Стоматологическая биоэтика: проблемы, дилеммы, ценности

Резюме

XXI век – время верховенства рыночной экономики в большинстве стран мира, что не могло не сказаться на отношениях как в межличностной, так и в сугубо профессиональной сферах. Одновременно с развитием сферы частной медицины, данный факт все чаще отмечается в виде разрыва между двумя статусами для человека, которому необходима медицинская помощь, то есть потребителя медицинской услуги – теперь он выступает как в качестве пациента, так и в качестве клиента. Подобная тенденция находит место и в стоматологической практике, которая еще с конца прошлого столетия все больше и больше выделялась и приобретала черты коммерциализации. Специально, для регулирования морально-этических конфликтов, возникающих как по причине, так и вследствие бинарного статуса потребителя медицинской услуги, в биоэтике образовалось новое направление – стоматологическая (дентальная) биоэтика.

Ключевые слова: стоматология, дуалистичность, стоматологическая (дентальная) биоэтика, этические дилеммы, иерархия ценностей.

Цель исследования

Цель исследования в изучении становления дентальной биоэтики в качестве самостоятельного направления науки, исследовании классификации ценностей в стоматологической практике по Ozar D. T, оценивании действующей этико-правовой регуляции стоматологической деятельности в условиях бинарности статуса потребителя стоматологических услуг.

Материалы и методы

Анализ информации, полученной из научной литературы, поиск информации по проведенным исследованиям, анализ статистических данных. Нами было проведено изучение данных по странам постсоветского пространства и странам Запада относительно вопросов внедрения биоэтических принципов и идей в образовательные программы на стоматологических факультетах.

Результаты и обсуждение

На сегодняшний день следует признать, что стоматология является уникальной сферой медицины в том плане, что степень коммерциализации ее выше, чем во многих других. Этим и объясняется бесчисленное множество частных стоматологических клиник на улицах городов Америки, Европы и Постсоветского пространства.

Прежде всего, стоматология – это компонент системы здравоохранения, направленный на сохранение и поддержание здоровья полости рта, а стоматологи – это специалисты с совершенными навыками и умениями в своей области. Но на рубеже 20 и 21 веков, стоматология также превратилась в коммерческую услугу, что привело к возникновению дуалистичности статуса потребителя стоматологической услуги.

В западных странах с развитой рыночной экономикой, такой потребитель рассматривается бинарно: в качестве пациента, нуждающегося в помощи, и как клиента, приобретающего стоматологическую услугу.

В связи с этим возникает необходимость более детального исследования классических биоэтических принципов в стоматологической практике.

Тем не менее, общество не рассматривает стоматологическую помощь как стандартный рыночный товар, а видит в стоматологах специалистов с определенными знаниями и умениями и поручает им, чтобы они совершали свою профессиональную обязанность, отдавая приоритет благополучию своих пациентов. Стоматолог, как и любой врач, принимает на себя, в первую очередь, обязательства перед обществом по высококачественному предоставлению стоматологической помощи. И здесь важно добавить: в соответствие с морально-этическими нормами.[1]

Эти морально-этические нормы, обязательства и стандарты – предмет изучения нового направления в биоэтике, возникшего в 1990-х гг. – стоматологической биоэтики. [2]

Поле биоэтической регламентации в стоматологической практике весьма разнообразно и выделяется в несколько направлений:

взаимоотношения врача и пациента;

взаимоотношения внутри профессиональной группы стоматологов;

взаимоотношения стоматологов с другими группами медицинских специалистов; отношения собственности и прибыли в стоматологической практике;

отношения к новым научным достижениям и критерии их использования в стоматологической практике;

отношения на рынке лекарств, используемых в стоматологической практике;

эстетические нормы стоматологической помощи;

отношение стоматологов к социальным и природным факторам, влияющим на состояние здоровья их пациентов;

принципы обособления данной профессиональной группы в обществе;

отношение к власти и законам, действующим в данном обществе;

взаимоотношения внутри профессиональной группы медицинских работников стоматологической практики;

моральный статус пациента в отношении своего здоровья и рекомендаций врача.

Другого подхода в определение биоэтических стандартов в стоматологии придерживается Давид Т. Озар, ученый из Университета Лойола, Иллинойс, США, который считает, что в биоэтической основе стоматологии лежит разработанная им же система ценностей, признанных в профессии, в ее подходах к лечению.

Значения в их иерархическом порядке расположились следующим образом:

  1. Жизнь и здоровье,
  2. Надлежащее и безболезненное оральное функционирование,
  3. Автономность пациента,
  4. Предпочтительная практика,
  5. Эстетические ценности,
  6. Стоимость,
  7. Другие внешние факторы. [3]

Само существование этих ценностей, а также их ранжирование противоречиво как внутри самой стоматологии, так и вне ее. Например, определенному риску подвергается каждый раз жизнь пациента, когда используется местная анестезия во имя безболезненной стоматологии, но большинство стоматологов считает, что риск оправдан. Другие могут поставить автономность пациента выше стоматологического здоровья и надлежащего функционирования. [4]

Но, в чем все мнения едины, так это в наличии определенных специфических дилемм, выражающихся в виде вопросов, на который нельзя дать однозначный ответ. И даже если стоматологи нечасто встречаются с вопросами жизни и смерти, им всегда доверена человеческая жизнь, которая при челюстно-лицевой патологии всегда осложнена интенсивной болью, дискомфортом, нарушениями физиологических функций (речь, жевание), что в общем значительно снижает качество жизни.

Задачей стоматолога является устранение неприятных ощущений и восстановление естественной анатомо-физиологической нормы у пациентов.

  1. Если при осмотре нового пациента обнаруживается факт ранее выполненной плохой стоматологической работы, следует ли говорить об этом самому пациенту? Должен ли стоматолог связаться с предыдущим врачом, чтобы обсудить проблему?
  2. Этично ли врачу-стоматологу заниматься саморекламой, заверяя, что его услуга обязательно поможет пациенту, вероятно вводя пациента в заблуждение?
  3. Может ли практикующий врач-стоматолог, желая восстановить эстетические показатели зубных рядов, сказать пациенту, у которого нет жалоб, что его зубы непривлекательны?
  4. Этично ли врачу-стоматологу отказать лечить пациента с инфекционной болезнью? Какие обязательства имеет врач-стоматолог относительно информации о наличии инфекции у пациента?
  5. Как следует вести себя стоматологу при оказании помощи пациенту, не способному самостоятельно принять решение? Можно ли в таком случае отказать предоставлять помощь? Чем должен руководствоваться врач-стоматолог для выбора наилучшего метода лечения такого пациента? [5]

В сферу стоматологической биоэтики также входят вопросы:

Какова идеальная модель отношений между врачом-стоматологом и пациентом?

Какова идеальная модель между врачом-стоматологом и его коллегами?

Допустима ли конкуренция?

Какова идеальная модель между врачом-стоматологом и обществом в целом?

Необходим ли паттерналистский подход в стоматологической практике?

Кто есть пациент для стоматолога? Пациент или клиент? Объект для оказания помощи или объект для получения прибыли?

В чем заключаются нормы компетенции для врача-стоматолога?

Что необходимо сделать для обеспечения доступности стоматологической помощи всем слоям населения?

Работа в этом направлении ведется. Например, в 2002 году Американской ассоциацией стоматологов впервые был выпущен Кодекс этических принципов, обязательств и норм, который и по сей день играет важную роль в регуляции важных этико-правовых вопросов в стоматологии в американском обществе. Активно разрабатываются биоэтические стандарты и критерии для стоматологической практики.

Центральной организацией, сфера которой - стоматологическая биоэтика, является ПЕДНЕТ – Стоматологическая Сеть Профессиональной Этики, основанная в 1982 году студентами стоматологических факультетов. В 1999 году с целью укрепления идей стоматологической биоэтики и распространения ее всемирно, было организовано Международное общество стоматологической этики и права.

Пересматриваются и стандарты обучения студентов-стоматологов.

В странах Европы и США разработано множество учебников по обязательной для студентов-стоматологов дисциплине «Стоматологическая этика».

Курс нацелен на формирование у студентов биоэтических взглядов, оценку проблем и принципов. Большая часть курса уделена компетенциям врача-стоматолога и моральным аспектам межличностных отношений стоматологии (между врачом и пациентом, между врачом и врачом).

Первыми преподавание дентальной этики внедрили в Университете штата Минне-сота, США по инициативе Американской ассоциации стоматологического образования в виде четырехгодичного курса в 1980-м году.

А впервые в Республике Узбекистан в 2017 году Ташкентский государственный стоматологический институт включил в процесс додипломного образования обязательный курс «Биоэтика», 36 часов – 9 лекций и 9 семинаров на 2 курсе бакалавриата. Это осуществлено с целью внедрения международных стандартов обучения, согласно Програм-ме комплексного развития системы высшего образования на период 2017—2021 годы.

Выводы

Врачи-стоматологи должны обладать широким кругозором, быть разносторонне образованными, мыслящими, не корыстными специалистами и, в то же время, быть внимательными и сердечными по отношению к пациентам. Достичь этого позволит углубленная интеграция биоэтических принципов в стоматологическое образование.

Литература

  1. 1. Terrie Bruscino. Basic Ethics in Dentistry, 2012.
  2. 2. Ethics Handbook for Dentists. An Introduction to Ethics, Professionalism and Ethical Decision Making. American College of Dentists, Gaithersburg, Maryland, 2012.
  3. 3.Ozar,DavidT.,Schiedremayer,DavidL.,Siegler,Mark.
  4. Value categories in clinical dental ethics. JADA, 1988.
  5. 4. Мухамедова З.М. Актуальные проблемы этики в стоматологическом образовании. Гуманитарный трактат. Выпуск № 14, 2017; Мухамедова З. М. Этические категории в клинической стоматологии. Гуманитарный трактат. Выпуск № 15, 2017.
  6. 5. Ozar, David T. and Sokol, David J. Dental Ethics At Chairside: Professional Principles and Practice Applications. St. Louis, Mosby, 1994.
Год: 2020
Город: Шымкент
Категория: Медицина