Анализ факторов риска гестационного сахарного диабета

Актуальность. Гестационный сахарный диабет (ГСД) является важной медико-социальной проблемой, так как значительно увеличивает риск возникновения акушерских осложнений, неблагоприятно влияет на внутриутробное состояние плода, а также на здоровье и развитие новорожденного в последующем [2].

Следует подчеркнуть, что частота осложнений беременности и заболеваемость новорожденных при ГСД достигает почти 80%, угроза прерывания беременности и преждевременных родов отмечается в 30—50% случаев, а перинатальная смертность при этой патологии в целом в 5 раз выше, чем в популяции [5].

В связи с распространенностью осложнений ГСД, оценка факторов риска является ключевым моментом в диагностике ГСД, а ее проведение с использованием чек-листов значительно улучшает диагностику ГСД [9].

Цель исследования.Выявить основные факторы риска гестационного сахарного диабета среди пациенток ГАУЗ АО БГКБ.

Материалы и методы исследования.Было проведено ретроспективное исследование беременных отделения патологии беременных ГАУЗ АО «БГРД» за июнь 2018 года, которые были разделены на 2 группы: 1я группа - 15 женщин с ГСД, 2-я группа (контрольная) - 15 беременных без ГСД. Разработанные карты были составлены с учетом данных об основных причинах ГСД как в России [1,6], так и зарубежом [7,10,11]. Группы были сопоставимы по возрасту, паритету родов и сроку гестации.

Результаты исследования.В первом триместре ГСД был впервые диагностирован у 60% беременных, во втором — у 40 % (6), в третьем триместре — у 0% (0) беременных.Средний возраст женщин с ГСД составил 26 ± 2 года, в группе контроля — 24 ± 2 года. При этом количество пациенток старше 30 лет в 1-й группе — 13% (2), в группе контроля — 7% (1).Процент исследуемых, состоящих взарегистрированном браке, составил 87% в первой группе (13) и 93% в группе контроля (14).

При выяснении наследственного анамнеза установлено, что на отягощенную наследственность по СД 1го и 2-го типа указывали 60% (9) женщин группы с ГСД, против 27% (4) опрошенных группы контроля (p < 0,05).У женщин с ГСД в 53 % (8) случаев родственники страдали патологией сердечно-сосудистой системы, в то время как во 2-й группе данный показатель составил 20 % (3) (p < 0,05).Также были выявлены факторы риска со стороны будущих отцов: у отца или по линии отца имелся сахарный диабет в группе с ГСД в 60% случаев (9), в контрольной группе данный показатель составил 33% (5). Сердечно-сосудистые патологии у отцов в группе ГСД были в 20% случаев (3) против 7% в группе контроля (1).

При анализе образа жизни и питания беременной было выявлено, что беременные с ГСД были курящими в 33 % случаев (5) против 13% (2) в контрольной группе. Анализ питания показал, что 67 % (10) женщин с ГСД до постановки диагноза не соблюдали режим питания до постановки диагноза ГСД. В контрольной группе данный показатель составил 27% (4) беременных. Пациентки с ГСД в 87 % (13) случаев страдали ожирением 1– 2-й ст., в отличие от контрольной группы, где данный показатель составил 53% (8).

При анализе особенностей гинекологического анамнеза было обнаружено, что достоверных отличий среди групп по встречаемости гинекологической патологии не выявлено — 60% беременных(9) в группе с ГСД имели осложненный гинекологический анамнез, среди беременных контрольной группы таких оказалось 53% (8). Достоверным отличием явилось указание на синдром поликистозных яичников в анамнезе в группе женщин с ГСД — у 13% (2) опрошенных, в контрольной группе данное заболевание выявлено у 0 % (0) пациенток. При анализе паритета в группе с ГСД были выявлены 1 аборти 1 выкидыш – 13% случаев, группа контроля – 1 аборт и 0 выкидышей – 7% случаев.

Анализ экстрагенитальных заболеваний показал, что пациентки с ГСД чаще страдали патологией желудочно-кишечного тракта — в 53% (8) случаев, в контрольной группе — в 20% (3) (p < 0,05). Заболевания органов дыхания у беременных с ГСД — у 33% (5) пациенток против 7% (1) в группе контроля (p < 0,05). Заболевания сердечно-сосудистой системы у пациенток 1-й группы выявлены в 47% (7) случаев, в контрольной — у 27% (4) исследуемых (p > 0,05). Частота встречаемости патологии органов мочевыделительной системы также достоверно не отличалась — 33% (5) и 40% (6), (p > 0,05).

Анализ сопутствующих осложнений беременности позволил обнаружить, что осложнения беременности в первой и второй половине беременности у пациенток с ГСД имели место в 100 % (15) случаев, в контрольной группе данный показатель составил 60% (9) (p < 0,05). В контрольной группе данное осложнение имело место у 13% (2) беременных. Хроническая плацентарная недостаточность (ХПН)— 53% (8), в контрольной группе — 27% (4). Многоводие диагностировано у 20% (3) женщин в 1-й группе и у 6% (1) во второй. Анемия легкой и средней степени тяжести – 53 % (8), в контрольной группе составило 33% (5). Гипертензионные расстройства были выявлены у 33% (5) женщин 1-й группы, в контрольной группе данная патология диагностирована у 20% (3) беременных. При сборе анамнеза обращает на себя внимание указание женщин 1-й группы на перенесенную в 1 половине беременности ОРВИ — у 60% (9) опрошенных, в контрольной группе данный показатель составил 13% (2) (p < 0,05). Наличие крупного плода в группе ГСД было выявлено в 27 % случаев (4), в контрольной группе - 6% (1)

Выводы исследования. На основании полученных данных был сделан вывод о том, что наиболее значимыми факторами риска формирования гестационного сахарного диабета у беременных ГАУЗ АО «БГРД» на июнь 2018 г явились: Факторами риска развития ГСД являются: отягощенная наследственность беременной по сахарному диабету, курению, ожирению курение беременной, перенесенное ОРВИ в первой половине беременности, ожирение беременной, заболевания желудочно-кишечного тракта и органов дыхания, неправильный режим питания.

 

Список литературы

  1. Айлакмян Э.К. Гестационный сахарный диабет – как масштабная акушерская проблема. Материалы IV национального конгресса «Дискуссионые вопросы современного акушерства», 14-17 июня 2017 года, г. Санкт-Петербург.
  2. . Ахметова Е. С., Ларева Н. В., Мудров В. А., Гергесова Е. Е. Особенности течения беременности при гестационном сахарном диабете и прогнозирование диабетической фетопатии // Ж. акуш. и жен.болезн.. 2017. №4.
  3. Ахметова Е. С., Ларева Н. В., Мудров В. А., Гергесова Е. Е. Особенности течения беременности при гестационном сахарном диабете и прогнозирование диабетической фетопатии // Ж. акуш. и жен.болезн.. 2017. №4.
  4. Дедов И. И., Сухих Г.Т., Филиппов О.С. Гестационный сахарный диабет: диагностика, лечение, послеродовое наблюдение / Клинические рекомендации (протокол) // Москва, 2014.
  5. Махтибекова З.А., Васина А.А., Голикова Н.С., Бабич К.А. Гестационный диабет. Современные критерии диагностики // Вестник РУДН. Серия: Медицина. 2016. №2.
  6. Новикова О.Н., Веселкова О.В. Факторы риска и диагностика гестационного сахарного диабета. Fundamental and clinical medicine, vol.2, №3, 2017.
  7. Петрухин В. А., Бурумкулова Ф. Ф. Гестационный сахарный диабет // Архив акушерства и гинекологии им. В.Ф. Снегирева. 2014. №1.
  8. Abell S., Shorakae S., Jacqueline A. et al. Role of serum biomarkers to optimise a validated clinical risk prediction tool for gestational diabetes Aust N Z J Obstet Gynaecol. 2018 Jun 14.
  9. шинский А.Е., 6 курс, лечебный факультет, Гончарова Е.Н., 6 курс, педиатрический факультет, Коваленко К.Э., 6 курс, педиатрический факультет, г. Краснодар, Россия,
Год: 2018
Город: Шымкент
Категория: Медицина