В период беременности синдром желтуха может развиться как осложнение беременности, а также при инфекционных и других патологических состояниях. К осложнениями беременности с развитием желтухи могут привести такие патологические состояния, как неукротимая рвота беременных, холестатический гепатоз беременных, поздний токсикоз беременных с почечно-печененочным синдромом и острый жировой гепатоз беременных (ОЖГБ). Острый жировой гепатоз беременных является одним из самых тяжелых осложнений беременности, приводящих к высокой материнской и перинатальной смертности. Данная патология встречается редко, чем и обусловлены проблемы ее диагностики и лечения. Учитывая схожесть клинических проявлений острого жирового гепатоза беременных с различными инфекционными заболеваниями, больные чаще направляются в инфекционные больницы. Летальность при ОЖГБ, согласно первым сообщениям, составляла 90-100%. Своевременная диагностика ОЖГБ и правильно выбранная тактика лечения позволяет значительно снизить показатели материнской летальности, хотя даже при этих обстоятельствах она остается очень высокой и состовляет, по данным разных исследователей, от 8 до 33% (в среднем 25%),
Наиболее важным и сложным является проведение дифференциальной диагностики между острыми вирусными гепатитами и острым жировым гепатозом беременных. Своевременное установление правильного диагноза при развитии желтухи у беременных имеет исключительно важное значение, поскольку тактика ведения беременных, заболевших вирусным гепатитом, и женщин, развитие желтухи у которых обусловлено патологий беременности, имеет существенные различия. Клинические проявления острого жирового гепатоза разнообразны. Встречается случаи заболевания со скудной клинической симптоматикой, с желтухой и без нее, а также варианты, при которых заболевание протекает, бурно неумолимо прогрессирует, приводя к развитию острой печеночнопочечной недостаточности, синдрома диссеминированного внутрисосудистого свертывания (ДВС- синдром) и гибели беременной женщины и ее ребенка. Наиболее типичен вариант течения ОЖГБ, при котором его первые признаки появляются чаще всего между 30-й и 38-й неделей беременности, однако заболеваний может развиться и раньше.
Нами изучено история болезни подобной клинической случай, микропрепараты печени и почки.
Больная 22 года направлено в инфекционную больницу с диагнозом: Острый вирусный гепатит неясной этиологии. Беременность 35-36 недель. Нефропатия. Анемия I степени. Анамнез жизни не отягощено. Настоящая беременность первая. Заболевание началось постепенно за 2 недели до госпитализации, на фоне вялотекущего гестоза присоединились слабость, вялость, тяжесть в эпигастральной области, изжога, отрыжка, рвота. Изжога сопровождалось болью по ходу пищевода. Появились желтушность склер, цвет кала, и мочи не изменился. Больная обратился к врачу на 3-й день желтизны. Были проведены срочные лабораторные исследования, в том числе биохимические. Выявлено повышение печеночных ферментов АЛаТ и АСаТ заподозрен Острый вирусный гепатит. В первый день госпитализации проведено иммунологических исследований крови на маркеры вирусных гепатитов энтерального и парентерального пути передачи. В тот же день были получены результаты иммунологических исследований: маркеры вирусных гепатитов не обнаружены. Заподозрен Острый жировой гепатоз беременных и больная была переведена в реанимационное отделение родильного дома. Рекомендовано безотлагательное родоразшерешение, с последующим комплексом лечебных мероприятий, направленных на коррекцию существующих расстройств различных органов и систем, установлено антенатальное гибель плода. После родоразрешения через 1 час началось атоническое кровотечение на фоне развивающегося ДВС-синдрома. Для остановки которого потребовалось экстренной экстирпации матки и интенсивная терапия геморрагического синдрома и его осложнения. На второй сутки после операции произошло остановка сердца, реанимационные мероприятия эффекта не дали. Исход был неблагоприятным как для матери и для ребенка. При патологоанатомическим исследовании выявлены яркий, желтый цвет печени обусловленной жировым перерождениями гепатоцитов и признаки нарушения внутрисосудистого свертывания в виде выраженного геморрагического синдрома. В гистологических микропрепаратов А-100 печеночная архитектоника не нарушена, гепатоциты набухщие, с крупными каплями жира микроскопически жировой дистрофия печени выглядело в виде «гусиная печень», установлены диффузная ожирение печени, также жировая дистрофия почек.
Заключение. Своевременная диагностика острого жирового гепатоза беременных и правильно выбранная тактика лечения безотлагательное родоразрешения позволяет значительно снизить показатели неблагоприятных исходов болезни. Знание особенностей течения ОЖГБ, способствует к своевременному дифференциально-диагностическим мероприятиям, также повышению эффективности лечения и благоприятного исхода болезни.