Актуальность темы исследования обуславливается научной новизной и отсутствием комплексного исследования правового регулирования спорных отношений в казахском обычном праве. Она представляет интерес с точки зрения выявления закономерностей и специфических особенностей развития правовой системы на территории, именовавшейся в досоветский период Степным краем.
История традиционной правовой системы является неотъемлемой частью истории государства и права Казахстана. В научной литературе существует мнение, что обычноправовая система – это свод правил, которые регулируют общественную жизнь перв обытных племен и родов. Некоторые исследователи рассматривали традиционную правовую систему и государство по отдельности. В этом вопросе мы можем согласиться с научной позицией российских ученых-юристов : «Эффективное эволюционирование российской правовой жизни должно происходить за счет реального отражения права в законодательстве и правоприменении. В свою очередь, сущность обычного права определяется характером личностных отношений в конкретной социальной системе. Наиболее распространные и устоявшиеся “теоретические предрассудки” в отношении феномена правовой жизни и обычного права связаны, на наш взгляд, с абсолютизацией сознательного тотального контроля жизни социума, единства правовых культур различных его слоев, а также с недооценкой значимости института прав человека в жизни государства и общества. Следует обратить внимание также и на неписаное право Европейского сообщества, которое состоит из “общих принципов права”. Это ”общее право” Европейского сообщества принято судом ЕС. Юристы не без основания полагают, что это важный действенный источник права ЕС, роль которого возрастает. Все эти обстоятельства актуализируют исследование обычного права в России как в обществе демократическом, многонациональном, многоконфессиональном, обладающем богатейшими историческими традициями».
Традиционная правовая система касается не только древнего периода, она является фундаментом государственности на этапах его становления. Развитие традиционной правовой системы происходило своеобразным путем. Особенности уклада жизни кочевника, укоренившиеся вековые традиции привнесли своеобразие и иной колорит. Это касается степного пространства Евразии, где доминировало кочевое хозяйство.
Один из известных ученых-юристов З. Кенжалиев отметил: «Правовая система, основанная на обычае и традиции, отличается от правовой системы, образованной из правовых норм. Это отличие прослеживается в историческом контексте, социальнополитическом значении, духовном начале, в принципах, в жизненных ценностях и влиянии на человечество обычного права».
Наряду с этим он отмечает внутреннее содержание и сущность, внешнюю характеристику, регулирующую роль и в озможности влияния обычно-правовой системы. Если мы признаем кочевников Евразии как представителей особых культур, то мы должны признать их специфику государственной структуры. Значит, политическая характеристика казахского общества соответствует такому явлению, как государство. Описывая некоторые особенности кочевой правовой цивилизации, профессор Ж. Бусурманов отмечает: «В условиях кочевой цивилизации существовали своеобразные обычаи, традиции и правила поведения, мотивируемые, в первую очередь, необходимостью считаться с интересами не только коллектива, но и отдельного индивида».
При характеристике права казахского народа традиционного общества невозможно использовать современное общепринятое понимание права как совокупности правил и норм, обеспеченных силой государства и отражающих волю законодателя. Кочевое право гораздо сложнее, оно состоит не только и не столько из писаных официальных норм, сколько из сложной совокупности правовых ценностей, правовых образов, правовых понятий, правовых отношений, правосознания, институтов права и правовых процедур. Именно эти качества и дают нам основания определить казахское обычное право как уникальный правовой феномен, действовавший в течение тысячелетий и сохранивший казахский народ и его территорию для потомков. Право казахского народа закрепляло вольность, нравственные идеи, идеалы и принципы, воспринимаемые всем народом. Это и явилось фундаментальной причиной того, что оно выдержало испытание временем. Степное право обладает синкретичностью, в нем сливаются воедино нравственность,религия и мораль, оно растворено в политических, экономических, семейных и прочих институтах и процессах. Главное назначение права заключ алось в способности его удержать людей вместе на огромных территориальных пространствах, быть инструментом примирения, а не наказания, сплачивать, а не разъединять людей.
Основным механизмом обеспечения обычного права было общественное мнение, а также самосознание человека, ощущающего себя в качестве единой части социума, осознающего ответственность не только за свою жизнь, но и за жизнь соплеменников. Судебная система Казахстана в целом отвечает потребностям обеспечения эффективной судебной защиты прав и свобод граждан. Развитие судебно-правовой системы будет осуществляться на основе преемственности и поэтапности. Действуя в рамках единого правового поля, суды осуществляют специфические функции. Так, в соответствии с Конституцией, судебная власть является одной из ветвей государственной власти и осуществляет функцию правосудия в стране. Уровень развития, достигнутый Казахстаном, требует от ученых-юристов и представителей государственных органов принятия мер по обеспечению и дальнейшему развитию закрепленных Конституцией принципов. Нам нужно сконцентрироваться на решении более важных и актуальных проблем, имеющихся в каждом из направлений деятельности государственных органов, в том числе правоохранительных и судебных. Некоторые поспешные эксперименты в такой сфере, как правосудие, могут привести к неустранимым проблемам судебной системы в целом.
В 1867–1868 гг, когда была трансформирована бийская система судов, эти изменения привели к окончательному кризису традиционной регуляции общества. Об этих проблемах своевременно говорил всемирно известный казахский ученый и мыслитель Ш. Уалиханов, который высоко отзывался о степени развитости традиций и правосознания в казахской степи при отправлении правосудия. Возведение в звание бия не обусловливалось у киргизов каким-либо формальным выбором со стороны правящей народом власти, только глубокие познания в судебных обычаях, в совокупности с ораторским искусством, давали киргизам это почетное звание. Чтобы приобрести имя бия, киргизу нужно было не раз показать перед народом свои юридические знания и ораторские способности. Молва о таких людях быстро распространялась по всей степи, и имя их делалось известным всем и каждому. Таким образом, звание бия было как бы патентом на судебную и адвокатскую деятельность, практику. Дети лиц, носивших звание биев, имея большую юридическую практику, обыкновенно наследовали знания и вместе с тем и звания своих отцов. Традиционным судебным институтом у казахов был суд биев, которые осуществляли функции судебной власти в кочевом обществе. Привилегированное положение биев в казахском обществе определялось, прежде всего, большой общественной значимостью функции правового регулирования арбитража и посредничества и выражалось в преимущественных правах в системе имущественных отношений.
Для суда биев как судебного института были характерны уважение к биям, авторитет мнения судьи, обязательность исполнения решения суда без дополнительной принудительной силы. Главными критериями в Казахском государстве XV-XVШ вв. были социальная стабильность, сохранение традиционной системы казахского общества, справедливое управление народом. Поскольку основной задачей биев было примирение тяжущихся сторон, достижение обоюдного согласия сторон в споре, а не вынесение какого-либо конкретного «правильного решения» судьей (бием), суд биев удовлетворял потребности разрешения конфликтов в обществе того периода времени. Бии были хранителями обычаев народа и в то же время являлись родоправителями. Бии – честные, неподкупные люди с незапятнанной совестью, решавшие спорные дела и возглавлявшие роды,– занимали особое место в степи. Они выступали как объединители народа в государство, которое олицетворял собой хан. Гонения против биев считались гонениями против народа. Поэтому ханы всегда прислушивались к мнениям биев. Рассматривая судбиев начала XIX в., мы видим его древнюю основательную форму. Начальная колонизация не отразилась на обычно-правовой системе казахов. Обычное право оставалось основным регулятором общества. Более того, суд биев в 50-х годах XIX в. популярен и у других народов, населяющих Казахстан. Один из знатоков обычного права казахов А.К. Гейнс писал: «Суд биев (хороших людей) скор и производится на словах, он довольно справедлив и всегда бескорыстен, потому пользуется уважением не только казахов, но и разночинцев и казахов, из которых многие идут в суд биев».
Колонизация казахского ханства, введение в степи «Устава» 1822–1824 гг. оказали сильное воздействие на правовую систему, в том числе на народный суд. Часть уголовных дел была передана окружным властям и отнесена к компетенции русского военного суда. Вдобавок положение 1854 г. устанавливало возможность для получения этого звания административным служащим со стажем не менее шести лет. Но суд биев, несмотря на 40-летнее русское влияние, остался таким, каким был он сотни лет, может быть, тысячу лет назад. Стало быть, ни внутренняя инерция народа, ни влияние русских учреждений и законодательств не могли изменить его древних и простых форм, хотя царское правительство не раз думало дать ему более прочную, более официальную организацию. С этой целью был издан закон 1854 г., которым было постановлено: «Звание биев оставлять за теми, кто им пользовался до 19 мая 1854 г.; на будущее время же представлялось оно только султанам и аульным старшинам, прослужившим в этих должностях не менее 6 лет и отправлявшим какие-нибудь должности или чем-нибудь всемилостивейше награжденным, и не иначе, как по выбору общества и с утверждения окружного приказа (94 ст., том 2, часть 2.Учрежд. об управлении инородцами)».
Этот неудачный закон, имевший целью возвысить звание биев, дав им чиновничье значение, но прямым последствием которого было бы то, что звание биев перешло бы непременно в руки честолюбивых богачей, положительно не сведущих в народных обычаях и правах, к счастью киргизов, не имел никакого влияния на их народный суд, потому что число лиц, бывших биями до 19 мая, оказалось и оказывается до настоящего времени достаточным для отправления у киргизского народа правосудия. Бийская судебная власть в кочевом казахском обществе представляла собой социальную группу лиц, в совершенстве изучивших и всесторонне осведомленных о нравах и обычаях народа, его идеологии, неписаных устоях, правилах и правовых нормах. Бии своей мудростью, ораторским талантом блестяще разрешали все возникавшие индивидуальные и коллективные споры и заслуженно пользовались огромным уважением во всей Степи.
И все же главной функцией биев было недопущение ссор и раздоров среди родов, объединение народа в единое целое. Принцип компромисса как категории равновесия и стабильности лежит в основе существования всего казахского общества и, в частности, в основе правовой культуры. Отметим, что казахи не любили судиться, предпочитая заканчивать споры путем досудебных процедур, мировым соглашением. Главной целью биев было сохранение мира внутри казахского народа и мирных отношений с соседниминародами.
Видный ученый-юрист, внесший большой вклад в развитие теории и истории государства и права, академик Национальной академии наук Республики Казахстан С.З. Зиманов отмечает: «Дорожите судебной властью, берегите судебную власть, спасение судебной власти – спасение демократии, Отечества». Советское государство с первых дней своего существования придавало первостепенное значение укреплению нового аппарата государственной власти. Ревком по управлению Казахским краем разработал инструкцию для народных судов. В инструкции предлагалось руководствоваться только декретами и постановлениями Советского правительства. С этого времени началось господство идеологии тоталитарного государства, когда в центре его внимания находилось само же государство как политический институт.
Изменения, произошедшие в административно-территориальном устройстве республики, конституционные принципы судопроизводства, определенные законом осудоустройстве СССР не внесли существенных улучшений в судебную систему Казахстана. Действовавшая советская судебная система, которая была орудием государственного аппарата, отсутствие гласности и независимости судебной власти привели неодобрительному отношению к суду как учреждению, которого избегали, а не уважали. Говоря о роли и месте судьи как носителя судебной власти, его социальном облике, мы в первую очередь подразумеваем его духовный, нравственный потенциал. И этому подтверждение слова Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева: «Судейская независимость – это не цель, а средство для надлежащего исполнения гражданского и профессионального долга судьи. Те, кто не осознает этого, не имеют право носить высокое звание судьи». Судебная власть, подавленная тотальным государственным контролем, не обеспечивала работу судебной системы, которая действовала бы для развития гарантий прав и свобод граждан. Вехой в конституционной эволюции стало принятие Конституции Республики Казахстан от 28 января 1993 г. Она являлась значительным шагом в демократизации казахстанского общества, возвела новое независимое государство в ранг цивилизованных конституционных государств . Впервые на конституционном уровне были закреплены принципы:
- – приоритета прав человека, а не государства;
- – разделения властей (на законодательную, исполнительную и судебную ветви) с использованием механизма сдержек и противовесов;
- – признания права частной собственности. Последний раздел Конституции 1993 г. был посвящен судебным гарантиям прав и свобод.
Однако со временем в Конституции 1993 г. обнаружились недостатки, требовавшие внесения многочисленных изменений и дополнений в Основной закон Республики Казахстан переходного периода.В этой связи в 1995 г. 30 августа была принята новая Конституция, которая соответствует основным задачам демократического общества. Как отметил Глава государства, с целью соотв етствия общепринятым в демократическом сообществе стандартам и проведения полномасштабной реформы судебной системы создана комиссия для подготовки предложений по совершенствованию судебной системы и отправлению эффективного правосудия, отвечающего потребностям современного общества. Судебная власть призвана разрешать все возникающие казусы и конфликты на основе действующего законодательства. Она распространяется на все дела и споры, возникающие на основе Конституции, законов, иных нормативных правовых актов. Никакие иные институты власти и управления не могут обладать или наделяться подобными полномочиями. Так, по мнению видного ученого-юриста Ж. Бусурманова, «суды Республики Казахстан призваны играть определяющую роль в системе государственных институтов защиты прав и свобод человека. Отсюда любые новации, направленные на совершенствование их деятельности, всегда должны быть ориентированы на эффективную реализацию основного предназначения этих органов – обеспечение и охрану конституционных прав и свобод человека и гражданина Казахстана». Концепцией правовой политики Республики Казахстан, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 24 августа 2009 г. № 858, были определены основные направления развития правовой системы страны: «На конституционном уровне придан импульс новому этапу судебно-правовой реформы, направленному на укрепление независимости судов при отправления правосудия. Сфера применения смертной казни сокращена и ограничена исключительно террористическими преступлениями, сопряженными с гибелью людей, и особо тяжкими преступлениями, совершенными в военное время, что в условиях Казахстана означает фактическую отмену смертной казни. Введено судебное санкционирование ареста, исключен конституционный запрет на возможность ведения прокуратурой и судом следствия». На сегодняшний день в Казахстане создана нормативно-правовая база, регулирующая основы, структуру и полномочия судебных органов, правовой статус судей. Вместе с тем, несмотря на имеющиеся успехи в реформировании судебной власти, обеспечении ее независимости ибеспристрастности, проблемы отправления правосудия в нашем независимом Казахстане не потеряли своей остроты и актуальности.Хранителями правовой культуры казахского народа были бии. Бии – выходцы из народа, главной сутью которых было человечность, порядочность, справедливость.
Отметим, что бийские решения не были неизменными, раз и навсегда данными. Это достаточно гибкая система судебных решений, которые можно воспринимать как систему судебных прецедентов. Сегодня наряду с римским правом достойное место в праве должно занять кочевое право – Жаргы и его правовые институты. Это институты, регулирующие споры о чести и достоинстве, институт куна (выкупа), институты, регулирующие спорные отношения, связанные с пользованием землей, институты, регулирующие семейно-брачные отношения и др. Эти институты отличаются стремлением предотвратить конфликты, затяжную борьбу между народами и коллективами.
Для современного права большое значение имеет изучение требований, предъявляемых к биям: быть справедливым, честным, беспристрастным. Это находило выражение в следующей пословице: «Тура биде туған жоқ, туғанды биде иманжоқ». Сегодня важно использовать в современном праве правовые и нравственные принципы казахского права, а именно повысить в обществе роль общественного мнения; отдавать приоритет решениям дел на основе мирного соглашения; повсеместно проводить гласные и публичные судебные разбирательства; назначать на должность судей людей, имеющих большой авторитет среди народа; постоянно выяснять мнение народа относительно справедливости вынесенных судебных решений.