Актуальность темы:
Многие часто применяемые ЛС имеют антихолинергическую активность, которая проявляется системными НПР с периферическими и центральными эффектами, негативно влияющими на организм пациента. Это приводит к соответствующим клиническим последствиям, таким как когнитивный дефицит и др. Среди пожилого населения весьма актуальна проблема сохранения снижающихся с возрастом когнитивных функций, чему употребление ЛС с антихолинергическими эффектами в контексте повсеместно распространенной в этой группе пациентов полипрагмазии, согласно исследованиям, не способствует. Решением этой проблемы вероятно сможет послужить введение в клиническую практику шкалы антихолинергической нагрузки для улучшения качества жизни наблюдаемых пациентов.
Ацетилхолин - главный медиатор парасимпатического отдела вегетативной нервной системы. Существует 2 типа холинергических рецепторов - никотиновые и мускариновые. Среди последних выделяют 5 подтипов. Ml-мускариновые рецепторы локализуются в ЦНС и париетальных клетках слизистой оболочки желудка и участвуют в регуляции памяти, желудочной секреции и моторики желудочно-кишечного тракта. M2-мускариновые рецепторы обнаружены в клетках предсердий и проводящей системы сердца, а также пресинаптических нервных окончаниях. Они опосредуют отрицательные хроно- и дромотропные эффекты парасимпатической нервной системы. M3 - мускариновые рецепторы располагаются в клетках экзокринных желез, гладких мышц и эндотелия сосудов. Антихолинергические средства блокируют действие ацетилхолина на мускариновые рецепторы. Выделяют классические М-холиноблокаторы и ЛС с антихолинергическими эффектами.
Цель исследования: провести анализ лекарственных назначений для выявления риска высокой антихолинергической нагрузки проводимой фармакотерапии.
Материалы и методы: В исследование были включены 102 пожилых пациента (старше 65 лет) получавших лечение в условиях неврологического отделения крупного стационара. Проведен анализ лекарственных назначений на предмет наличия препаратов т
Антихолинергическая нагрузка оценивалась с помощью шкалы Anticholinergic Burden Scale обновления 2012 г., основой которой послужили 500 ЛС, чаще всего назначаемых в Системе медицинского обслуживания ветеранов США. Препараты ранжированы по данным базы констант диссоциации ЛС для М-холинорецепторов и данным баз Micromedex и Medline (оценка НПР анализируемых ЛС в сравнении с плацебо). Каждому из назначенных ЛС с антихолинергической нагрузкой присваиваются баллы, в зависимости от нахождения в одной из трех шкал.
Результаты исследования: По результатам исследования каждому из пациентов был присвоен балл антихолинергической нагрузки, по которому можно судить о риске возникновения нежелательной побочной реакции (как правило когнитивных расстройств) для своевременного предотвращения методом коррекции назначенной фармакотерапии. Из группы обследуемых, у 52 пациентов (50,9%) лекарственных препаратов с антихолинергическими свойствами не применялось. В соответствии со Шкалой антихолинергической нагрузки 15 пациентов (14,7%) получили 1 балл. Данный уровень антихолинергического бремени по литературным данным, может быть сопряжен с потенциальными антимускариновыми эффектами. 3 пациента имели суммарный балл равный 2-м, что при высокодозовом режиме может быть причиной развития побочных реакций (по данным клинических исследований). 32 пациента (31,4%) в соотвествии с валидизированной шкалой получили 3 и более баллов, что может соответствовать повышенному риску развития нежелательных побочных реакций при применении препаратов, обладающих высоким антихолинергичесим потенциалом в среднетерапевтической дозе. Таким образом, исходя из данных полученных при помощи валидизированной шкалы антихолинергической нагрузки мы выяснили, что у 49,1% пациентов имеется потенциальный риск развития антихолинергических побочных эффектов.
Выводы: Таким образом, в клинической практике доступен не прямой, а косвенный метод оценки антихолинергического воздействия ЛС — шкала антихолинергической нагрузки, разработанная для пожилых пациентов старше 65 лет. Шкала способствует выявлению пациентов с высоким риском развития антихолинергических эффектов, ассоциированных с когнитивным дефицитом, падениями и иногда смертью, и помогает корректировать фармакотерапию, что позволяет снизить риски осложнений и повысить качество жизни пожилых пациентов.