Иммуногенность и безопасность 23-валентной пневмококковой вакцины у больных ревматоидным артритом: результаты четырехлетнего наблюдения

Резюме

Изучена иммуногенность и безопасность 23-валентной полисахаридной пневмококковой вакцины у больных ревматоидным артритом (РА), находящихся на терапии базисными противовоспалительными препаратами (БПВП) и генно-инженерными биологическими препаратами (ГИБП). В исследование включено 110 человек в т.ч. 79 больных РА и 31 испытуемый контрольной группы, имеющие в ближайшем анамнезе ≥2 случаев инфекций нижних дыхательных путей (бронхиты, пневмонии).

23-валентную полисахаридную пневмококковую вакцину в количестве 1 дозы (0,5 мл) вводили п/к. 39 из 110 пациентов наблюдали 24 месяца, 23 пациента – 36 месяцев, и 16 пациентов – 48 месяцев. У больных РА констатирована выраженная положительная иммунная реакция на изучаемую вакцину, заключавшаяся в значимом нарастании КПО. Через 4 года наблюдения сохранялся достоверно высокий уровень поствакцинального ответа.

Полученные нами данные свидетельствуют о достаточной иммуногенности, безопасности и эффективности 23-валентной пневмококковой вакцины у больных РА.

Ключевые слова: ревматоидный артрит, анкилозирующий спондилит, пневмония, вакцинация, пневмококковая вакцина.

Актуальность: Пациенты с ревматическими заболеваниями (РЗ) подвержены повышенному риску инфекций, которые зачастую являются ведущей причиной летального исхода.

Так, в течение первых 5 лет течения системной красной волчанки (СКВ) от инфекций умирает такое же количество пациентов, как и в связи с высокой активностью СКВ [1].

Среди пациентов с РА смертность в связи с инфекциями респираторного тракта от 2 до 5 раз выше, чем в популяции [2]. В обзоре Falagas и соавт. отмечено, что из 5411 пациентов с системными заболеваниями соединительной ткани 29% имели серьезные инфекции, в 24% случаев ведущие к летальному исходу [3].

Цель исследования: изучение иммуногенности и безопасности 23-валентной полисахаридной пневмококковой вакцины у больных ревматоидным артритом (РА), находящихся на терапии базисными противовоспалительными препаратами (БПВП) и генно-инженерными биологическими препаратами (ГИБП).

Материалы и методы: в исследование включено 110 человек (женщины–81 (73,6%), мужчины– 29 (26,4%), возраст 23-76 года), в т.ч. 79 больных РА и 31 испытуемый контрольной группы, имеющие в ближайшем анамнезе ≥2 случаев инфекций нижних дыхательных путей (бронхиты, пневмонии).

52 больных РА получали метотрексат (МТ), 14–лефлуномид (ЛЕФ), 13– ингибиторы фактора некроза опухоли-альфа (иФНО-α+МТ). 23-валентную полисахаридную пневмококковую вакцину в количестве 1 дозы (0,5 мл) вводили п/к на фоне продолжающейся терапии МТ/ЛЕФ или за 28-30 дней до назначения иФНО-α.

Таблица 1 - Динамика КПО у больных РА и лиц контрольной группы в течение годового срока наблюдения, M±σ.

 

Визит 2 (1 месяц)

Визит 4 (1 год)

Визит 5 (2

года)

Визит 6 (3 года)

Визит 7 (4 года)

Пациенты

2,33*

2,64*

3,07*

1,029

2,08*

с РА

[1,6;3,8]

[2,03;6,39]

[1,56;6,18]

[0,74;1,32]

[0,69;3,80]

*p<0,05

         

Основные этапы контроля: исходный визит, через 1,3 и 12 мес. после вакцинации. 39 из 110 пациентов наблюдали 24 месяца, 23 пациента – 36 месяцев, и 16 пациентов – 48 месяцев. Во время визитов выполняли общепринятые клинические и лабораторные исследования.

Уровни антител к капсульному полисахариду пневмококка (АТ) определяли с помощью наборов VaccZymeTM PCP IgG 2 (The Binding Site Group Ltd, Birmingham, UK). Для каждого пациента определяли коэффициент постиммунизационного ответа (КПО), определяемый как отношение содержания АТ на II, III, IV, V, VI и VII визитах к I визиту.

Результаты: Динамика КПО у пациентов РА, находящихся на различной терапии, а также лиц контрольной группы, представлена в таблице 1.

У больных РА, находящихся на различной терапии, констатирована выраженная положительная иммунная реакция на изучаемую вакцину, заключавшаяся в значимом нарастании КПО. Доля ответчиков на вакцину среди больных РА составила 61%. Через 3 года наблюдения отметилась тенденция к снижению уровня поствакцинального ответа. Тем не менее, через 4 года наблюдения сохранялся достоверно высокий уровень поствакцинального ответа. За всё время наблюдения не было зарегистрировано ни одного случая пневмококковой инфекции.

Обсуждение: В нашей работе проводилось наблюдение пациентов после вакцинации ППВ-23 в течение 4 лет, оценивались не только параметры иммуногенности, но и клинической эффективности вакцинации. Все пациенты, включенные в исследование, имели отягощенный инфекционный анамнез (два и более эпизодов инфекций нижних дыхательных путей). Спустя 4 года после вакцинации у пациентов сохранялся протективный уровень поствакцинальных антител. В одном случае пневмония возникла у пациентки с длительно текущим РА, получавшей комбинированную терапию глюкокортикоидами, метотрексатом и этанерцептом, на фоне гриппа. При исследовании бронхоальвеолярной жидкости бактериальная инфекция не обнаружена, на рентгенограмме лёгких патологии также не отмечено, по данным КТ – интерстициальная пневмония. Во втором случае пневмония возникла у пациента в отделении интенсивной терапии, куда он поступил в связи с острым коронарным синдромом. Микробиологическое исследование не выполняли, но условия возникновения пневмонии (госпитальная, в отделении интенсивной терапии) позволяют высказать предположение о непневмококковой этиологии процесса. Таким образом, эпизодов инфекций нижних дыхательных путей пневмококковой этиологии за время наблюдения зарегистрировано не было.

Выводы: Полученные нами данные свидетельствуют о достаточной и длительной иммуногенности, безопасности и эффективности 23-валентной пневмококковой вакцины у больных РА, получаю-щих различную терапию. В целях определения влияния тех или иных факторов, влияющих на эффектив-ность ППВ-23 у пациентов с РЗ, требуются дальнейшие клинические исследования.

Список литературы

  1. Trager J, Ward MM. Mortality and causes of death in systemic lupus erythematosus. Curr Opin Rheumatol 2001;13:345–51.
  2. Franklin J, Lunt M, Bunn D, et al. Risk and predictors of infection leading to hospitalisation in a large primarycare-derived cohort of patients with inflammatory polyarthritis. Ann Rheum Dis 2007;66:308–12.
  3. Falagas ME, Manta KG, Betsi GI, et al. Infection-related morbidity and mortality in patients with connective tissue diseases: a systematic review. Clin Rheumatol 2007;26:663–70.
Год: 2018
Город: Шымкент
Категория: Медицина