иудеев даже вне рамок своей исторической родины стремятся помочь израильским собратьям по вере. Иудеи Казахстана не являются тому исключением. В республике действует большая еврейская диаспора численностью около 50 тысяч человек, в столице располагается самая большая в Центральной Азии синагога (возле Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева), к 2006 г. по республике насчитыва­лось 21 иудейское сообщество.

Неоднократные попытки Казахстана призвать мусульманский мир и государственное образова­ние Израиль к урегулированию арабо-израильского конфликта снискали уважение и поддержку у тех и других. Дипломатический демарш Республики Казахстан не остался незамеченным бизнес-элитой Соединенных Штатов Америки, значительная часть которых на сегодняшний день, как известно, представлена иудеями. Поэтому благополучие иудейской конфессии Казахстана в определенном смысле — благополучие финансово-материальной помощи единоверцам за рубежом.

По мнению независимого французского журналиста Ануана Блуа, «несмотря на свою географи­ческую отдаленность от Центральной Азии, Израиль играет все более важную роль в экономике ре­гиона». Израильские чиновники и ведущие бизнесмены рассматривают Центральную Азию как весь­ма привлекательный регион для вложения инвестиций по целому ряду причин, включая неограни­ченные запасы природных ресурсов и наличие большого количества относительно недорогой, но ква­лифицированной рабочей силы.

В контексте своего анализа Антуан Блуа представляет следующие доводы: «Для того чтобы помочь развить местную экономику, Израиль также надеется повлиять на евреев, проживающих в Центральной Азии и убедить их не эмигрировать из региона. В то же время Израиль может предложить чиновникам Центральной Азии уникальную возможность установить торговые связи с мировыми рынками. У Израи­ля установлены торговые отношения как с США и Европейским Союзом, так и с Канадой, Чешской Республикой, Словакией, Польшей, Иорданией и Турцией» [7].

Несомненно, государство Израиль располагает большой разветвленной сетью торгово­экономических связей, которая охватывает фактически все регионы Земного шара. Однако стоит отме­тить, что в этом заслуга не только внешнеполитического ведомства Израиля, но также результат успеш­ного функционирования различных политических, торгово-экономических или культурных органи­заций, созданных за пределами Израиля на еврейской этнической основе. Одной из таких организа­ций в регионе Центральной Азии можно по праву назвать ЕАЕК (Евро-Азиатский еврейский кон­гресс), возглавляемый известным филантропом, ведущей фигурой промышленно-финансовой элиты Республики Казахстан Александром Машкевичем.

ЕАЕК официально возник 5 марта 2002 г. и к настоящему моменту достаточно громко заявил о себе как о новом международном еврейском объединении. Это обновленная континентальная секция знаменитого Всемирного еврейского конгресса (ВЕК), четвертая по счету после европейской и двух американских. Впрочем, в «зону ответственности» ЕАЕК входят не только государства СНГ, но еще и Индия, Монголия, Япония, даже Австралия — всего 28 стран [8].

Необходимо констатировать, что место и роль ЕАЕК во внешнеполитической деятельности Рес­публики Казахстан в русле установления внешнеэкономических связей, определения государственной политики в области религии, осуществления межконфессионального диалога, как в стране, так и за его пределами, велики. Руководитель ЕАЕК тратит сотни тысяч долларов на поддержание еврейской рели­гиозной жизни в Казахстане и на финансирование Евро-Азиатского еврейского конгресса, в создании которого он принял активное участие. Эта организация, ставящая перед собой в основном представи­тельские координирующие функции, объединяет еврейские общины из двух десятков стран бывшего Советского Союза, Азии и Тихоокеанского региона. Местные еврейские лидеры утверждают, что по­явление Машкевича у руля еврейской общины кардинально изменило положение евреев в Казахста­не. "Появился харизматический лидер и человек, у которого есть деньги, — сказал Александр Барон, президент ассоциации "Мицва", объединения еврейских культурных и благотворительных центров Казахстана. Мы сразу же вышли на качественно другой уровень. Во всем" [9].

Александр Машкевич — один из семи евреев, входящих в структуру управления Всемирного еврейского конгресса и один представитель от стран СНГ. Процветание единоверцев-иудеев Израиля, как впрочем и процветание самого государства Израиль, является для А. Машкевича непременным атрибутом его общественно-политической деятельности. В одном интервью с журналистом Валерием Вайнбергом А. Машкевич сказал: «Для всех евреев государство Израиль — священная историческая роди­на. И я буду делать все возможное, чтобы Израиль процветал. Мы участвуем в многолетней израильской программе поддержки Армии Обороны Израиля. Я лично вкладываю немалые средства в эту программу, привожу на самолете матерей израильских солдат, чтобы они смогли увидеться» [10].

Пожалуй, главное сегодня в деятельности ЕАЕК — это установление диалога между иудаизмом и исламом. Собственно говоря, сами по себе ислам и иудаизм чрезвычайно близки. Если ревностные приверженцы ортодоксального иудаизма и ставят под сомнение христианскую приверженность моно­теизму, ссылаясь на догмат о троице, то в монотеизме мусульман у евреев никаких сомнений никогда не возникало. Поэтому иудею теоретически позволено даже молиться в мечети. И не религия как тако­вая, а только геополитика в последние десятилетия противопоставила друг другу эти две конфессии.

В конце октября 2002 г. по приглашению Машкевича раввины из Великобритании, Франции, Израи­ля, Австралии, России, Украины и других стран приехали в Алматы, где был учрежден Совет раввинов ЕАЕК. Затем в это же время состоялся диалог с руководством Духовного управления мусульман Казах­стана (ДУМК), итогом которого стало подписание совместного меморандума. В его тексте заявлено, что между исламом и иудаизмом нет принципиальных противоречий, осуждается терроризм и содержится призыв к продолжению контактов между иудеями и мусульманами на всех уровнях.

Вероятно, Казахстан является одним из наиболее подходящих мест для начала такого диалога. Развитие республики с момента обретения государственного суверенитета проходило в условиях экономической и политической стабильности. Ни в одной мусульманской стране за последние десять лет не было построено такого количества синагог, как в Казахстане. Конечно, светский Казахстан, многонациональный и поликонфессиональный, где «титульный» народ никогда не был склонен к ре­лигиозному фанатизму, можно назвать «мусульманской страной» лишь с некоторой долей услов­ности. Наконец, Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев обладает, пожалуй, равным авторитетом как в Израиле, так и на арабском Востоке. Президент Казахстана обещал взять под свою эгиду миро­вой еврейско-мусульманский диалог и «реально сделать Казахстан центром этого диалога», подклю­чив к нему руководителей других государств и конфессий.

Встреча с лидером Казахстана принесла еще один важный результат. Наблюдатели не исклю­чают, что именно благодаря влиянию Назарбаева руководство Ирана решилось освободить из-под стражи нескольких евреев, обвиненных в шпионаже в пользу Израиля [8].

Именно ЕАЕК стремится всячески предотвратить насаждение превратно выработанного миро­выми СМИ стереотипа о такой миролюбивой конфессии, как ислам, по крайней мере, в самом Казах­стане. Лидер ЕАЕК на дипломатической практике добивается изменения отрицательного отношения иудеев и представителей других мировых конфессий к приверженцам ислама, как к «идеологам» тер­роризма и экстремизма. Даже вполне умелая, на наш взгляд, попытка изменить точку зрения Машке- вича на диаметрально противоположную, предпринятая его собеседником Александром Коганом, не увенчалась успехом [11].

На высказывание А.А. Машкевича о том, что «на протяжении многих и многих веков евреи (Ка­захстана. — С.Н.) всю жизнь жили, живут и ... будут жить с мусульманами в мире, дружбе и добросо­седстве», его собеседник А.Р. Коган процитировал документ, который был составлен буквально через месяц после начала интифады, когда по приглашению Президента Назарбаева Казахстан с официаль­ным визитом посетил министр обороны и авиации Саудовской Аравии принц Султан Бин-Абдель Азиз. По окончании переговоров МИД РК распространило заявление, в котором, в частности, гово­рилось: "Стороны подтвердили, что стабильность и безопасность на Ближнем Востоке невозможны без восстановления законных прав палестинского народа, включая его права на создание независимо­го государства со столицей в Аль-Кудс Аль-Шарифе и полного возвращения оккупированных Сирий­ских Голанских высот до границ по состоянию на 4 июня 1967 г. Стороны призвали мусульманские государства занять единую позицию и приложить все усилия для недопущения актов насилия против палестинского народа и исламских святынь. Стороны подтвердили необходимость всесторонней под­держки мусульманскими государствами палестинского народа". Определенно цитата документа носила провокационный характер, но глава ЕАЕК доступно и вполне логично изложил содержание текста доку­мента. Он ответил следующим образом: «Очень часто в политике происходят вещи, которые из общей картины "выпадают". Скажу вам так, то, что каждый день делает Назарбаев, не соответствует той пози­ции, которая высказана в процитированном вами документе. Да, Президент выступает за то, чтобы каж­дая нация имела право на самоопределение, но и ОДНОЗНАЧНО выступает против террора и экс­тремизма» [11].

Таким образом, взаимодействие иудеев и государственной власти в Казахстане определенно можно охарактеризовать как дальновидные и во всех отношениях приоритетные.

Список литературы

1      Новые перспективы // mitsva.kz/events/2007/alma2206/index.shtml (сведения от 22.06.2007 г.)

2      Квятковский О. Главный раввин Казахстана Ешая Коген: «Служу до самого последнего еврея.» // Столичная жизнь. 2004. — № 12 (166). — 1 апр. // zonakz.net/articles/5912

3       Визит в Государство Израиль делегации Ассамблеи народа Казахстана // atyrauobl.kz/vizit-v-gosudarstvo-izrail- delegacii-assamblei-naroda-kazaxstana/4342 (сведения от 05.12.2008 г.); см. также:  vkurse.kz/ main/news/politics_and_society/ 18032-vizit-v-gosudarstvo-izrail-delegacii. Html

4       Главный раввин Казахстана обратился к официальным представителям США. //contur.kz/node/216 (све­дения от 05.03.2008 г.)

5       Вашингтон посетил главный раввин Казахстана // .automan.kz/82797-vashington-posetil-glavnyjj-ravvin- kazakhstana.html (сведения от 7 марта 2008 г.)

6       В Казахстане евреи ощущают себя частью единого казахстанского народа. //titus.kz/? type=kz&previd=6715 (сведения от 04 июля 2008 г.)

7       Блуа Антуан. Израиль начинает свою игру в Центральной Азии // eurasianet.org/russian/departments/business/articles/eav082301ru.shtml (сведения от 21.02.09 г.)

8    Сигал Лев. Евреи Евразии: Центром еврейской жизни континента становится Казахстан //ogoniok.ru/archive/2002/4775/47-48-49/ (составлено 05.03.2003 г.)

9       Кричевский Лев. Еврей из Евразии //nomad.su/? a=10-200410290318 (составлено 29.10.2004 г.)

10 Вайнберг В. Александр Машкевич — главный еврей Казахстана // zakon.kz/our/news/news.asp? id=31707 (составлено 07.12.2004 г.)

11 Коган А.Р. Бесконфликтный лидер: Интервью с Александром Машкевичем //zhurnal.lib.ru/k7kogan_a_r/bes konfliktnyjlider.shtml (составлено 28.10.2002 г.)

Фамилия автора: Н.К.Смагулов
Год: 2010
Город: Караганда
Категория: История
Яндекс.Метрика