Проблемы национального самосознания в творчестве Али бека Гусейнзаде

Национальное самосознание - осознание, оценка нацией своей истории, корней, общих интересов, мировоззрения, целей, определение своего места в истории человечества и дальней­ших перспектив развития. Национальное само­сознание приобретает особую значимость при коренном переломе в судьбе народа. Начало ХХ в. является именно таким периодом в развитии литературной, общественно-политической и философской мысли азербайджанского народа.

Выдающиеся азербайджанские просветите­ли Дж. Мамедкулизаде, А. Агаоглы, У. Гаджи-бейли, Н. Нариманов, О.Ф. Неманзаде, М.Б. Магомедзаде, М.Э. Расулзаде и др., жившие и творившие в тот период, стремились всем твор­чеством к тому, чтобы народ знал свои нацио­нальные корни, национальное достоинство, и развивали национальную культуру, литературу и язык. В результате этого в начале ХХ в. социально-политические, философские идеи азербайджанских публицистов, формировавшие национальное возрождение и национальное самосознание, способствовали широкому рас­пространению концепций, рассуждений о поли­тической независимости и свободе нации. В действительности это послужило идейной осно­вой для создания Азербайджанской Демок­ратической Республики. Оставленное ими духовное наследие и по сей день сохраняет большую значимость для развития националь­ного самосознания азербайджанского народа. С этой точки зрения огромный интерес представ­ляет наследие Али бека Гусейнзаде, вошедшего в историю общественно - политической и литературной мысли Азербайджана как поэт, писатель, политический публицист, философ, переводчик, социолог и прежде всего как осно­ватель идеологии «тюркизма», создатель его основных научно-теоретических принципов.

В начале ХХ века, когда вся Российская империя пришла в движение (революция 1905­1907 гг.), пробуждение и самоопределение мусульман-тюрков возникло как важное требо­вание. Национальные лидеры это прекрасно понимали. Заслуга Али бека Гусейнзаде в фор­мировании национального самосознания азер­байджанского народа в такой исторический период воистину неоценима. В период начала его деятельности национальное самосознание народа было на низком уровне. Когда А.Гусейн-заде начал издавать газету «Хайат» («Жизнь»), редактором которой он был, не только среди простых людей, но и среди интеллигенции почти не было тех, кто знал истинное название, происхождение и корни нации. Широкоупотре­бительные в то время названия типа «мусуль­манин», «татарин», «кавказские татары» и др. не связаны с происхождением азербайджанцев.

В своих трудах «Кто такие тюрки и из кого они состоят?», «Культура тюркского языка» и др. А. Гусейнзаде убедительно доказывал тюрк­ское происхождение азербайджанского народа, единство тюркских народов, их языков, культур, неоднократно упоминал их славные традиции на протяжении всей истории. В начале ХХ века А. Гусейнзаде руководил мощным идейным движением, направленным на пробуждение на­ционального самосознания азербайджанских тюрков. Это движение верно выражало логику национального развития и истинные интересы нации. В тот период «Али бек Гусейнзаде, взяв на себя историческую ответственность, впервые в истории азербайджанской общественной, политической мысли выдвинул проблему национального самосознания» /5/. А. Гусейн-заде боролся за то, чтобы привить националь­ное самосознание азербайджанскому народу, долгое время почти ничего не знавшему о своих корнях, происхождении, национальной принад­лежности, по-разному называемому другими нациями.

«А. Гусейнзаде внес конкретность и научно-историческую ясность в понятия «нация», «на­род», которые до этого употреблялись идеолога­ми в расплывчатом и абстрактном значениях. Он говорил: «Я - турок, кавказский турок, я -турок-мусульманин, я - человек-мусульманин -значит, я пришел в этот мир в этих четырех лицах и должен жить в этих четырех лицах». Этими словами он раскрыл глаза народу, не знавшему правду о своем происхождении и корнях» /6, 21/. В то время, когда слово «турок» нельзя было даже произносить, А. Гусейнзаде осмелился сказать «Я - турок». Посредством газеты «Хайат» («Жизнь») он сумел сказать своему многострадальному народу, находящее-муся в рабстве: «Мы не татары, мы - турки!». Этой правдой он пробуждал народ, возрождал национальное самосознание /1, 181/. Выдаю­щийся ученый хотел, чтобы тюркские народы знали правду о своей национальной принадлеж­ности, происхождении, которые на протяжении столетий скрывались русскими шовинистами, о своем языке, религии, культурных связях.

Страстное желание и стремление А. Гусейн-заде к национальному пробуждению народа бы­ли серьезным ударом по царизму, т.к. нацио­нальное самосознание народа, права которого были попраны, история фальсифицирована, происхождение и название забыты, было равно­сильно концу царизма.

«Главным стремлением и целью всей жизни этого самоотверженного турка было спасение тюркских народов от исчезновения и избав­ление их от тяжелого положения» /2, 36/.

Али бек Гусейнзаде отмечал: «Если спро­сить у русских «Кто мы?», они скажут: «Это -татары, это - узбеки, это - казахи, это - киргизы, а это - кавказские татары и т.д.» Несомненно, такие названия тюркских народов исходили из коварной политики России «Разделяй и влас­твуй!» А. Гусейнзаде считал, что причиной такой путаницы было создание разрозненности, разлада между тюркскими народами, отдаление их от национальных корней, тюркского проис­хождения. На вопрос: «Как называть эти на­роды?», Али бек отвечал: «Называя одного из нас узбеком, другого - киргизом, другого же -татарином, ничего не добьешься» /2, 37/.

А. Гусейнзаде считал, что искусственные названия тюркских народов являются частью политики отчуждения, проводимой царской Ро­ссией не только среди тюрков России, но и всех тюркских народов в целом. Он видел серьезную угрозу будущей судьбе народа в том, что тюрков называли «татарами:» «Весь мир назыв­ает нас татарами, и никто до сих пор не высту­пал против этого. Некоторые, кроме османцев, называют все тюркские народы татарами или монголами, некоторые же считают, что гунны, монголы и тюрки являются одной из ветвей татар» /2, 37/.

«По мнению китайских летописцев IX века, слово «татары» означает некитайские племена. Это - первое название, которые китайцы дали монголам. Однако они не были известны за пределами Китая как племя или род. Поскольку татары относятся к монгольскому роду, они составляют ветвь не тюркской, а монгольской расы. Их следует отличать от тюрков. Это племя монголов не входило в большие правительства и не являлось завоевателем» /1, 216/. По мне­нию А.Гусейнзаде, в результате такой ошибки европейские историки рассматривают историю тюркских народов как историю монгол и татар.

А. Гусейнзаде был против такого поверх­ностного подхода к данной проблеме: «Проб­лема тюрков и татар - это жизненная и нацио­нальная проблема. Тюрки не должны проявлять безразличие к данной проблеме. Если мы, назы­вая себя «татарами», начнем изучать свою исто­рию, тогда мы повергнем свою национальную историю в мрак и хаос» /2, 38/.

А. Гусейнзаде этими словами выступал про­тив русских шовинистов, на протяжении столе­тий стремившихся затерять корни тюрков, и пытался донести до тюркских народов правду об их национальной принадлежности, о языко­вых, религиозных, культурных связях и запечат­леть в их понятие название «тюрк».

Печать народа, чьи права были попраны, название, существование забыты, прошлое, история фальсифицированы, также требовала от него осознания своей национальной принадлеж­ности. В газете Гусейнзаде «Хайат» («Жизнь») идеи, излагаемые в данном контексте, смелые выступления, открывающие глаза народу, нано­сили сокрушительный удар по царизму. Все помыслы и усилия Али бека Гусейнзаде были направлены на пробуждение национального самосознания народа. Для достижения этой цели газета «Хайат» использовала все средства.

А. Гусейнзаде, говоря о том, кто есть тюрки, требовал: «Прежде всего мы должны знать сами себя, т.е. кто такие тюрки и кто является тюр­ком» /1, 124/. Он писал: «Этой проблемой сле­довало заниматься не сегодня, а несколько веков тому назад. Эту проблему, которой не придавали значения в прошлом, нельзя остав­лять на будущее, ею следует заняться хотя бы сейчас» /1, 215/.

Али бек Гусейнзаде, издававший после газе­ты «Хайат» журнал «Фуйузат», развивал идеи тюркизма, привлекая огромное количество еди­номышленников. После «Хайат» и «Фуйузат», сыгравших важную роль в пробуждении и про-пагандировании национального самосознания, в оглавлении всех национальных газет и сбор­ников указывалось: «Выходит на турецком язы­ке». Если до периода Азербайджанской Демок­ратической Республики или во время ее сущес­твования кто-то в своей статье употреблял фра­зы типа «мы, т.е. мусульманская нация» и т.п., то это могло быть результатом его невежества, отсталости, несознательности.

Али бек, видевший величайшую трагедию и величайшее будущее тюрков в языке, отмечал, что важнейшей и специфической особенностью турецкого языка является способность к само­сохранению, гарантирующая его долговечность. Одним из основных критериев, обусловливаю­щих национальное самосознание народа, явля­ется нация и проблема ее языка. На протяжении всей деятельности А.Гусейнзаде эта проблема являлась для него самой важной и главной. Его мысли и суждения относительно литературного языка всех тюрков мира сохраняют свою актуальность и ценность на все времена.

В начале века, когда пути борьбы за нацио­нальную независимость еще не были опреде­лены, А. Гусейнзаде, взяв на себя большую ответственность, выдвинул теоретическую док­трину «тюркизации, исламизации, европеиза­ции». «А Гусейнзаде на основе научно-истори­ческих доводов доказывал, что в истории идей­ной эволюции народа доминировали исламские ценности и тюркизм, и за основу национального самовыражения брал критерий модернизации-европеизации. Это идея нашла свое отражение в триколоре Азербайджанской Демократической Республике, цвета которого - зеленый, красный и голубой - символизировали национальную специфику»   /8,   83/.   Этот  триколор, опии­рающийся на национальные и исламские цен­ности и ставший важнейшим лозунгам времени, послужил основой нового периода, националь­ного самосознания и национально-независимого движения в политической жизни не только азербайджанских тюрков, но и всех тюркских народов.

Мыслитель в первую очередь поставил глав­ной целью «тюркизацию». Он считал, что «лишь то племя и нация обретут счастье и сво­боду, которые осознают себя, т.е. каждое племя, каждая нация должны осознавать свою нацио­нальность, язык, религию, историю, традиции и мораль» /2, 69/.

Говоря об исламизации, он требовал упро­чение общечеловеческих духовных, нравствен­ных ценностей, присущих исламской религии: «Для того, чтобы мы существовали как нация, нам прежде всего необходим ислам» (3), т.к. чтобы остаться тюрками, мы должны быть му­сульманами. Исламская религия является фун­даментом национальных культур, здорового духа тюркских народов. А.Гусейнзаде, говоря об европеизации, указывал, что здесь вовсе не подразумевается слепое подражание Западу. Напротив, для достижения прогресса и высот западной культуры следует посредством ислама приобщать нашу нацию к прогрессу, не отры­ваясь при этом от национальных корней... Мы приложим все усилия для достижения этой цели. Этого требуют наши убеждения и пози­ция» /3/.

Как видно, в этой тройной концепции А. Гу-сейнзаде была выдвинута идея не связи, а един­ства тюркизма, исламизации и европеизации.

Зия Гейалп, назвавший А.Гусейнзаде «Про­роком» из-за его тройной концепции, писал: «А. Гусейнзаде своей тройной теорией тюркиза-ции, исламизации, европеизации подобно про­року открыл новые горизонты для всего тюрк­ского мира» /1, 28/.

Выдающийся азербайджанский ученый Я. Гараев дает следующую оценку роли А.Гусейн-заде в истории общественной, политической мысли: «Али бек является и художником, и скульптором национального самосознания, не­зависимого мышления не только в Азербайд­жане, но и во всем тюркском мире. В этом смысле не только Мамед Эмин и Нариман Нариманов, но и Зия Гейалп и Кемаль Ататюрк начинаются с Али бека Гусейнзаде» /1, 10/.

Американский ученый Т. Свиетоховский пи­шет о великом мыслителе: «В начале ХХ века был человек, который верил, что настало время формирования национального самосознания тюркских народов. Этим человеком был Али бек Гусейнзаде» /9, 108/.

А.Музниб говорит следующее об Али беке Гусейнзаде: «Господин Али бек. вернул свою нацию к национальным корням, донес до нес­частных «персифицированных» кавказских тюр­ков правду о тюркизме, об их происхождении» /1, 5/.

Али бек Гусейнзаде впервые в истории общественной, политической мысли Азербайд­жана поднял проблему национального самосоз­нания. Вся его жизнь и деятельность были нап­равлены на достижение этой цели. Он иссле­довал эту проблему со всей широтой, глубиной и серьезностью, разъясняя ее на основе научных фактов.

Как видно, в начале ХХ века колониза­торская политика царизма в Азербайджане не только не смогла помешать национальному пробуждению, национально-культурному прог­рессу, переходному процессу от феодализма к капитализму, но и в определенной степени способствовала этому.

«Шерги-рус», «Хайат» («Жизнь»), «Иршад» («Наставление на путь истинный»), «Фуйузат» («Общество»), «Дирилик» («Оживление»), «Те-регги» (Прогресс»), «Ачыг сез» («Открытое слово») и другие газеты, журналы сыграли важную роль в формировании общественно-политической, идеологической среды, в разви­тии национального самосознания, в донесении идей Али бека Гусейнзаде и других таких же мыслителей до народа.

Особо следует выделить исключительную заслугу национальной идеологии «тюркизма» в развитии национального самосознания в исто­рии общественно - политической и фило­софской мысли Азербайджана в тот период. Широкое распространение тюркизма в Азер­байджане в конечном итоге привело к нацио­нально-освободительной борьбе, национально­му пробуждению, развитию и росту националь­ного самосознания.  В истории философской мысли Азербайджана постепенное развитие национального самосознания, начавшееся в на­чале ХХ века, завершилось провозглашением независимости Азербайджана и созданием Азербайджанской Демократической Республики 28 мая 1918 г.

Все это свидетельствует о том, что в связи с национальным развитием азербайджанского на­рода в начале ХХ века прослеживание развития национального самосознания в истории общес­твенно-политической и философской жизни, и, в частности, изучение данной проблемы в твор­честве Али бека Гусейнзаде приобретает огром­ную значимость и актуальность.

 

Литература

1.  Гусейнзаде А. Избранные труды. В 2-х томах. Т.1,Баку, 2008, 579 с.

2. Гусейнзаде А. Кто такие тюрки и из кого они состоят?. Баку, 1997, 291 с.

3.  «Хайат», 7 июня 1905 г. №1.

4.Байрамлы О. Азербайджанизм в творчестве Али бека Гусейнзаде// Газета «Республика», 4 января 2004 г.

5.Байрамлы О. Первый глашатай национальной независимости - Али бек Гусейнзаде. Газета «Респуб­лика», 21 октября 2001.

6. Мирза Р. Отец тюркизма. Баку, 2000, 171 с.

7.   Гасанова С. Лингвистические взгляды Али бека Гусейнзаде. Баку, 200б, 99 с.

8.Велиев Ш. Литературная школа Фуйузат. Анкара, 2000, 387 с.

9.Свиетоховский Т. Российский Азербайджан. Жур­нал «Хазар», 1990, №2.

Фамилия автора: У. Ф. Фарзалиева
Год: 2011
Город: Алматы
Категория: Востоковедение
Яндекс.Метрика