Зависимость от опиоидов является серьезной медицинской и социальной проблемой.
Основной задачей терапии зависимости от опиоидов считается достижение максимально длительной и устойчивой ремиссии- периода воздержания от приема опиоидов , когда симптоматика заболевания ослабевает и пациент имеет возможность удовлетворительной жизнедеятельности с восстановлением приемлемого уровня личного и социального функционирования [1]. Однако прекращение употребления опиоидов не означает выздоровления, а стабилизация ремиссии и профилактика рецидивов остается важнейшей и наиболее сложной проблемой терапии зависимости от опиоидов [1,2].
Основным лекарственным средством, применяемым для стабилизации ремиссии при зависимости от опиоидов, является налтрексон- конкурентный антагонист мю-опиоидных рецепторов, блокирующий эйфоригенное действие опиоидов [20]. Показано, что пероральная лекарственная форма налтрексона является достаточно эффективным средством для стабилизации ремиссий, при условии контроля комплайенса родственниками больных. Пролонгированные лекарственные формы налтрексона (инъекционная- Вивитрол и имплантируемая- Продетоксон) увеличивают эффективность стабилизации ремиссии за счет частичного преодоления проблемы низкого комплаенса [23]. Следует отметить, что эффективность противорецидивной терапии пролонгами налтрексона имеют высокую межиндивидуальную вариабельность и только половина больных завершают шестимесячный курс терапии как в случае применения Вивитрола, так и Продетоксона [22,23].
Налтрексон не влияет на постабстинентные расстройства, такие как: депрессия, тревога, ангедония и повышенная стрессорная реактивность, которые сопровождают актуализацию патологического влечения к опиоидам, и повышают риск срыва и рецидива заболевания. Поэтому дополнительная фармакотерапия, направленная на снижение влияния этих факторов, в частности, агонистами центральных альфа-2- адренорецепторов, такими как клонидин, лофексидин и гуанфацин может повысить эффективность стабилизации ремиссии.
Недостаточная и избирательная эффективность терапии стабилизации ремиссии при зависимости от опиоидов может быть обусловлена генетическими различиями между пациентами, что, в свою очередь, может стать предметом фармакогенетического анализа- поиска индивидуальных генетических особенностей, приводящих к существенным различиям в терапевтической эффективности фармакологических препаратов и их комбинации [3].
Актуальность фармакогенетических исследований обусловлена широкими перспективами развития эффективной персонализированной терапии на основе генетического тестирования пациентов, которое активно внедряется в клиническую практику и становится рутинным методом лабораторной диагностики [7].
Выявление влияния генетических вариантов дает возможность персонализации терапевтических подходов на основе фармакогенетических стратификации пациентов с разными уровнями эффективности фармакотерапии [4,27]. При комбинировании налтрексона и лофексидина можно увидеть более высокий процент удержания, а также снижение влечения к употреблению опиоидов. Сходным по механизму действия с лофексидином и препаратом является гуанфацин (Эстулик). Можно преположить, что комбинация налтрексона с гуанфацином может повысить эффективность стабилизации ремиссии при зависимости от опиоидов налтрексоном за счет стресспротективного действия гуанфацина и обусловленного этим снижения импульсивоности.
В заключении можно сказать что, при лечении налтрексоном мы можем увидеть высокую эффективность в зависимости от опиоидов. А применение гуанфацина можеть быть рекомендовано в качестве адъювантного средства для снижения восприимчивости к стрессорным факторам у пациентов в зависимостью от опиоидов в период ранней ремиссии.
Литература
- . Винникова М.А Ремиссии при опиоидной зависимости: клиника, этапы течения, профилактика рецидивов. Вопросы наркологии 2013; (4): 99-109
- . Илюк Р.Д., Торбан М.Н., Берно-Беллекур И.В., Сурмиевич П.Е., Незнанов Н.Г., Крупицкий Е.М. Динамическая многофакторная оценка клинических и психосоциальных характеристик у больных с опийной зависимостью, проходящих реабилитационное лечение. Наркология 2012; 11(9):69-77.
- .Кибитов А.О Фармакогенетика болезней зависимости от психоактивных веществ. Наркология 2015; 14 (11): 61-74.
- .Кибитова А.О., Анохина И.П. Генетические основы этиологии и патогенеза болезней зависимости от психоактивных веществ. Наркология 2016; (6): 84-104.
- .Кошкина Е.А. Современные эпидемиологические методы мониторинга распространенности употребления наркотиков. Вопросы наркологии 2006; (1): 64-72
- .Кукес В.Г., Сычев Д.А., Гасанов И.А. Проблемы клинической фармакогенетики на современном этапе. Клиническая медицина 2007; 85(2): 58-63.
- .Цой-Подосенин М.В., Крупицкий Е.М., Вербицкая Е.В., Звартау Э.Э., Элман И. Функционирование «системы награды» у больных с зависимостью от психоактивных веществ. Обозрение психиатрии и медицинской психологии им.В.М. Бехтерева 2009; (1): 83-88
- .BauerI.E., SoaresJ.C., NeilsenD.A. The role of opioidergicgenes in the treatment outcome of drug addiction pharmacotherapy: Asystematicreview. The American journal on addictions 2015; 24(1): 15-23. doi:10.1111/ajad.12172.
- .Beck A.T., Ward C.H., Mendelson M., Mock J., Erbaugh J. An inventory for measuring depression. Archives of general psychiatry 1961; 4(6): 561-571.