Правовая природа взаимодействия службы пробации и оперативных подразделений полиции по розыску лиц, скрывающихся от контроля службы пробации и уклоняющихся от отбывания наказания, подразумевает под собой комплекс правовых норм, регулирующих осуществление совместных мероприятий уголовно-исполнительного и оперативно-розыскного характера, направленных на установление местонахождения лиц, скрывающихся от контроля службы пробации и уклоняющихся от отбывания наказания, не связанного с изоляцией от общества. Правовые нормы, регламентирующие отношениямежду службой пробации и оперативными подразделениями органов внутренних дел, играют роль основания для осуществления совместных действий, регулируют полномочия, права и обязанности каждого субъекта взаимодействия, определяют способы, приемы и методы осуществления совместных действий.
Под правовым обеспечением обычно понимается процесс воздействия государства на общественные отношения с помощью норм права. Результатом этого процесса становится состояние нормативно-правовой урегулированности указанных отношений или степень их фактического правового обеспечения [1].
Взаимодействие службы пробации и оперативных подразделений органов внутренних дел по розыску лиц, скрывающихся от контроля и уклоняющихся от отбывания наказания, регламентируется в основном ведомственными нормативными актами МВД Республики Казахстан, в том числе КУИС МВД РК, совместными приказами управлений Департаментов внутренних дел и ДУИС на уровне областей страны, а также документами методического характера. Совместная деятельность сотрудников службы пробации и оперативных подразделений органов внутренних дел по установлению местонахождения и розыску лиц, скрывающихся от контроля службы пробации и уклоняющихся от отбывания наказания, не связанного с лишением свободы, относится к теории управления деятельности правоохранительных органов (осуществление службами пробации исполнения наказаний, не связанных с изоляцией от общества) и розыскной деятельности (установление оперативными подразделениями ОВД местонахождения лиц, скрывающихся и уклоняющихся от отбывания наказаний, не связанных с изоляцией от общества).
По мнению М. И. Арзамасцева, П. А. Ларина, С. И. Турчиной, правовую основу взаимодействия составляет совокупность законодательных актов, нормативно-правовых документов, межведомственных нормативных актов и соглашений, регламентирующих деятельность правоохранительных органов и предусматривающих основания, цели, направления и формы осуществления согласованных или совместных мероприятий в интересах взаимодействующих субъектов, компетенцию и полномочия субъектов взаимодействия. В теории управления и розыскной деятельности правовую основу условно разделяют на три уровня: конституционный, законодательный и ведомственный. Конституция Республики Казахстан, положения которой регулируют проблемы защиты законных прав и интересов личности, общества и государства от преступных посягательств, является основой оперативно-розыскного права. На конституционных принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина основано содержание «Закона об оперативно-розыскной деятельности» и самой оперативно-розыскной деятельности. Законодательный уровень правовой основы взаимодействия службы пробации и оперативных подразделений органов внутренних дел по розыску осужденных, скрывающихся от контроля и уклоняющихся от отбывания наказания, составляют законы Республики Казахстан: Уголовно- исполнительный кодекс Республики Казахстан, Закон Республики Казахстан от 23 апреля 2014 года № 199-V «Об органах внутренних дел Республики», Закон Республики Казахстан от 15 сентября 1994 года № 154 – XIII «Об оперативно-розыскной деятельности» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 28.12.2016 г.).
В соответствии с Законом Республики Казахстан «Об органах внутренних дел Республики Казахстан» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 30.12.2016 г.), уголовно-исполнительным кодексом Республики Казахстан, Правилами организации деятельности службы пробации, утвержденных Приказом Министра внутренних дел Республики Казахстан от 15 августа 2014 года № 511. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 17 сентября 2014 года № 9738. контроль за поведением осужденных без лишения свободы, проведение розыскных мероприятий в отношении лиц, скрывающихся от контроля службы пробации и уклоняющихся от отбывания наказания,не связанного с изоляцией от общества, а также задержание вышеуказанных лиц осуществляют сотрудники органов внутренних дел и службы пробации.
Положения Закон Республики Казахстан от 23 апреля 2014 года № 199-V «Об органах внутренних дел Республики», предусматривают, что органы внутренних дел в пределах своей компетенции обязаны проводить розыск лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения и отбытия уголовного наказания, исполнения решения суда, пропавших без вести (статья 6 часть 1 пункт 34 Полномочия органов внутренних дел).
Непосредственно оперативно-розыскные правоотношения урегулированы в законе «Об оперативно-розыскной деятельности» (ОРД), который определяет содержание ОРД и закрепляет систему гарантий законности при проведении розыскных мероприятий. Именно Закон об ОРД является нормативным правовым актом, определяющим инструментальные средства для решения задач этой деятельности. Отдельное место среди правовых актов, регулирующих деятельность службы пробации в Казахстане, занимает Закон Республики Казахстан от 30 декабря 2016 № 38-VI «О пробации». В части 2 статьи 5 закона предусмотрено, что «пробационный контроль представляет собой деятельность службы пробации и полиции по осуществлению контроля за исполнением лицами, состоящими на их учете, обязанностей, возложенных на них законом и судом». К сожалению в законе в рамках всех четырех видов пробации не оговаривается порядок осуществления первоначальных оперативно-розыскных мероприятий службой пробации в отношении осужденных состоящих на учете, в рамках осуществления пробационного контроля.
В соответствии с положениями статьи 55 УИК РК «Полномочия службы пробации при исполнении наказания в виде исправительных работ» служба пробации в отношении осужденного, скрывшегося с целью уклонения от отбывания наказания, осуществляет первоначальные розыскные мероприятия и вносит в суд представление об объявлении в розыск.
В соответствии с положениями статьи 61 УИК РК «Полномочия службы пробации при исполнении наказания в виде привлечения к общественным работам» служба пробации в отношении осужденного, скрывшегося с целью уклонения от отбывания наказания, осуществляет первоначальные розыскные мероприятия и вносит в суд представление об объявлении в розыск.
В соответствии с положениями статьи 65 УИК РК «Направление осужденного к ограничению свободы к месту отбывания наказания» служба пробации при неприбытии осужденного к месту отбывания наказания в установленный срок служба пробации проводит первоначальные розыскные мероприятия и, если место пребывания осужденного не установлено, вносит в суд представление об объявлении его в розыск.
В соответствии с положениями статьи 72 УИК РК «Порядок исполнения наказания в виде лишения права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью» служба пробации в отношении осужденных, скрывшихся с целью уклонения от отбывания наказания, осуществляет первоначальные розыскные мероприятия и вносит в суд представление об объявлении в розыск.
В соответствии с положениями статьи 163 УИК РК «Отсрочка исполнения наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей, мужчинам, в одиночку воспитывающим малолетних детей», беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей, мужчинам, в одиночку воспитывающим малолетних детей, отбывающим наказание в учреждении, судом может быть предоставлена отсрочка исполнения наказания на срок до пяти лет, но не более чем до достижения ребенком четырнадцатилетнего возраста. В случае неприбытия осужденного, указанного в части первой настоящей статьи, в двухнедельный срок со дня освобождения служба пробации проводит первоначальные розыскные мероприятия и направляет материалы в суд для объявления его в розыск в установленном законом порядке.
В соответствии с положениями статьи 169 УИК РК «Пробационный контроль за поведением лица, освобожденного условно-досрочно» в случае уклонения условнодосрочно освобожденного лица от пробационного контроля органы внутренних дел проводят первоначальные мероприятия по установлению места его нахождения и причин уклонения. В случае неустановления места нахождения условно-досрочно освобожденного лица органы внутренних дел вносят в суд представление об объявлении его в розыск и избрании меры пресечения.
В соответствии с положениями статьи 172 УИК РК «Подготовка и оформление материалов на лиц, в отношении которых необходимо установить административный надзор органов внутренних дел», в случае неприбытия по избранному месту жительства лица, в отношении которого установлен административный надзор, орган внутренних дел проводит первоначальные мероприятия по установлению места его нахождения и причин его неприбытия. В случае неустановления места нахождения указанного лица орган внутренних дел вносит в суд представление об объявлении его в розыск и избрании меры пресечения.
В соответствии с положениями статьи 174 УИК РК «Порядок осуществления пробационного контроля за лицами, осужденными условно, и оказания им социальноправовой помощи» служба пробации в случае уклонения лица, осужденного условно, от пробационного контроля проводит первоначальные мероприятия по установлению места его нахождения и причин уклонения. В случае неустановления места его нахождения служба пробации вносит представление в суд об объявлении в розыск и избрании меры пресечения.
На основании указанных положений Уголовно-исполнительного кодекса Республики Казахстан служба пробации прямо и в некоторых случаях косвенно участвует в проведении первоначальных мероприятий по установлению места нахождения лица, состоящего на учете в службе пробации и вносит преставление в суд об объявлении лица в розыск и избрании меры пресечения. В некоторых случаях осуществляет первоначальные розыскные мероприятия после чего вносит представление в суд об объявлении лица в розыск и избрании меры пресечения.
Закон Республики Казахстан от 15 сентября 1994 года № 154-XIII Об оперативнорозыскной деятельности (с изменениями и дополнениями по состоянию на 28.12.2016 г.) в статье 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе, в пункте 15) гласит, что оперативно-розыскная деятельность - научно обоснованная система гласных и негласных оперативно-розыскных, организационных и управленческих мероприятий, осуществляемых в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, в целях защиты жизни, здоровья, прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.
В статье 6 данного закона обозначены органы, осуществляющие оперативнорозыскную деятельность. В части 1 сказано, на территории Республики Казахстан оперативно-розыскную деятельность осуществляют:
- органы внутренних дел;
- органы национальной безопасности;
- уполномоченный орган в сфере внешней разведки;
- органы военной разведки Министерства обороны;
- антикоррупционная служба;
- Служба государственной охраны Республики Казахстан;
- служба экономических расследований.
- Перечень органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, может быть изменен или дополнен только законом.
В указанном перечне уголовно-исполнительная система не обозначена, как орган, самостоятельно наделенный правом осуществления оперативно-розыскной деятельности. Но в соответствии с Законом Республики Казахстан
Об органах внутренних дел Республики Казахстан (с изменениями и дополнениями по состоянию на 30.12.2016 г.) в статье 7 «Система органов внутренних дел», говорится:
- Единую систему органов внутренних дел образуют полиция, уголовноисполнительная система, военно-следственные органы, Национальная гвардия Республики Казахстан, органы гражданской защиты.
- Уголовно-исполнительную систему образуют ведомство, его территориальные органы, служба пробации и учреждения, исполняющие наказания, иные подведомственные организации.
Исходя из указанного определения все сотрудники органов внутренних дел, в том числе уголовно-исполнительной системы, его территориальные органы, служба пробации и учреждения, исполняющие наказания, а также иные подведомственные организации являются субъектами ОРД.
Сотрудники пробации и в прошлом сотрудники УИИ не всегда имели и имеют опыт оперативно-розыскной работы, поэтому зачастую проведение первоначальных мероприятий по установлению местонахождения лица, скрывающегося и уклоняющегося от отбывания наказания, организуется и ведется формально и неквалифицированно. Оперативно-розыскная деятельность при исполнении наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества, осуществляется оперативными подразделениями органов внутренних дел самостоятельно, только после получения решения суда об объявлении в розыск скрывшегося или уклоняющегося лица от контроля. Реальная организация взаимодействия с территориальными оперативными подразделениями органов внутренних дел, обладающими возможностями в полной мере использовать оперативно-розыскные методы, помогла бы решить указанную проблему. В результате чего оперативно-розыскные мероприятия по розыску осужденных не проводились бы с опозданием, лишь после поступления в ОВД документов на розыск, а начинались бы сразу после момента установления факта уклонения лица от отбывания наказания.
Розыск, в отличие от задачи установления лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого по уголовному делу, осуществляется в отношении лица, установленного предварительным следствием (дознанием), но скрывающегося от органов дознания, следствия и суда, с целью определения его места нахождения. Другим объектом розыска могут быть также известные лица, уклоняющиеся от отбывания назначенного уголовного наказания.
Перечисленные характеристики и особенности позволяют сделать вывод о том, что оперативно-розыскная деятельность органов уголовно-исполнительной системы есть государственно-правовая функция, основанная на законах и подзаконных правовых актах, осуществляемая специально на то уполномоченными подразделениями и должностными лицами ОВД в виде системы разведывательно-поисковых, преимущественно негласных, мер в целях решения задач борьбы с преступностью.
Акцентируем внимание на том, что сотрудники пробации являются сотрудниками правоохранительных органов и выполняют важную задачу по контролю за лицами, состоящими на учете. Государство идет на такой шаг, выверяя его с интересами общества, будущего его граждан. Но этот шаг должен носить взвешенный характер, он не может носить бессистемный характер. Поэтому в этом случае он должен наделить органы осуществляющие важную функцию средствами и методами адекватными этому.
Изложенное позволяет нам сделать вывод о том, что в связи с отсутствием необходимой для решения оперативно-служебных задач организации взаимодействия службы пробации и оперативных подразделений полиции, с целью реализации программных документов направленных на развитие уголовно-исполнительной системы, а также в связи с реформированием системы исполнения наказания, возникаетнеобходимость в переработке и дополнении имеющейся нормативной правовой базы, регулирующей вопросы как общего взаимодействия службы пробации с органами внутренних дел, так и организации взаимодействия службы пробации и оперативных подразделений полиции по розыску осужденных, скрывающихся от контроля и уклоняющихся от отбывания наказания, не связанного с лишением свободы.
Литература
- Исиченко А. П., Бажанов С. А. К проблеме правового регулирования оперативнорозыскной деятельности в УИС // Проблемы оперативно-розыскной деятельности в уголовно-исполнительной системе: сб. ст. М., 2005. С. 22.
- Арзамасцев М. В., Ларин П. А., Турчина И. С. Взаимодействие органов и учреждений уголовно-исполнительной системы с иными правоохранительными органами: методические рекомендации. СПб.: Санкт-Петербургский институт повышения квалификации работников ФСИН России, 2009. С.67.