Институты управления любого государства всегда вызывали интерес и внимание у людей, так как их роль неоспорима в развитии любого государства. Изучение основ традиционного казахского общества является одной из главных целей программы «Народ в потоке истории», расширения горизонтов национальной истории казахов, формирования нового исторического мировоззрения нации, а также осмысления истории нашей страны.
Патриархально-общинный строй казахского общества, в основе которого был кочевой образ жизни, оказывал серьезное воздействие на развитие казахского общества, которое постепенно распадалось на группы родов и коллективных образований, а их правители стремились обособиться. По отдельным подсчетам, в конце XVII-началеXVIII вв. в состав всех трех жузов входило около 112 родовых подразделений. Общая численность составлявшего эти звенья казахского населения определяется большинством исследователей на тот период в пределах 2-3 млн. человек[1]. Для обеспечения законности и политической устойчивости Казахского ханства необходима была эффективная система управления обществом и государством, основы которой представлены ниже.
Казахское ханство в XV-XVIII веках представляло собой раннефеодальную монархию со значительными остатками патриархально-родового строя и с характерными для условий кочевого хозяйства особенностями.
Первой такой особенностью было отсутствие ясно выраженной организации населения по территориальному признаку. Внутри каждого жуза отдельный род, аул перемещались в течение года по огромной территории, делая в год переходы до тысячи километров. Правда со временем в пределах каждого жуза каждый род и каждый аул более или менее точно знал свой кочевой путь, свои пастбища, свои водопои, зимовки. Но этот факт не мог в условиях кочевого быта получить значение окончательно сложившегося государственного признака. Поэтому в Казахском государстве одновременно с территориальной организацией сохранилась родовая организация населения. Все это свидетельствовало о неразвитости, незавершенности процесса развития, формирования казахской государственности, так и не преодолевшей до конца родового принципа и не заменившей его окончательно территориальным, поскольку кочевое скотоводческое хозяйство и кочевой быт исключали в течении долгих столетий возможность перехода к чисто территориальной системе организации населения.
Другой важной особенностью казахского государства проистекавшей из специфических условий хозяйственной жизни казахского общества, являлось наличие у него также функций распределения пастбищ и организации кочевого цикла скотоводческого хозяйства. Ханы постоянно занимались распределением и перераспределением пастбищ. Появление высшего учреждения – народных съездов, характерно для казахского ханства.
Такие съезды созывались обычно в мае и октябре-ноябре, на них решались наиболее важные вопросы государственной жизни и, в первую очередь, о распределении кочевок и зимовок, о войне и мире. На съезд являлись все родоначальники, батыры, богачи и старейшины с толпами любопытных. Сильнейший или почтеннейший открывал заседание предложением дела, потом начинались рассуждения предположения и споры, которые по большей части продолжались несколько дней [2].
Характерной особенностью сословного деления казахского общества в период XVIII — сер. XIX вв. являлась дифференциация индивидов на так называемую «белую кость» (аксуйек) и «черную кость» (кара суйек). Первый социальный слой представлял собой закрытую привилегированную корпорациюиндивидов, непроницаемую извне в силу ее социальной изолированности и высокой общественной значимости в структуре общественных отношений. К ней относились два аристократических сословия — торе и кожа[3].