Эхинококкоз - хроническое заболевание, при котором в печени, легких, значительно реже в других органах развиваются солитарные или множественные кистозные образования. Возбудителем является личиночная стадия цепня Echinococcus granulosus [1,2]. Личиночная стадия, растущая, развивающаяся и живущая в организме человека десятки лет, представлена кистой круглой или овальной формы, заполненной жидкостью. Однокамерный эхинококкоз имеет повсеместное распространение по всему миру с образованием эндемических очагов во всех населенных континентах [2]. Наибольшее распространение эхинококкоза человека и животных регистрируется в странах, расположенных в умеренном климатическом поясе, включая несколько стран Евразии, Австралии, некоторых частях Америки и Северной и Восточной Африке [3].
В настоящее время существует три способа лечения эхинококкоза: химиотерапия, хирургическое лечение (через традиционный или лапароскопический доступы) и чрескожные вмешательства, которые дифференциро-ванно применяются в зависимости от стадии заболевания [3]. При выборе хирургического лечения хирург должен решить, как минимум три вопроса: способ удаления кисты, отношение к фиброзной капсуле и способ ликвидации остаточной полости.
Целью работы явилось изучение результатов хирургического лечения эхинококкоза и выбора тактического подхода к оперативным вмешательствам.
Несмотря на успехи в изучении эхинококкоза, проблема диагностики и выбора тактики хирургического лечения остается актуальной.
Материалы и методы: нами проведен анализ диагностики, лечения и послеоперационных осложнений у больных с эхинококкозом различной локализации. За период с 2016 по 2021 годы на базе отделения общей хирургии БСМП оперировано186 больных, из них 97 (52,2%) мужчин и 89 (47,8%) женщин в возрасте от 17 до 69 лет. Первичный эхинококкоз выявлен в 152 (81,7%), рецидивный – в 34 (28,3%) случаях. Изолированная локализация кисты в печени имела место у 119 (63,9%) пациентов, в легком – у 37 (19,8%), в селезенке – у 3 (1,6%) и в забрюшинном пространстве – у 2 (1,1%). Сочетанные формы наблюдались у 25 (36,1%) больных, из них лёгкое и печень – 19 (10,3%), лёгкое и селезёнка – 2 (1,1%), печень и брюшная полость – 3 (1,6%), оба лёгких – 1 (0,6%). Осложнённый эхинококкоз диагностирован у 12 (6,5%) пациентов: нагноение у 7, прорыв в брюшную полость 2 (1,1%), прорыв бронх – 1 (0,6%), прорыв в бронх и нагноение – 1 (0,6%), нагноение и прорыв в брюшную полость – 1(0,6%). Диагностика заболевания основывалась на тщательном сборе анамнеза, клинических проявлениях и результатов иммунологических исследований. Решающее значение имели ультразвуковое сканирование печени, брюшной полости и рентгенологическое исследование лёгких. В трудных случаях использовали компьютерную томографию брюшной полости, грудной клетки и забрюшинного пространства, при осложнениях прибегали к фибробронхоскопии и видеолапароскопической диагностике.
Результаты: Клиническая картина эхинококкоза зависела от локализации, количества, размера кист и наличия осложнений. При сочетанном поражении лёгкого и органов брюшной полости первым этапом оперировали на лёгком, вторым – на органах брюшной полости; с использованием эндовидеохирургической техники одномоментно прооперировано 28 (15,1%). Всем больным выполняли эхинококкэктомию, традиционным методом – 120 (64,5%) больным, эндовидеохирургическим – 57 (30,4%), эндовидеохирургическим с ассистенцией -9 (4,8%). Полость фиброзной капсулы обрабатывали раствором формалина 2%, спиртом 70% и 96% или бетадином. Остаточная полость ликвидирована путём капитонажа либо инвагинацией краев с ушиванием. При нагноении заканчивали операцию: в печени наружным дренированием полости кисты, в лёгком лобэктомией и сегментарной резекцией органа. Летальных исходов не было. В послеоперационном периоде наблюдались следующие специфические осложнения: желчеистечение – у 3 (1,6%) больных, нагноение остаточной полости – у 5 (2,7%), пневмоторакс – у 3 (1,6%). Повторные операции, по поводу осложнений потребовались 2 (1,1%) больным. После одномоментной эхинококкэктомии печени и легкого, с использованием эндовидеохирургической техники осложнений не наблюдалось.
Выводы: До настоящего времени традиционная эхинококкэктомия является основным методом хирургического лечения эхикоккоза. Однако в последнее время всё большее распространение получают операции с использованием эндовидеохирургической техники, в нашей клинике они составили 30,4%. При сочетанном эхинококкозе печени и лёгкого печени и лёгкого в зависимости от локализации и размеров кист, предпочтение необходимо отдавать одномоментной эхинококкэктомии с использованием эндовидеохирургии.
Литература
- 1.Ветшев П.С., Мусаев Г.Х., Фатьянова А.С. Эхинококкоз: основы диагностики и роль миниинвазивных технологий (обзор литературы). Анналы хирургической гепатологии. 2015;20(3):47-53.
- 2.Курбаниязов З.Б. и др. Совершенствование хирургического лечения эхино-коккоза легких //Актуальные вопросы современной пульмонологии. Ма. 2018. С. 107
- 3. Шамсиев А.М. и др. Балльная оценка в выборе тактики хирургического лечения эхинококкоза печени // Проблемы современной науки и образования. 2017. №. 37. С. 75-79.