Фармацевтический рынок в настоящее время предлагает широкие возможности для выбора наиболее подходящего каждому больному лекарственного средства.
В этом изобилии порой нелегко разобраться, даже если допустить, что вся информация, поступающая к врачам, достойна доверия и немедленного приложения к практике.
Одним из самых болезненных вопросов является проблема выбора между оригинальным лекарственным средством и воспроизведенным препаратом (дженериком), причем в подавляющем большинстве случаев врачи не ориентируются в том, что именно - оригинал или дженерик они назначают.
Традиционно споры между оригиналами и дженериками идут на фармакологическом поле. Иоявляясь в клинической практике, дженерики сосуществуют со своими предшественниками на равных, отличаясь обычно только ценой. Но практикующему врачу неплохо бы знать и о других возможных отличиях и понимать, насколько обоснована и оправдана замена более дорогих оригинальных лекарственных средств на более дешевые воспроизведенные препараты.
Воспроизведенный аналог содержит то же действующее вещество, что и оригинальный препарат, но, как правило, отличается от него вспомогательными веществами (неактивными ингредиентами, наполнителями, консервантами, красителями и др.). Может отличаться (порой весьма существенно) и технология производства оригинальных и воспроизведенных лекарственных средств.
Ири анализе сходства и различий оригинальных препаратов и дженериков необходимо доказать их фармацевтическую, биологическую и терапевтическую эквивалентность. Всемирная организация здравоохранения выдвигает следующее положение: «Два лекарственных препарата считают эквивалентными, если они фармацевтически эквивалентны, имеют одинаковую биодоступность и при назначении в одинаковой дозе обеспечивают должную эффективность и безопасность».
Лекарственные препараты считаются фармацевтически эквивалентными в случае содержания одних и тех же активных субстанций в одинаковом количестве (допустимое отличие не более 5%) и в одинаковой лекарственной форме, а также отвечают требованиям одних и тех же сходных стандартов. Согласно другому определению, данному «FoodandDrugAdministration» (FDA), фармацевтически эквивалентные лекарственные препараты содержат одинаковые активные ингредиенты в одинаковой лекарственной форме, предназначены для одного способа введения и являются идентичными по силе действия или концентрации активных веществ. Фармацевтическая эквивалентность лекарственных средств оценивается по физико-химическим свойствам действующих веществ (степень дисперсности, полиморфизм и пр.), свойствам вспомогательных веществ, особенностям технологического процесса, условиям хранения, упаковке (стекло, пластмасса, бумага и пр.).
Главное обстоятельство, требующее рассмотрения - это содержание одних и тех же активных субстанций в оригинале и дженерике. Следует, между тем, принимать во внимание, что стоимость субстанции (действующего вещества) составляет 50% себестоимости лекарственного средства. Иоэтому с целью снижения затрат на производство дженерика ведутся поиски недорогих субстанций. Часто субстанции для дженериков производятся в странах, мало-доступных для контроля (Китай, Индия, Вьетнам, Украина) с использованием иных, отличных от оригинала, вспомогательных веществ, а иногда и другой технологии производства. Случаи существенных отличий качества одного и того же действующего вещества, полученного у различных производителей, по сравнению с качеством, указанным в досье оригинального препарата, к сожалению, не являются редкостью.
Уменьшить себестоимость продукта возможно путем изменения методов синтеза субстанции, который порой приводит к появлению токсичных примесей. Обнаружение этих примесей доступно только благодаря специальному анализу, не предусмотренному в фармакопейных статьях, следовательно, отличный от оригинала способ синтеза таит в себе угрозу здоровью, несмотря на фармацевтическую эквивалентность с препаратом, чья безопасность доказана.
Следующее обстоятельство, заслуживающее внимания - это регламентированная возможность отличия оригинала и дженерика по содержанию активной субстанции. Такая возможность не привносит проблем при создании воспроизведенных препаратов, содержащих значительное количество активной субстанции, но создает опасный прецедент неполного соответствия в случае производства микродозированных лекарственных средств.
Одной из важнейших фармацевтических характеристик препарата является точность его дозирования. Для обеспечения точности (однородности) дозирования и кинетики высвобождения активной субстанции из оральных таблетированных форм желательно применение современных технологий, которые требуют материальных затрат и делают производство экономически невыгодным. При выходе на рынок производители дженериков указывают на низкую стоимость лекарственного средства как очевидное преимущество, не сообщая, что эта низкая стоимость становится возможной в результате отсутствия должных исследований по соответствию фармацевтических свойств дженериков оригинальным препаратам.
Регламентирующие нормы предписывают содержание действующих веществ по однородности дозирования в пределах от 85 до 115% от номинала. При соответствии стандарту возможны вариации процентного содержания гормонов в дженерике, что может быть связано с иной технологией введения активного компонента в таблеточную массу.
Аналогичные отклонения, допустимые по нормативной документации, наблюдаются и по другим показателям. В результате дженерик соответствует по фармацевтическим свойствам нормативным показателям, но при этом не может считаться полностью эквивалентным оригиналу.
Отсутствие полного фармацевтического соответствия может повлиять на биологическую (фармакокинетическую) эквивалентность. Два лекарственных препарата считаются биоэквивалентными, если они фармацевтически эквивалентны или альтернативны и если их биодоступность (скорость и степень всасывания) после введения в одинаковой молярной дозе сходна в такой степени, что их эффективность и безопасность в основном одинаковы. Согласно определению FDA, биоэквивалентные лекарственные препараты - это фармацевтически эквивалентные или фармацевтически альтернативные препараты, которые имеют сравнимую биодоступность при исследовании в сходных экспериментальных условиях.
Фармакокинетическая эквивалентность (биоэквивалентность) оценивается в результате определения скорости и степени всасывания оригинального лекарственного средства и дженерика при приеме в одинаковых дозах и лекарственных формах внутрь или другими способами на основании концентрации в жидкостях и тканях организма (биодоступность). Для оценки биологической эквивалентности лекарственных средств необходимо сопоставить скорость, степень всасывания и распределения лекарственных веществ в организме человека, а также параметры элиминации. Фактически, два лекарственных средства являются биоэквивалентными, если они обеспечивают одинаковую биодоступность. Фармакокинетическая эквивалентность является главным условием регистрации препарата-дженерика. Биоэквивалентные препараты имеют сравнимую биодоступность при исследовании в сходных экспериментальных условиях. Исследования биоэквивалентности проводят на ограниченном контингенте здоровых добровольцев с помощью рандомизированного перекрестного метода. Для определения биоэквивалентности сравнивают так называемую площадь под кривой (AUC) «концентрация/ время» у здоровых добровольцев.
Препарат-дженерик считается биоэквивалентным оригинальному, если 90% средней AUC (площади под фармакокинетической кривой) вещества входит в диапазон от 80 до 125% от средней AUC оригинального препарата.
Столь существенный допуск в отклонении AUC дженерика от оригинала позволяет регистрировать препараты с существенными отклонениями фармакокинетической кривой. Количественные сведения по биоэквивалентности, как, впрочем, и фармацевтической эквивалентности, не указываются в аннотациях продаваемых препаратов и крайне редко появляются в доступной литературе. Между тем, несовпадения кривых концентрационных профилей могут приводить к негативным последствиям. Например, один из дженериков гипотензивного препарата лозартана демонстрирует стремительное нарастание пика концентрации, значение которого почти на 40% выше, чем у оригинала, с последующим быстрым снижением концентрации. Параметры биоэквивалентности при этом не выходят за рамки стандартов, но риск побочных реакций и снижения эффективности у дженерика очевиден . При испытании дженерика цефтриаксона пик концентрации не достигал уровня, необходимого для поддержания нужного терапевтического эффекта.
Мы также решили провести простейший тест, косвенно свидетельствующий о различиях между дженериком и оригинальным препаратом. Мы подвергли механическому воздействию (давлению) таблетку оригинального препарата Нурофен (действующее вещество ибупрофен) и таблетку его дженерика. После этого мы увеличили их в 50 раз (рис. 1)
Как видно из фото, можно оценить степень дисперсности и биодоступности препарата.
Неизвестность реального соответствия фармакокинетики оригинала и дженерика, недоступность документации по исследованию биоэквивалентности вызывают у врачей протест против существующих законодательных норм. С 1986 года со стороны экспертов-клиницистов звучат пожелания уменьшить 20% допуск до 11% для основных препаратов и до 5% для препаратов с узким терапевтическим спектром.
Исследования биоэквивалентности предполагают, что фармакокинетически эквивалентные (биоэквивалентные) оpигиналу воспроизведенные препараты обеспечивают одинаковую эффективность и безопасность фаpмако теpапии, т.е. что они являются теpапевтическими эквивалентами, и это предположение не обязательно подтверждать при регистрации дженерика.
Терапевтическая эквивалентность устанавливается в том случае, если испытуемый лекарственный препарат содержит ту же активную субстанцию или лекарственное вещество и по результатам клинических исследований обладает такой же эффективностью и безопасностью, как и препарат сравнения, чья эффективность и безопасность установлены.
При наличии в аптечной сети оригинального препарата желательно рекомендовать его использование. Финансовые затруднения или недоступность оригинала по иным причинам служат основанием для рекомендации дженерика, при этом следует ориентироваться на те из воспроизведенных аналогов, которые давно существуют на рынке или имеют собственную доказательную базу эффективности и безопасности.
Рано или поздно клиническая практика расставит все препараты по своим местам. Но было бы замечательно, если бы эта расстановка происходила без жертв со стороны здоровья пациентов.