Вопрос о связи науки об этимонах и т.н. народной этимологии возник у нас после прочтения книги Анатолия Статейнова по топонимике Сибири и Дальнего Востока [1]. На наш взгляд, в ней довольно органично сочетаются научные этимологии и заметки, связанные с явлением народной этимологии.
Явление народной этимологии в сфере топонимики возникло, видимо, еще до появления науки филологии. И в древности находились люди, готовые объяснить своим соплеменникам, почему это озеро (море, болото, возвышение…), эта гора (река, пустыня…), этот ручей (или холм…) так называется. В наше время этот “жанр” (объяснение названия) также чрезвычайно популярен. Не будем перечислять названия многочисленных книг и брошюр “по теме” (приводимые в качестве примера работы названы в нашем заключении), скажем только: сравнивая сугубо лингвистические рассуждения и объяснения не лингвистов, мы пытались понять, почему упомянутое явление очень распространено и как влияет такой, народный, стиль мышления на
сознание лингвистов (специалистов).
Почему так распространено явление народной этимологии, причем шире всего – в сфере топонимии? Книга А.Статейнова, кажется, дает ответ на этот вопрос (состоящий, как видим, из двух частей). После внимательного прочтения названной книги ответ “прорисовывается” следующий: стремление всѐ объяснить – своего рода болезнь; в жизни много любознательных, пытливых людей, а пытливость у них – с самого детства. “Что касается названий всего, что окружает нас – топонимики, то этим я неизлечимо болен с детства. Помню, как в классе втором или третьем замучил отца вопросами, почему бурундук называется бурундуком” [1, с.9].
На вторую часть разбираемого вопроса, видимо, можно ответить еще так: не лингвистам кажется, что происхождение имен собственных легко объяснимо. Вот образец такого рассуждения из той же, вышеупомянутой, книги.
“Киндирла – река в Республике Хакасия. В переводе с хакасского киндирлиг – конопляная. Вот вам еще один пример родственности некоторых топонимов. В Кемерово – Киндерли, Киндиря, в Хакасии – Киндирла.
Возможно, Миндерлда в Сухобузимском районе Красноярского края и Кирганна из Эвенкии – из этого же ряда. Такая большая рассеянность одного и того же топонима говорит о том, что принадлежал он народу, заселявшему громадную территорию. Им могли быть только эвенки, владевшие когда-то Китаем. Во время войны Чингисхана с Китаем Золотой империей владели
чжурчжени – эвенки” [1, с.226].
Кажется, это объяснение