Болезнь Паркинсона (БП) представляют одну из наиболее актуальных проблем современной неврологии, что обусловлено высокой распространенностью в старших возрастных группах, и более частой диагностикой у более молодого возраста. Возрастно-зависимый характер БП убедительно демонстрируют эпидемиологические данные, характерные для большинства развитых стран мира: считается, что в возрастной группе до 65 лет распространенность болезни составляет около 1%, от 6575 лет – 2% и, наконец, у лиц старше 75 лет болезнь встречается с частотой 3-4%. Согласно данным ВОЗ, в мире общее число больных с данным заболеванием составляет около 3,7 млн., а ежегодно регистрируется свыше 300 тыс. новых случаев болезни [1].
Ключевые слова: болезнь Паркинсона,биомаркеры, нейроны, старшая возрастная группа,№
В современной неврологии БП рассматривается как одно из «модельных» заболеваний, для которого, в основном, раскрыты ключевые звенья патохимических сдвигов в ЦНС и которое представляет собой пример неразрывной связи достижений фундаментальных нейронаук и практических успехов нейрофармокологии. В настоящий момент в терапевтическом арсенале есть целый ряд противопаркинсонических препаратов, обеспечивающих принципиальную возможность воздействия на ключевые уровни «каскада» нейротрансмитерных нарушений, лежащих в основе развития БП.
При развитии типичной клинической картины заболевание обычно правильно диагностируется. В настоящее время используют три шага клинической диагностики БП:
Первый шаг – диагностика синдрома паркинсонизма (выявление брадикинезии! в сочетании с ригидностью, тремором покоя и постуральной неустойчивостью).
Второй шаг – критерии исключения (прием нейролептиков, наличие инсульта в анамнезе, наличие черепно-мозговых травм, опухоль мозга, ранняя деменция альцгеймеровского типа и т.д.).
Третий шаг – критерии, подтверждающие диагноз БП (одностороннее начало, наличие брадикинезии, высокий эффект от леводопы, индуцинированные леводопой дискинезии).
Эти шаги позволяют поставить вероятный пожизненный диагноз БП. Достоверный диагноз можно установить лишь патоморфологическим исследованием мозга, которое выявляет депигментацию, гибель нейронов черной субстанции, глиоз и наличие внутриклеточных телец Леви.
Следует отметить, что правильно поставленный диагноз, а также подбор правильной терапии в соответствии со стадией БП и индивидуальными особенностями каждого пациента имеют принципиально важное значение, в противном случае врач вынужден будет бороться уже не только и не столько как с самим заболеванием, но и с целым рядом осложнений и побочных эффектов, вызванных неправильной постановкой диагноза и назначенным лечением.
В настоящее время придается огромное значение доклинической диагностике БП. На сегодняшний день потенциальными инструментальными методами, способными предоставлять биомаркеры БП, являются различные нейровизуализационные подходы, молекулярно-генетический анализ, исследование обоняния, когнитивных, вегетативных функций и т.д. Специфичный биомаркер БП – гиперэхогенность черной субстанции, а наиболее высокоинформативный и неинвазивный метод доклинической диагностики БП – позитронно-эмисионная томография. Данный метод открывает новые возможности для формирования группы риска.
К сожалению, из-за невозможности определить заболевание задолго до появления симптомов, обращение пациентов к врачу и в клинику происходит с наступлением уже клинической стадии. Но и то, в том случае, если заболевание начинает мешать социально-активной жизни самого пациента.
Кроме того, в нашем регионе обращаемость пациентов именно с данной патологией намного ниже, чем с остро текущими неврологическими заболеваниями. Конечно, причин довольно таки много: в первую очередь, менталитет, так как заболевание имеет хронический прогрессирующий характер и в настоящее время идет к «омоложению», а основная группа пациентов – социальноактивные люди, которые из-за боязни потери работы и косых взглядов родных и друзей практически доводят свое состояние без лечения до глубокой запущенности.
Вторая причина – это неправильное отношение к данному заболеванию из-за незнания причин, симптомов, лечения, а также реабилитации и дальнейшей жизни с этой патологией.
Цель данного исследования: изучить степень осведомленности и знаний населения Узбекистана, а также врачей о болезни Паркинсона.
Материалы и методы. Чтобы понять, насколько население проинформировано о БП, «Центрально-Азиатское сообщество по двигательной патологии» провело опрос среди населения о знаниях самой болезни в целом. В исследование вошло 573 респондентов и 119 врачей из различных регионов Узбекистана.
Результаты. Согласно полученным результатам опроса, 55% опрошенного населения считает, что БП и болезнь Альцгеймера – это одно и то же заболевание, только с разными названиями (рис. 1). Это говорит об абсолютно неправильных понятиях, отсутствии знаний и неразборчивости населения в данных заболеваниях в целом. 71% респондентов считают, что болезнь поражает, в основном, членов одной семьи, что также является устаревшим понятием и в дальнейшем ведет к самовольному выставлению диагноза «самому себе».
Около 23% пациентов считают, что основным клиническим симптомом является тремор, что на корню является неправильным понятием, так как основной клинический симптом – это брадикинезия. В этом случае, в первую очередь, задачей лечащего врача-невропатолога является объяснить больному, что при БП мы лечим брадикинезию, а не тремор, так как тремор не является основным симптомом при данной патологии. Кроме того, 76% опрошенных неправильно считают, что болезнь поражает, в основном, людей пожилого возраста, что ведет к отсрочке обращения пациента к врачу при раннем начале БП (рис. 1).
Таким образом, опросник показал, что население проинформировано не настолько хорошо и достоверно, чтобы своевременно обращаться к врачу. Следовательно, вытекает вопрос: Почему население так плохо осведомлено о данном заболевании? Ответ прост, либо врачи плохо работают с больными и не просвещают об основных базовых знаниях, о тех, которые пациент должен знать касательно этой болезни, либо сам врач плохо знает это заболевание. Тогда сообщество провело второй опрос уже среди врачей о знании БП, результаты которого наглядно продемонстрированы на рис. 2.
В итоге, по данному опроснику видно, что врачи, которые являются экспертами по БП, считают, что наличие тремора является облигатным признаком при данной болезни (59%) и циклодол считается препаратом выбора для лечения БП (41%). Наличие брадикинезии – это основной клинический симптом заболевания, но всего лишь 36% опрошенных врачей солидарны с этим. Леводопа является препаратом выбора при лечении данной болезни, но, к сожалению, только 28% респондентов считают, что прием дофаминэргических препаратов незамедлителен.
Заключение. Таким образом, в первую очередь, среди населения следует проводить разъяснительные работы о том, что болезнь Паркинсона – это не «приговор», что при своевременном обращении, правильной диагностике и эффективном лечении болезнь можно контролировать и вести активный социальный образ жизни. Исходя из этого, врачам следует постоянно работать над собой, интересоваться новыми данными об этой проблеме, современными методами диагностики и лечения. Это будет способствовать повышению информированности и своевременной обращаемости населения, а также эффективному лечению и улучшению качества жизни больных.
Литература
- 1. Чернякевич П.Д., Шардакова Я.А., Карпова И.А., Ганеева Е.Р. Болезнь Паркинсона: статистика и современный взгляд на этиологию, патогенез и методы лечения // Междунар. студ. науч. вестник. – 2018. – № 2.; URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=18170.