Разрушительную силу международного наркотрафика сравнивают с действием оружия массового поражения. Наркоэкспансия представляет один из аспектов современной угрозы безопасности - она теснейшим образом связана с терроризмом, трансграничной преступностью, контрабандой и торговлей людьми; наносит непоправимый ущерб целым государствам, выбивая из нормальной жизни самое молодое и динамичное население. Производство и транспортировка наркотиков остается одной из главных сфер деятельности организованной преступности в Европейском Союзе
Возможности расширения наркотрафика в Европе были созданы отменой контроля на внутренних границах, существенными различиями в законодательстве государств - членов, а, кроме того, недостаточно эффективным сотрудничеством правоохранительных органов. Для того чтобы максимально увеличить прибыль, криминальные группы от специализации на каком-то определенном виде наркотика перешли к комплексным поставкам. Об этом свидетельствуют конфискации крупных партий наркотических веществ - в их составе самые разнообразные виды. Следствием подобной трансформации предложения товара становится и постепенное изменение спроса: растет потребление одновременно нескольких видов наркотиков. Внутри Европейского Союза наркотики циркулируют практически свободно и бесперебойно, поскольку поступают одновременно из множества пунктов доставки и обрабатываются в лабораториях, размещенных во всех государствах-членах. Гашиш из Марокко транспортируется по южному и северному пути из Испании до Дании и Швеции. Синтетические наркотики, изготовленные в Нидерландах и Бельгии, доставляются во все без исключения страны ЕС, так же, как и кокаин, который ввозится через Испанию. В распоряжении преступных группировок налаженная транспортная инфраструктура и ведущие специалисты-химики. В процессе изготовления и транспортировки наркотиков, включая поставки прекурсоров, необходимых химикатов и оборудования, активно и успешно сотрудничают многонациональные коалиции криминальных групп.
Проблема наркотрафика считается одной из главных угроз безопасности Евросоюзу, жизни и здоровью его граждан. В большинстве государств-членов уровень потребления наркотиков традиционно очень высок, количество смертных случаев в последние годы стабилизировалось и даже немного снизилось, но это означает, что более эффективным стало лечение наркоманов. Поставки же наркотиков, несмотря на противодействие как со стороны государств-членов, так и Европейского Союза, остаются одним из самых выгодных видов криминального бизнеса.
По данным Европейского центра мониторинга наркотиков и наркомании (EMCDDA), в странах ЕС в целом (включая тех, кто пробовал наркотики лишь несколько раз), насчитывается 70 млн. потребителей каннабиса, 12 млн. - кокаина, 9,5 млн. - экстази и 11 млн. - амфетамина. По крайней мере, полмиллиона жителей ЕС находятся на лечении от героиновой зависимости, около 7,5 тысяч человек умирает ежегодно от передозировки [1].
Управление ООН по преступности и наркотикам (УПН) отмечает три слабых звена в международном противодействии наркобизнесу: производство героина в Афганистане, поставки и потребление каннабиса во всем мире, а также мода на кокаин в Европе. По мнению исполнительного директора УПН Антонио Мариа Коста, потребление кокаина в странах ЕС достигает угрожающих масштабов. УПН упрекает правительства государств - членов в том, что они игнорируют эту серьезную проблему. Образованные европейцы, принадлежащие к высшим слоям общества, увлекаются кокаином и отрицают опасность привыкания к препарату. Средства массовой информации, в свою очередь, попустительствуют моде, помещая репортажи о знаменитостях-кокаинистах. Такой подход, считает УНП ООН, повышает привлекательность наркотиков в глазах молодых людей, самой уязвимой социальной группы [2].
В своих ежегодных докладах о борьбе с организованной преступностью Европол сообщает о ликвидации крупных организованных преступных группировок, специализирующихся на наркотрафике. Тем не менее, в докладах не заметен особый оптимизм по поводу итогов борьбы с наркобизнесом: напротив, Европол вынужден констатировать, что усилия Евросоюза по борьбе с потреблением наркотиков и наркотрафиком не привели к значительному сокращению числа наркоманов, основные пути наркотрафика все еще не удается блокировать. Если наблюдается снижение потребления героина и амфетамина в том или ином государстве-члене, то в других заметен рост потребления каннабиса и кокаина.
Хотя потребление героина в странах ЕС не столь значительно по сравнению с каннабисом или экстази, социальные проблемы наркоманов, сидящих на героине, ложатся тяжелым бременем на местные власти, поэтому серьезность проблемы невозможно измерить количественными показателями. Европол наблюдает усиление сотрудничества различных преступных группировок внутри ЕС, которые создаются не по этническому признаку и специализируются в перевозке разных видов наркотиков. Косвенным подтверждением такого рода сотрудничества является состав конфискованных грузов: они все чаще содержат наркотики всех видов, которые производятся и транспортируются из разных мест. Партии товаров направляются с одного и того же склада в разные государства. Такая диверсификация, сетевой принцип производства и хранения готовой продукции, гибкость методов транспортировки и усиливающееся трансграничное сотрудничество являются очевидными новыми тенденциями в наркобизнесе.
В настоящее время речь идет уже о «наркотизации целых стран и регионов, через которые пролегают магистральные пути транспортировки наркотиков». За последнее десятилетие потребление опиатов в государствах Центральной Азии, через которые пролегают пути наркотрафика, увеличилось в 6 раз, что является самыми высокими темпами роста в мире [3].
Весь мир признает, что наркотрафик ставит под угрозу мировой порядок, однако, международное сотрудничество малопродуктивно в сравнении с функционированием незаконного бизнеса как на региональном уровне, так и в глобальном масштабе. Пути наркотрафика хорошо известны, остановки и места складов также, тем не менее, гибкость сетевой организации, позволяющая изменять пути и перемещать производство и хранение наркотиков, делает наркотрафик и бизнес неуязвимым. Обмен информацией между сотрудничающими преступными группировками также налажен лучше, чем между правоохранительными органами. Получается, что обширным сетям, руководимым международным преступным сообществом и транснациональными корпорациями, противостоят полицейские и судебные структуры национальных государств - именно государства, а не международные организации до сих пор определяют порядок международного сотрудничества в борьбе с наркотиками. В случае Евросоюза взаимодействие полицейских и судебных ведомств до вступления в силу Лиссабонского договора происходит главным образом на межгосударственной основе, Европол ограничен в возможностях оперативных действий совместно с государствами - членами. Международному сотрудничеству мешают несовпадение интересов стран в том или ином регионе, как это было показано на примере Афганистана и постсоветского пространства. Однако, совершенно очевидно, что сотрудничество в обмене информационными и разведывательными данными выходит на первый план в противодействии наркотрафику, оно может сочетаться с оперативными действия на уровне национальных государств при координирующей роли международных организаций. Эффективность борьбы с наркоугрозой зависит от интеграции усилий партнеров, от степени взаимодействия в рамках специальных программ и стратегий.
Список использованной литературы
- 2012 Annual report: the state of the drugs problem in Europe, EMCDDA, Lisbon, November 2012. - P.13.
- United Nations Office for Drugs and Crime (UNODC) Newsletter. World Drugs Report 2006.
- Наркоторговля как вызов безопасности в российско-казахстанском пограничье, под редакцией С.В. Голунова. - Волгоград: Центр изучения проблем международной преступности и коррупции, Волгоградский государственный университет, 2004. С.3.