Самоидентификация и развитие сознания народной принадлежности этнических казахов в Кыргызстане

Каждая нация и каждый этнос (народ) имеет характерные черты, определяющие ее принадлежность. Самоидентификация и сознание этнической принадлежности являются главными факторами, разделяющими этносы (народности) и продлевающие их жизнь. Среди этнических казахов в Кыргызстане до сих пор развивается этнический язык, сохранилось наследие от предков, имеющее огромную историческую и культурную ценность, а так же семейные традиции, переходящие из поколения в поколение. Мы стали свидетелями культурных достижений казахов в Казахстане и очень ими гордимся. В статье показана тесная связь казахов с Родиной, сохранение и укрепление сознания этнической принадлежности казахов.

У каждой нации и этноса есть свои особые характерные черты и особенности, которые отличают их от других народов. Как правило, к ним относятся язык, материальное и духов­ное богатство, сформированное на основе хозяйственно-жизненного уклада, на основе поведения и психологического уклада нации. В дополнение к этому можно перечислить их религию, и, сформировавшееся на основе этой религии, культуру, обычаи, традиции и конеч­но, внешний вид этноса. Но самой важной особенностью, которая отличает один этнос от другого и продлевает ему «жизнь» является его самоидентификация и этническое созна­ние. (1) Одним из самих сложных проблем в науке этнология считается сохранение и разви­тие этнического сознания и самосознания на­родов. Основные причины самосознания эт­носов, на основе каких факторов оно усили­вается и укрепляется - в науке этнология на современном этапе эти проблемы считаются одними из важнейших. Сейчас во время всеоб­щей глобализации, когда усиливается тесная взаимосвязь между этносами не только в рам­ках одного государства, но и между разными странами вопросы этнического сознания и само­сознания в науке этнология стоят остро, так как в каждой стране мира есть национальные меньшинства. Их вопросы, сейчас превращаются в большую проблему не только в рамках одной взятой страны, а и в межгосударственном мас­штабе. Вопросам национальных меньшинств в настоящее уделяется большое внимание со сто­роны самых высоких международных органи­заций.

На прошедшей в Кыргызстане переписи населения национальность проживающих в стране людей была зарегистрирована на ос­нове ответа опрашиваемых, а национальность детей была записана на основе ответов их родителей.(2) Значит увеличение или умень­шение количества этнических казахов, прожи­вающих на территории Кыргызстана по пока­заниям 1989, 1999, 2009-годов составлены на основе их собственных ответов. Если в 1989 году в Кыргызстане считали себя этническими казахами 37,3 тысячи человек, то в 1999 году считали себя казахами уже 42,7 тысячи че­ловек. А в 2009 году 33,2 тысячи граждан от­ветили, что они являются казахами по нацио­нальности или относят себя к их числу.(3) Получается, за время двух переписей число казахов в Кыргызстане уменьшилось на десять тысяч человек. По статистическим данным с 1991 по 2010 годы, из Кыргызстана выехали на постоянное место жительство в Казахстан свыше 8,6 тысяч казахов или 2,3 тысячи ка­захских семей.(4) Это значит, что большая часть казахов не ассимилировалась в Кыр­гызстане и вернулась на свою историческую родину. По мнению некоторых казахстанских ученых, многие кыргызстанские казахи запи­сали себя кыргызами, не придавая этому ни­какого значения.(5) По нашему мнению ка­захов, записавших себя кыргызами, можно выявить только в результате глубоких иссле­дований. Во- вторых, если какие- либо казахи записали себя кыргызами, они сделали это осознанно, придавая этому определенное зна­чение, заставить их записать себя кыргызами насильно никто не мог. И наконец, мы думаем, что казахов осознанно записавших себя кыр- гызами не так много. В будущем эта проблема еще потребует более глубоких научных ис­следований. В ответах на вопрос «Ваш родной язык?» среди людей, относящих себя к казах­скому этносу, мы видим совсем другую кар­тину. Если в 1999 году в Кыргызстане из 42,7 тысяч казахов, относящих себя к казахскому этносу, только 32,2 тысячи этнических казахов считали казахский язык своим родным языком, а в 2009 году при переписи населения из 33,2 тысяч этнических казахов лишь 22,4 тысячи считали казахский язык своим родным языком. Другими словами, в конце 90-х годов из 10 тысяч этнических казахов, проживающих в Кыргызстане, основное большинство, более двух третьих из них назвали родным языком кыргызский язык, а одна четвертая часть назвала родным языком русский язык. Около ста человек из опрошенных назвали родным языком узбекский язык и столько же человек назвали родным языком другие языки. А в 2009 году при переписи населения около 11 тысяч казахов назвали своим родным языком не казахский язык, а языки других народов. Например, свыше 90% из них назвали родным языком кыргызский язык, одна вторая из них назвала русский язык, свыше ста из них назвала узбекский язык и свыше шестидесяти человек назвали родным языком языки других этносов.(6) Статистические материалы пере­писи населения были записаны на основе от­ветов опрашиваемых этнических казахов. А во время этнологической экспедиции автора этой научной работы в Иссык-Кульскую, Таласкую, Чуйскую и другие области, во время встреч с казахами, основная часть из них отвечала на вопросы на кыргызском и русском языках. Таким образом, если большинство казахов, проживающие в Иссык-Кульской и Талаской областях в основном говорили и давали ин­тервью на кыргызском языке, то в Чуйской области, где проживает много русского насе­ления респонденты отвечали на вопросы на русском языке. Отвечающих на вопросы или беседующих на родном языке казахов было очень мало. По нашему мнению, почти все этнические казахи плохо говорят на родном языке или попросту не владеют им. На вопрос «Какой язык является вашим родным языком или какой язык вы считаете своим родным языком?» они отвечали на русском или кыр­гызском языках, или же отвечали очень кратко «казахский язык». Этим они показали плохое знание казахского языка. Получается, что если даже основное большинство этнических ка­захов знают казахский язык плохо, они счи­тают язык, на котором говорили их предки, своим родным языком. По-нашему мнению, статистический материал переписи населения по родному языку не очень точно отражает действительные процессы, которые происхо­дят в языковой среде этнических казахов про­живающих в Кыргызстане. В быту, в повсе­дневной жизни, при общении казахский язык среди казахов используется очень мало. По нашему мнению, то, что казахи, при том, что они плохо знают или плохо говорят на этни­ческом родном языке, все же назвали казах­ский язык своим родным языком, отражает их национальное самосознание и их внутренний мир. Этим они хотели показать, что относят себя к этническим казахам, доказывая еще раз свое этническое самосознание.

Если смотреть с другой стороны, некоторые представители этносов, несмотря на то, что не говорят и не знают свой родной язык, показали что их этническая самоидентификация и национальное сознание стоят выше и прочнее чем знание родного языка. Это хорошо видно на примере этнических казахов Кыргызстана. Как показали вышеприведенные материалы переписи населения в Кыргызстане, несмотря на то, что родной язык отцов и предков не несет свою полную миссию для казахов, т.е. этнические казахи не используют полнокров­но свой родной язык, не говорят на нем, ка­захский язык является одним из факторов сохранения и развития самосознания и нацио­нального сознания. Также очевидно иногда несовпадение исторического языка предков и национального сознания. За последние десять лет свыше десяти тысяч этнических казахов в Кыргызстане считают своим родным языком кыргызский язык, но по своей самоиденти­фикации они называют себя казахами. Отно­шение этнических казахов Кыргызстана к языку своих предков и к своему этническому назва­нию “казах” ясно показывает процесс, проис­ходящий в мире между родным языком этноса и их этническим сознанием, их взаимосвязь.(7) Развитие родного языка этноса, его функции в разных сферах и развитие этнического созна­ния не всегда совпадает. Даже если язык те­ряет свои функции, этническое сознание про­должает жить, что очень ясно прослеживается на примере этнических казахов, проживающих в Кыргызстане. Ослабление и сужение функ­ций родного языка этноса в жизни и в об­ществе не говорит о том, что вместе с ним теряется национальное самосознание и само­идентификация этноса. Во время этнологи­ческой полевой экспедиции в разных частях русскоговорящего и кыргызскоговорящего Кыргызстана нам встретились очень много этнических казахов называющих себя ка­захами. Получается, по сравнению с родным языком продолжительность жизни этнической самоидентификации и этнического самосозна­ния дольше. Это опять-таки очень хорошо видно на примере этнических казахов Кыр­гызстана. Поэтому мнение (8) казахстанской ученой Б. Ракишевой о том, что кыргызстан- ские казахи ассимилируются с кыргызами, не соответствует действительности.

Еще одним из важных и сильных факто­ров развития самоидентификации и нацио­нального самосознания этнических казахов Кыргызстана является передаваемое от поко­ления к поколению историческое и культурное наследие, семейные традиции и обычаи, остав­ленное предками последующим поколениям.

Семья выполняет основную роль в укреп­лении самоидентификации и этнического само­сознания казахов. При рождении ребенка, во время заполнения графы о национальности ребенка основное слово принадлежит родите­лям. При получении юношами и девушками паспорта, родители в графе национальность просят вписать слово казах.

Несмотря на то, что у кыргызов и казахов традиции и обычаи в основном совпадают, у казахов сохраняются свои самобытные обы­чаи, передающиеся от поколения к поколению. Например, обычай «бет ачаар», «жуз ачаар» (смотрины невесты) при вступлении молодых в брак присуще только казахам. Казахи, про­живающие в Кыргызстане, бережно хранят этот обычай и много рассказывают о нем. По этому обычаю на свадьбе невесту выводят к гостям и присутствующим, открывают на­кидку с лица невесты и проводят смотрины. Гости смотрят на невесту и говорят ей поже­лания счастья, долголетия, детей. Открывания накидки с лица невесты сопровождается пе­нием акынов, которые восхваляют невесту, воспевают ее, описывают ее красоту. После этого приглашаются родственники жениха, пришедшие на той, и происходит представле­ние-знакомство их гостям и невесте. Это пред­ставление также сопровождается импровизи­рованным песнопением и восхвалением их акынами и певцами. Акыны стараются раз­веселить гостей, много шутят, стараются, чтобы гости как можно больше подарили по­дарков молодым. Таким образом, той начи­нается шутками, песнями и весельем. Такого обычая у кыргызов нет. Для казахов, прожи­вающих в Кыргызстане, эта традиция является одним из важных признаков самоидентифи­кации казахов в традиционной культуре.

Одной из прочных сохранившихся осо­бенностей в семье казахов является казахский бешбармак. Он изготавливается из тонко рас­катанных и нарезанных на квадратики раз­мером 3 на 5 см теста и мяса нарезанного крупными кусками, которое подается на боль­шом блюде. Это блюдо у казахов считается самым почетным, и также является одним из факторов их самоидентификации внутри мате­риальной культуры, становлении сознания и национального самосознания.

Одной из причин сохранения, развития и укрепления национального сознания этнических казахов в Кыргызстане является то, что наши казахи глубоко впитали самобытную духовную культуру своего народа, любят ее и гордятся ее достижениями. Например, кыргызстанские казахи всегда с интересом читают произведе­ния таких писателей и поэтов казахской лите­ратуры как Абай Кунанбаев, Жамбыл Жабаев, Мухтар Ауэзов, Сакен Сайфулин, Сабит Му- канов, Олжас Сулейменов, Мухтар Шаханов.

Также очень гордятся кыргызстанские ка­захи и достижениями Казахстана в области искусства. Они любят слушать любимые казах­ские песни в исполнении известных артистов Эрмека Серкебаева, Бибигуль Тулегеновой, Розы Рымбаевой, Макпал Жунусовой и других.

Особо гордятся они замечательно и кра­сиво снятым историко-драматическим худо­жественным фильмом о любви и несбывшемся счастье «Кыз Жибек» и желают снять такой же фильм и кыргызам.(9)

Фактором прочного сохранения националь­ного сознания этнических казахов Кыргыз­стана является и соседнее расположение Ка­захской Республики и Кыргызстана, тесные экономические, политические и социальные взаимоотношения. Как упоминалось в преды­дущих главах данной научной работы этни­ческие казахи, проживающие в приграничных местах Кыргызстана, например в Чуйской и Талаской областях и в городе Бишкек тесно и разносторонне общаются с казахами, прожи­вающими в приграничных районах Казахстана и очень хорошо говорят на своем родном языке. Этнические казахи, проживающие в приграничных районах, сохраняют мобильные социальные связи: выходят замуж и женятся, бывают в гостях, часто посещают друг друга по всяким другим жизненно-бытовым воп­росам. В результате этого они всегда в курсе происходящих экономических, социально-по­литических и культурных процессов в Казах­стане, впитывают для себя все нужное и по­лезное оттуда. Многие молодые люди обу­чаются в Алмате, Астане и других городах Казахстана, много тех, кто учится и одновре­менно работает. Они тоже являются одними из хранителей и носителей новых веяний, этни­ческих обычаев.

Широкое распространение в Кыргызской Республике средств массовой информации, особенно радио и телевидения Республики Казахстан является главной причиной сохра­нения и дальнейшего развития национального сознания и самосознания этнических казахов Кыргызстана. Во всех уголках Кыргызстана, особенно в Чуйской, Таласской, Иссык-Куль- ской областях, городе Бишкек, непрерывно транслируются телепередачи «Хабар», «К+» и «ЕА» Республики Казахстан. Кыргызстанские казахи регулярно смотрят эти телепередачи. Эти телепрограммы послужили углублению этнической самоидентификации кыргызстан- ских казахов. В свою очередь это подняло на­циональное сознания этнических казахов и является одним из основных факторов ее укрепления. К тому же среди стран Централь­ной Азии технически хорошо оснащенное, раз­вивающееся быстрыми темпами телевидение Республики Казахстан, предлагает зрителям относительно интересные и разнообразные телепередачи. Интересные и привлекательные телепередачи Казахстана, прямые репортажи казахстанских журналистов из дальних стран усиливают интерес этнических казахов к своей исторической родине, вызывают гордость и восхищение историей, социально-экономи­ческими достижениями.

В последнее время среди кыргызстанских казахов усиливается интерес к древней исто­рии казахов, пройденному ими героическому пути. Подвиги казахских героев Алпамыс, Ка- банбай, Кордай, Кобланды, Абылай, Норузбай, Кененсары и других, заслуги биев, их вклад в развитие казахского народа вызывают все больший интерес. С интересом читают книги, посвященные им, печатные материалы средств массовой информации, смотрят и слушают теле-радио передачи, что вызывает в них чув­ство гордости.

Бурное экономическое и социальное раз­витие Республики Казахстан, роста ее автори­тета на международной арене, наряду с этим политический и социально-экономический кризис в Кыргызстане, различные социальные столкновения еще более усиливают интерес этнических казахов Кыргызстана к истории, языку, культуре своей исторической родины.

Они гордятся тем, что за годы независи­мости и суверенитета была создана столица Астана, ее нынешние архитектурные достиже­ния, быстрые темпы строительства с сохране­нием элементов традиционного казахского домостроения. Бурный рост экономики Казах­стана, которая оказалась вне различных миро­вых кризисов, добыча полезных ископаемых, нефти, газа и их переработка, доведение их результатов до широкого круга населения по­родила восхищение и гордость среди кыргызстанских казахов. Быстрый рост заводов и фабрик, выпуск качественных товаров и экспорт их за рубеж, сокращение безработицы, высокая заработная плата в государственных организациях побудили у казахов еще боль­ший интерес к исторической родине.

Относительно невысокая внешняя миграция Казахстана среди стран Центральной Азии, выезд кыргызстанских граждан на работу в Казахстан среди кыргызстанских казахов выз­вало гордость за Казахстан и его народ.

Достижения Республики Казахстан за пос­ледние годы в международных отношениях, успехи во внешней политике, проведение равноправной политики с крупными держа­вами в политике и экономических отноше­ниях, достижения в спортивных состязаниях, особенно на Олимпийских играх в Лондоне вызвали огромную гордость. Независимость во всем, прежде всего проведение независимой экономической политики, полнокровное раз­витие как самостоятельного государства, силь­ная, вооруженная современной техникой ар­мия, усилило восхищение кыргызстанских казахов. Все эти психологические волнения в свое время создали условия для сохранения этнического сознания казахов, ее укрепления и дальнейшего развития.

Правительство Республики Казахстан с пер­вых дней суверенитета в силу своих возмож­ностей начало предпринимать попытки для того, чтобы этнические казахи, проживающие за рубежом, возвращались на свою истори­ческую родину. 18 ноября 1991 года Кабинет министров Казахской ССР принял постанов­ление «О порядке и условиях переселения в КССР лиц коренной национальности, изъявив­ших желание работать в сельской местности, из других республик и зарубежных стран» (10).

В данном постановлении Правительства Республики Казахстан было предусмотрено за счет государства обеспечение переселения и создание всех условий казахским семьям, изъявившим желание переселиться в Казах­стан. На высшем уровне было решено обеспе­чить работой всех переселившихся на свою историческую родину казахов. Также государ­ство брало на себя обязательство предоставить всем переселенцам-казахам дом, обучение в школах и вузах, обеспечение детскими садами детей дошкольного возраста. В результате принятия такого постановления многие казахи, проживающие за рубежом, начали возвра­щаться в Казахстан. Прошло немного времени, как 3 июля 1992 года Кабинет министров Казахской ССР принял постановление «Об организованной встрече лиц коренной нацио­нальностей, изъявивших желание переехать на свою историческую родину, в том числе для проживания в городской местности» (11). На основании данного постановления, возвратив­шиеся из-за рубежа, могли получить вид на жительство не только в сельской местности, но в городах. Также предоставлялись льготы на транспорт для переезда. В том же году 23 сентября вышло постановление Кабинета ми­нистров Республики Казахстан «Об обеспече­нии представителей казахской диаспоры за рубежом при нахождении их на территории Республики Казахстан всеми социально-эко­номическими льготами», что создало условия, чтобы казахи, проживающие в любой стране мира, чувствовали себя представителями Ка­захстана, казахскими гражданами». На осно­вании данного постановления для иностран­ных казахов, прибывших в Казахстан, пре­доставлялись многие льготы по транспорту, в вузах страны, тем, кто занимается бизнесом и предпринимательством - в получении кредита, были упрощены заполнение различных доку­ментов (12). Вышеуказанные постановления правительства Казахстана вызвали большой интерес и среди казахов, проживающих в Кыр­гызстане. Небывало возрос интерес к истории Казахстана, казахскому языку, культуре. Такая ситуация в свою очередь, усилило у многих желание «стать казахом». Поэтому в послед­нее время среди этнических казахов Кыргыз­стана, особенно среди молодежи, очень остро ставится вопрос переезда в Казахстан. Моло­дежь, как было отмечено выше, после полу­чения высшего образования не возвращается в Кыргызстан, их основная часть находят работу и остаются там навсегда.

29 сентября 1992 года в городе Алмата на­чал свою работу первый Курултай казахов мира. В работе Курултая приняли участие более 800 казахов из 33 стран, Президент Республики Ка­захстан Н.А.Назарбаев выступил с речью. В своей речи Н.А.Назарбаев отметил: «Наша высокая миссия на будущее создать такие условия, чтобы казахи, проживающие в любой стране мира, чувствовали себя представителями Ка­захстана, казахскими гражданами»(13).

В последующем в 2002, 2005 и 2011 годах были проведены II, III, IV курултаи казахов мира. Была создана ассоциация казахов мира, ее председателем был избран Президент Рес­публики Казахстан Н.А.Назарбаев. Были соз­даны рабочие органы ассоциации, постоянно действующие структуры, которые теперь бу­дут проводить постоянную работу с казахами, живущими за рубежом. Представители кыр- гызстанских этнических казахов принимают активное участие в работе всемирного Курул­тая казахов и основная казахская диаспора хорошо знает о чем говорилось на Курултае, какие высказывались мнения и предложения. Кыргызстанские казахи поддерживают тес­ную связь со всемирной ассоциацией казахов и обмениваются новостями. В свою очередь ассоциация играет огромную роль в углубле­нии и укреплении самосознания и националь­ного сознания не только кыргызстанских, но и казахов всего мира.

Казахи Кыргызстана особо гордятся дея­тельностью Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева, тем что он делает для народа, для страны, как глава страны, его дальновид­ностью, отеческой заботой по укреплению дружбы и единства многонационального, мно­гоконфессионального народа Казахстана. Они связывают все достижения и успехи за годы независимости в Казахстане с мудрой и даль­новидной политикой Н.А.Назарбаева, с тем, что он ставит на первое место интересы на­рода, гордятся тем, что он выходец из простой казахской семьи. Они всегда сравнивают его с неспособными, жадными главами Кыр­гызстана, которые не думая о судьбе государ­ства, о будущем народа, бессовестно грабили богатства своей страны и своего народа, и еще более гордятся своим президентом Н. А.Назарбаевым, который, как они считают, создан для счастья казахского народа. Этот фактор тоже послужил хорошим точком для развития самосознания и национального созна­ния казахов Кыргызстана.

Следовательно, несмотря на то, что многие казахи Кыргызстана не знают казахского языка, их самосознание и этническое сознание еще очень сильно. Среди казахов знание казах­ского языка и общение на родном языке не совпадают с их национальным сознанием. Большинство казахов, хотя и не знают родного языка, считают себя казахами. Есть много при­чин сохранения этнического сознания казахов Кыргызстана. Прежде всего, главным фак­тором сохранения этнического сознания каза­хов являются их семьи. Родители в семье по­стоянно напоминают о том, что они являются казахами, об их богатой истории и культуре, которая охватывает многие тысячелетия. Кроме того, при получении детьми паспорта они за­писывают их национальность - казах.

Близкое расположение Казахстана с Кыр­гызстаном, тесное взаимотношение казахов с исторической родиной, широкое вещание средств массовой информации Казахстана в Кыргыз­стане, близость двух стран и двух народов по своей антропологии, языку, вере, хозяйствен­но-культурной структуре, материальной и ду­ховной культуре, стремление правительства Республики Казахстан на государственном уров­не создать все условия для казахов проживаю­щих за границей, для их переезда на родину предков, к своему народу, для усиления связи между ними создает самые благоприятные ус­ловия для укрепления и сохранения этнического сознания казахов живущих и работающих за рубежом.

Во время полевой этнологической экспеди­ции автора кыргызстанские казахи говорили, что большинство из них по различным со­циально-бытовым причинам часто посещают своих родственников, проживающих в Казах­стане. Ездят к друг другу на тои и поминки, да и по другим причинам тоже. По их рассказам во время посещения своих родственников ка­захские родственники обычно встречают их словами “Приехали наши кыргызские род­ственники из Кыргызстана”. При приезде в Кыргызстан они часто слышат “наши казах­ские родственники”. Возможно вследствии этого появилось и распространилось крылатое вы­ражение “ Когда мы едем в Казахстан мы кыр- гызы, а в Кыргызстане мы казахи”. Все это определенно показывает влияние кыргызов и других национальностей на жизнь, быт, куль­туру, язык и другие стороны жизни кыргыз- станских казахов.

Огромные достижения в экономике, со­циально-политической сфере, во внутренней политике и международных связях, которых достигла Республика Казахстан за короткий период суверенитета, появление красивых и новых городов, мудрая политика президента Н.А. Назарбаева, забота о людях вызвали в душах кыргызстанских казахов небывалую гордость. Огромные достижения казахского народа в Казахстане укрепило и подняло на высокий уровень понятие “быть казахом”. Это побудило казахов проживающих за рубежом, в том числе и кыргызстанских казахов начать возвращаться на свою историческую родину.

 

 

Литература

  1. Асанканов А. Кыргызы: рост национального самосознания. - Бишкек, 1997. 227 с.
  2. Перепись населения и жилищного фонда Кыргызской Республики 2009 года.КнигаП (часть первая). Национальный статистический комитет Кыргызской Республики, - Бишкек, 2010. 90 с.
  3. Перепись населения и жилищного фонда Кыргызской Республики 2009 года.КнигаП (часть первая). Национальный статистический комитет Кыргызской Республики, - Бишкек, 2010. 91 с.
  4. Балтабаева К.Н Итоги Национальной переписи http://www. kazakh-tili.kz
  5. Ракишева Б. Основные проблемы казахской диаспоры, проживающей в Кыргызстане. // Саясат - POLICY. Алматы, 2007. № 10 с.62-64.
  6. Население Кыргызстана. Итоги первой Национальной переписи населения Кыргызской Республики 1999 года. Книга II (часть первая). Бишкек. 2000,110 б.; Перепись населения и жилищного фонда Кыргызской Республики 2009 года.КнигаЛ (часть первая). Национальный статистический комитет Кыргызской Республики, - Бишкек, 2010. 118 с.
  7. Асанканов А. Кыргызы Синьсзяна (КНР). - Бишкек, 2009. 492 с.
  8. Ракишева Б. Основные проблемы казахской диаспоры, проживающей в Кыргызстане. // Саясат - POLICY. Алматы, 2007. № 10 с. 63.
  9. Авторская тетрадь № 3. Бишкек, Чүйская и Ысык-Көлская области
  10. Репатриация казахов - консолидация народа. Сборник документов. Архив Президента Республики Казахстан к 20- летию Всемирной Ассоциации казахов. - Алматы, 2012. 18-21 с.
  11. Репатриация казахов - консолидация народа. Сборник документов. Архив Президента Республики Казахстан к 20- летию Всемирной Ассоциации казахов. - Алматы, 2012. 37-41 с.
  12. Репатриация казахов - консолидация народа. Сборник документов. Архив Президента Республики Казахстан к 20- летию Всемирной Ассоциации казахов. - Алматы, 2012. 45-46 с.
  13. Репатриация казахов - консолидация народа. Сборник документов. Архив Президента Республики Казахстан к 20- летию Всемирной Ассоциации казахов. - Алматы, 2012. 49-51 с.
Фамилия автора: Якши Абдуллах
Год: 2013
Город: Алматы
Категория: История
Яндекс.Метрика