С момента зарождения человеческого общества люди испытывают потребность в общении друг с другом. Первоначально общение (обмен сведениями) осуществлялось жестами, знаками, мимикой и нечленораздельными звуками, затем появились человеческая речь, письменность, книгопечатание. В ХХ столетии получили развитие такие средства коммуникации, как телеграф, телефон, радио, кино, телевидение, компьютер. В XXI веке отличительной особенностью общества является то, что информация, знание, информационные услуги и все отрасли, связанные с их производство развиваются укоряющимися темпами. Общество становится все более информационно насыщенным.
Параллельно проходил и иной процесс: по мере появления различных достижений науки и техники многие из них принимались на вооружение преступного мира. Однако внедрение во все сферы деятельности компьютерной техники сыграло наиболее существенную роль в деле технического вооружения преступности. «Невидимость» компьютерного преступника и одновременно «удлинение его рук» путем доступа к любым охраняемым секретам - военным, финансовым, иным - делают его весьма привлекательным для представителей преступного мира. Компьютерные махинации, как правило, остаются незамеченными на фоне уличной преступности. Даже по неполным оценкам экспертов, эти преступления обходятся минимум в 200 млрд. долларов ежегодно. Банковский грабитель рискует жизнью за 10 тыс. долларов, электронный, манипулируя компьютером и ничем не рискуя, может получить 1 млн. [1 с.17].
Информатизация современного общества привела к формированию новых видов преступлений, при совершении которых используются вычислительные системы, новейшие средства телекоммуникации и связи, средства негласного получения информации и т.п. В особенности за последние 10 лет резко увеличилось количество преступлений с использованием вычислительной техники или иной электронной аппаратуры, хищения наличных и безналичных денежных средств. Для совершения преступлений все чаще используются устройства, в основе которых лежат высокоточные технологии их изготовления и функционирования, иными словами, это преступления, в которых используются высокие технологии.
Широкая сфера применения компьютерных технологий затрагивает чаще уже известные виды преступлений, но только совершенные в новой форме или новым способом.
Мировая уголовно-правовая практика в зависимости от традиций законодательства той или иной страны идет в решении вышеназванной проблемы двумя путями: или путем дополнения традиционных составов преступлений новыми, в данном случае - компьютерными, аспектами, или же путем формирования новых норм и институтов права, объединенных единым специфичным объектом преступления.
Казахстанское уголовное право и законодательство всегда шло по второму пути развития, беря за основу криминализации новых разновидностей преступлений признак их объекта и находя для него место в уголовно-правовом «дереве объектов». Хотя некоторые теоретики, такие как Джекебаев У.С., Каиржанов Е.И., Толеубекова Б.Х. и другие, предлагали объединить пути, внеся в Уголовный кодекс самостоятельные статьи, а ряд статей дополнить квалифицирующими признаками [2 c.11]. Но до изменений в Уголовный кодекс требовалось еще создать базу нормативных актов, где были бы определены основные термины и понятия в области компьютерной информации, урегулированы вопросы ее распространения, охраны авторских прав, имущественные и неимущественные отношения, возникающие в связи с созданием, правовой охраной и использованием программного обеспечения и новых информационных технологий. Также необходимо было осуществить законодательное раскрытие понятий информационной безопасности и международного информационного обмена. До 1993 года вообще не было законодательно установлена какая-либо защита отношений в сфере высоких технологий.
В Законе о правовой охране программ впервые в отечественной законодательной практике были зафиксированы важнейшие понятия и правовые конструкции, отражающие представления законодателя об элементах охраняемой сферы. Давались определения целому ряду терминов, «программа для ЭВМ», «база данных», «модификации программы» и другие, положивших основу развитию правовой терминологии в данной области. [3 c.63]
Далее следует отметить, что Закон РК «Об авторском праве и смежных правах» от 10 июня 1996 года № 6-1, регулирует отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право), фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания (смежные права).
Закон РК «О государственных секретах» от 21 июня 1993 г., урегулировал отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности РК.
Принятый в 1996 году Гражданский кодекс РК (ст. 961) впервые отнес к объектам гражданских прав нераскрытую информацию и результаты интеллектуальной деятельности (изобретения, полезные модели, промышленные образцы; топологии интегральных микросхем; нераскрытая информация, в том числе секреты производства (ноу- хау)), в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность). В статье 972 ГК законодатель конкретизировал свои представления о объектах авторского права, включив в эту сферу программы для ЭВМ.
Закон «О связи» от 18 мая 1999 г., установил правовую основу деятельности в области связи, определил полномочия органов государственной власти, по регулированию указанной деятельности, а также права и обязанности физических и юридических лиц, участвующих в указанной деятельности или пользующихся услугами связи.
Следует также упомянуть Закон РК «О информатизации» от 11 января 2007 года № 217-111, Закон РК «О топологии интегральных микросхем» от 29 июня 2001 года № 217 - 11(с изменениями и дополнениями от 22 ноября 2005 года), Указы Президента РК, которые касаются, прежде всего, вопросов формирования государственной политики в сфере информатизации, (включая организационные механизмы), создания системы правовой информации и информационно-правового сотрудничества с государствами СНГ, обеспечения информацией органов государственной власти, мер по защите информации (в частности, шифрования).
Логическим развитием правовой системы, создающей условия безопасности компьютерной информации, стала разработка в Уголовного кодекса РК 1997 года ст. 277 «Неправомерный доступ к компьютерной информации, создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ» и ст. 277-1 «Неправомерное изменение идентификационного кода абонентского устройства сотовой связи , устройства идентификации абонента, а также создание, использование, распространение программ для изменения идентификационного кода абонентского устройства», предусматривающих основания уголовной ответственности за так называемые компьютерные преступления. Анализ законодательства, регулирующего компьютерные и информационные отношения, показывает, что необходимо более детальное исследование правового содержания и сущности понятий, которые касаются одновременно и элементов информационных отношений и отношений, регулируемых уголовным законом. С помощью этих понятий в дальнейшем можно будет определить значимые элементы уголовной деятельности.
Неслучайно новый проект уголовного кодекса предусматривает введения новой главы 7 «Преступления и проступки против безопасности информационных технологий», включающая в себя 10 новых статей определяющее современное положение ситуации.
Понятие «компьютерного преступления» является одним из центральных в сегменте преступлений в сфере компьютерной информации, но до сих пор остается более чем не определенным. В мировой практике «... признано, что дать определение компьютерного преступления чрезвычайно сложно. Не всякое использование компьютерной системы образует состав компьютерного преступления» [4 с.12]
По нашему мнению, сложность в формулировке этого понятия существует, как по причине невозможности выделения единого объекта преступного посягательства, так и множественности предметов преступных посягательств с точки зрения их уголовно - правовой охраны. В поисках истинного юридического значения выражения «компьютерное преступление» многие ученые и практики разошлись во мнениях. Относительно только объекта данного преступления в науке существует уже как минимум три мнения:
- сторонники первого считают, что объектом является сам компьютер (ЭВМ),
- второго - компьютерная информация, записанная на машинных носителях компьютера,
- третьего, что общественные отношения по безопасному (законному) использованию информации являются объектом данного преступления.
Ошибочность некоторых мнений исходит из того, что суть нового явления в уголовном праве пытаются понять через призму понятий уголовной науки.
Но компьютерное преступление по своей сути очень специфично и своими корнями уходит вглубь профессиональной среды специалистов в области информационных технологий. Это особый мир или отдельная страна со своими законами, понятиями, лидерами, целями и даже наказаниями. Здесь нельзя навести свой порядок, установить свой «устав».
С учетом развития обращения в сфере использования и обмена информации можно свидетельствовать, что в настоящее время существует реальная необходимость в совершенствовании законодательства об информатизации, результатом чего должны стать выработка и признание, как самостоятельной отрасли права компьютерного информационного права. Данный шаг приведет не только к развитию и совершенствованию указанной отрасли права, но и будет способствовать правовой защите информатизации в целом.
Единственный путь для уголовно-правовой науки видится в том, чтобы на основе глубокого анализа пытаться смоделировать юридические понятия и в дальнейшем грамотно регулировать отношения в данной области.
Список использованной литературы
- Проблемы развития цифровых информационных технологий в органах внутренних дел // Компьютерные технологии в криминалистике и информационная безопасность. Труды академии МВД РФ. - М., 1997. - С.3
- Карпинский О. Защита информации, виртуальные частные сети (VPN). Технология ViPNet / По материалам компании Infotecs // Gazeta. KZ. - 2006. - 18 июня.
- Сеитов Т.Б. Правовые аспекты компьютерной преступности в зарубежных странах и в Казахстане. Алматы. 2000.- С. 50-64.
- Панфилова Е.И., Попов А.Н. Компьютерные преступления: Серия «Современные стандарты в уголовном праве и уголовном процессе» // Науч. редактор проф. Волженкин Б.В. - СПб., 1998. - C. 9.