Актуальность: Среди суеты 21 века тревога и депрессия являются самыми распространенными человеческими эмоциональными реакциями на стрессовые события. По последним оценкам ВОЗ более 300 миллионов человек страдают от депрессии во всем мире [1]. Депрессия является психологическим проявлением в отличие от изменений настроения и кратковременных эмоциональных реакций на проблемы в повседневной жизни. Депрессия может стать серьезным нарушением здоровья, особенно если она затягивается и принимает умеренную или тяжелую форму. Она может приводить к значительному снижению качества жизни, затрагивая рабочую, образовательную и семейную сферы деятельности. По прогнозам экспертов ВОЗ, к 2020 году депрессия может занять второе место в качестве причин потери трудоспособности и смертности среди лиц молодого возраста [1]. Современное общество характеризуется этапом серьезных перемен и требований по отношению к будущим молодым специалистам. Важность выявления депрессивных и тревожных состояний у резидентов обусловлено сменой учебного процесса, темпом и увеличением психической нагрузки, что предъявляет повышенные требования по отношению к компенсаторным механизмам психики, которое приводит к социальным и психологическим конфликтам и к стрессу [2]. Специфика вузовского обучения, совпадает с возрастом наиболее высокого риска манифестации психической патологии, которое обусловлено не только биологической природой психических заболеваний, но также значительными стрессовыми нагрузками [3]. Нагрузки характерные для обучения в медицинском вузе, создают дополнительные условия для развития и предрасположенности к психическим заболеваниям. В связи с чем данная работа рассматривает факторы способствующие развитию депрессии и тревоги в молодом возрасте.
Цели и задачи исследования: выявить факторы влияющие на уровень тревоги и депрессии среди резидентов медицинского ВУЗа ЮКГФА.
Материалы и методы исследования: Были обследованы 70 резидентов ЮКГФА (1,2 курса резидентуры). Из них 14 мужчин и 56 женщин. Возраст обследованных от 23 до 28 лет. Для диагностики депрессии и тревоги была использована госпитальная шкала тревоги и депрессии (HADS) которая была разработана Zigmond A.S. и Snaith R.P. в 1983 г. для выявления и оценки тяжести депрессии и тревоги в условиях общемедицинской практики. Резиденты тестированы анкетой разработанной резидентами кафедры неврологии, психиатрии и психологии ЮКГФА в октябре 2017г.
Результаты и обсуждения: Анализируя 70 резидентов по госпитальной шкале тревоги и депрессии мы выявили, что субклинической депрессии подвержены 15,7% резидентов (11 человек), из них у 1 человека сочетается с субклинической тревогой. В свою очередь выраженная депрессия наблюдалась у 19% (13 человек), из них у 12,5% (3 человек) сочетается с
субклинической тревогой. Подверженных депрессии 16,6% (4 мужчин) и 83,3% (20 женщин), из них состоящие в браке 58,3% (14 человек, из них 4 мужчин и 10 женщин), не состоящих в браке составило 41,7% (10 резидентов). Из состоящих в браке у 64,2 % наблюдается выраженная депрессия, у 35,8 % зафиксирована субклиническая депрессия. Среди резидентов не состоящих в браке выраженная депрессия выявлена у 40 %, в свою очередь у 60% выявлена субклиническая депрессия. Проживали в городе 19 человек и загородом 5 человек . У 52,6 % проживающих в городе наблюдается выраженная депрессия, у 47,4 % резидентов имеется субклиническая
депрессия. Проживающие в сельской местности в 60 % случаев имеют выраженную депрессию, 40 % субклиническую депрессию. Проживающие в собственном доме было 12 человек из них выраженную депрессию имели 41,7% (10 резидентов), субклиническую 58,3% .Снимали квартиру и проживали у родственников 12 человек, из них у 66,7% была выраженная депрессия, 33,3 % субклиническая депрессия. Среди опрошенных резидентов имеющих депрессию пользующихся социальной сетью было 100%. Из них 14 человек пользуются социальными сетями менее 2 часов, свыше 2 часов - 10 человек. Из 10 человек использующих социальные сети больше 2 часов 60 % имеют выраженную депрессию. Соблюдающие длительность сна около 8 часов составило 13 человек и менее 8 часов 11 человек. Из резидентов спящих менее 8 часов у 46,1 % имеется выраженная депрессия, у 53,9 % имеется субклиническая депрессия. Резиденты спящие более 8 часов в 63,6 % случаев имеют выраженную депрессию. Среди опрошенных нами резидентов за последние 6 месяцев 10 человек перенесли стрессовую ситуацию в семье, из них у 70% наблюдается выраженная депрессия, и 30% субклиническая депрессия. Среди резидентов не имевших стрессовую ситуацию в анамнезе за последние полгода выраженную депрессию имели 42.8% , субклиническую депрессию 57,2 % . Таким образом, при проведении анкетирования среди исследуемых резидентов тревожность и депрессия были обусловлены наличием в анамнезе таких факторов как: семейное положение, проживание у родственников, злоупотребление социальными сетями, длительный сон и перенесенные стрессовые ситуации.
Выводы: Таким образом, при проведении исследования мы выяснили, что субклинической тревоге подвержены 16,7% (n 4 исследуемых), в свою очередь субклинической депрессии 15,7% (n 11 чел), выраженной депрессии 19% (n 13 чел). Учебный процесс является конкурентной средой, низкая вовлечённость в него может привести к игнорированию ситуации, слабому взаимодействию с окружением. Для медиков необходима способность, оставаться включёнными в стрессовую ситуацию для оказания оперативной и своевременной помощи [4]. Не маловажную роль в развитии тревожных и депрессивных расстройств играют бытовые факторы, такие как семейное положение, наличие собственного жилья, перенесенные стрессовые ситуации в анамнезе, а также качество и продолжительность сна. К тому же огромную роль играет «пандемия» современного мира - неконтролируемое использование социальных сетей в повседневной жизни. Чрезмерное увлечение социальными сетями может негативно сказаться на психическом здоровье резидента.
В связи с этим рекомендуем в дальнейшем использовать разработанную резидентами кафедры неврологии анкету по выявлению факторов развития тревоги и депрессии в сочетании со шкалой HADS для ранней диагностики тревожно-депрессивных расстройств и проведения соответствующих мероприятий и лечебной тактики данных расстройств.
Литература
- http://www.who.int/mediacentre/factsheets/fs369/ru/
- Tajalli P., Ganbaripanah A. The relationship between daily hassles and social support on mental health of university students. Procedia. Social and Behavioral Science. 2010. Vol.5. Pp. 99-103.
- Проскурякова Л.А. Здоровье сбережение в системе высшего образования // Здоровье студента. 2012. с. 80-83.
- Хватова М.В., Дьячкова Е.С. Влияние образовательной среды на психологическое здоровье студентов разных специальностей в процессе обучения // Психологическая наука и образование. 2006. № 3. С. 74-87