Актуальность темы:
Термином «дисциркуляторная энцефалопатия» (ДЭ) в классификации сосудистых поражений головного и спинного мозга, разработанной в НИИ неврологии РАМН (в настоящее время Научный центр неврологии РАМН), обозначается хроническая цереброваскулярная патология, развивающаяся при множественных очаговых и/или диффузных поражениях мозга. При этом прогрессирование неврологических и психических нарушений может быть обусловлено устойчивой и длительной недостаточностью мозгового кровообращения и/или повторными эпизодами дисциркуляции, протекающими как с острой клинической симптоматикой (острые нарушения мозгового кровообращения), так и субклинически.
В большинстве случаев причиной ДЭ является гипертоническое и\или атеросклеротическое поражение мелких внутримозговых артерий, приводящее к нарушению кровотока в бассейне этих сосудов.
Терапия ДЭ должна быть направлена как на терапию основного сосудистого заболевания, так и на преодоление механизмов развития клинических нарушений. Доказательная база эффективности применения тех или иных лекарственных средств при дисциркуляторной энцефалопатии, учитывая, что это отечественный термин, весьма ограничена. Опираясь на этиологию и патогенез заболевания, можно предположить, что лечение ДЭ должно быть комплексным, включать мероприятия по предупреждению прогрессирования основного заболевания и коррекции когнитивных, эмоциональных и двигательных нарушений.
Цель исследования: выявить частоту встречаемости дисциркуляторной энцефалопатии и проанализировать структуру и рациональность лекарственных назначений у пациентов.
Материалы и методы:
Нами были исследованы методом сплошной выборки 155 историй болезни пожилых (старше 65 лет) пациентов,находившихся на лечении в отделении терапии областной клинической больницы г.Шымкент в 2017г.
Результаты исследования:
Диагноз «Дисциркуляторная энцефалопатия» выставлялся 147 пациентам (94,8%). Самыми частыми сопутствующими заболеваниями у этих пациентов являлись:
- артериальная гипертензия - 145 пациентов (98,6%),
- ишемическая болезнь сердца - 136 пациентов (92,5%),
- хроническая сердечная недостаточность - 71 пациент (48,2%),
- сахарный диабет - 68 пациентов (46,3%),
- остеоартроз - 38 пациентов (25,8%),
- последствия перенесенного ОНМК - 22 пациента (14,9%).
Среди 147 пациентов было 84 (57,1%) лиц мужского пола, 63 (42,9%) - женского.
Как показало исследование, фармакотерапия ДЭ в целом соответствует отечественным и международным стандартам.
Для лечения основного сосудистого заболевания рекомендуется использование антигипертензивных средств. В терапии артериальной гипертензии у больных ДЭ предпочтительно назначение гипотензивных препаратов продленного действия, для того, чтобы избежать чрезмерного подъема или снижения артериального давления в течение суток. Ряд авторов показали, что достижение оптимального уровня АД замедляет прогрессирование когнитивного снижения у больных с цереброваскулярным заболеванием .
Для предупреждения повторных ишемических эпизодов и дальнейшего повреждения вещества головного мозга применяются антиагрегантные и гиполипидемические препараты. Современные рекомендации по лечению атеросклероза и дислипидемий отмечают показатель липопротеинов низкой плотности (ЛПНП) как ключевой при назначении статинов. Целевым уровнем ЛПНП у больных с высоким сердечно-сосудистым риском считается 1,8 ммоль/л . Недавно проведенные исследования показали снижение риска повторных инсультов и прогрессирования повреждения белого вещества головного мозга при приеме адекватных доз статинов.
Первичная и вторичная профилактика инсультов предполагает также прием антиагрегантов, однако связи приема низких доз ацетилсалициловой кислоты с улучшением когнитивных функций или отсутствием нарастания когнитивного снижения пока не установлено. В проспективном исследовании больных с сахарным диабетом 2 типа показано, что прием пероральных антидиабетических препаратов уменьшает риск развития КН.
Единственным спорным моментом является применение так называемой ноотропной и вазоактивной терапии (кавинтон, актовегин, церебролизин, винпоцетин и т.д.). Их роль в улучшении когнитивных функций и перфузии мозга на сегодняшний момент не доказана.
Выводы: Диагноз дисциркуляторной энцефалопатии достаточно распространен среди пожилого населения. В структуре заболеваемости незначительно преобладают лица мужского пола. Анализ структуры и рациональности фармакотерапии в целом показал соответствие отечественным и международным стандартам, за исключением ноотропной терапии.