Спорынья или маточные рожки — гриб класса аскомицетов, который паразитирует на 170 видах культурных и дикорастущих злаков — чаще на ржи (Secale ceresle L.), а также на тимофеевке, пырее, ячмене, пшенице, райграсе и др. Относится к классу сумчатых грибов (Ascomycetes) [1].
В медицине используют высушенные склероции спорыньи (маточных рожков) (Secale cornutum), общее содержание алкалоидов в которых составляет не менее 0,15% в перерасчете на эрготоксин, а количество водорастворимых алкалоидов — не менее 0,01% в эквиваленте эргометрина. Склероции спорыньи, или маточных рожков содержат более 30 индоловых алкалоидов, которые разделяют на две основные группы: производные (+)-лизергиновой и (+)-изолизергиновой кислот и клавиновые алкалоиды. Левовращающие алкалоиды (производные лизергиновой кислоты) проявляют более сильную фармакологическую активность, чем правовращающие изомеры (производные изолизергиновой кислоты) [2].
Некоторые производные лизергиновой кислоты (амид, диэтиламид) обладают галлюциногенными свойствами. Первый химически чистый алкалоид этой группы получил в 1918 г. швейцарский ученый A. Stoll. В 1938 г. в лаборатории фирмы «Sandoz» (Шейцария) докторами A. Stoll и A. Hoffman был произведен химический синтез диэтиламида лизергиновой кислоты — препарата ЛСД-25. Сначала предполагалось его применение в акушерстве и гинекологии, а также для лечения мигрени, но после серии лабораторных исследований была признана бесперспективность данного препарата, а дальнейшее изучение прекращено. Через 5 лет в апреле 1943 г. Альберт Хоффман обнаружил психотропные свойства спорыньи и установил наркотическое галлюциногенное действие ЛСД. Позднее этот стимулятор центральной нервной системы был запрещен не только для использования с лечебной целью, но и для исследований в лабораторных условиях [5].
Первое упоминание о применении маточных рожков с лечебной целью в Европе (при послеродовых болях) встречается в 1557 г. в травнике известного врача эпохи Возрождения из Франкфурта Адама Лоницеруса (1527-1587) «Adami Loniceri Naturalis historiae opus novum». О лечебных свойствах рожков вспоминает в 1588 г. в своем медицинском трактате Joachim Camerarius (1534-1591). К тому времени было известно о кровоостанавливающих свойствах рожков в гинекологической практике, на что указывает австрийский врач и ботаник Thal Johann Thalius (умер в 1587 г.) в книге «Sylva hercynica seu catalogus plantarum sponte nascentium» (1588). Но в официальную медицину маточные рожки были введены только в начале XIX в. Сократительное влияние рожков на мускулатуру матки описал в 1808 г. американский врач John Stearns, а кровоостанавливающее действие при послеродовых кровотечениях — в 1824 г. D. Hosack. В 1836 году маточные рожки были включены в Лондонскую Фармакопею, а в середине XIX в. — в фармакопеи всех стран [5].
Галеновые препараты спорыньи и их основные алкалоиды — эрготамин и эргометрин — имеют большое значение для практической медицины. Они широко применяются в акушерско- гинекологической практике при атонии матки и связанных с нею маточных кровотечениях, неполном аборте. В послеродовом периоде препараты спорыньи ускоряют инволюцию матки. Внутривенное введение эргометрина в послеродовом периоде способствует отделению плаценты, но по сравнению с окситоцином это действие выражено слабее. Галеновые и новогаленовые средства из спорыньи применяют также при меноррагиях и маточных кровотечениях, не связанных с нарушением менструального цикла (при фибромиоме, эндометритах, полипах), дисфункции яичников [3].
Эрготамин, кроме окситоциноподобного действия, проявляет обезболивающие, спазмолитические и седативные свойства. В связи с этим его применяют как специфический анальгетик при мигрени. Эрготамин уменьшает экстракраниальное кровообращение и амплитуду пульсации краниальных артерий, что лежит в основе приступов мигрени. Считают, что он угнетает взаимодействие рецепторов окончаний симпатических нервов с норэпинефрином, что обусловливает сосудосуживающий эффект [4].
Для лечения мигрени эрготамин часто применяется совместно с кофеином. Считают, что кофеин потенцирует действие эрготамина. Возникновение головных болей сосудистого происхождения угнетает полусинтетический аналог эргометрина — метисергид (благодаря способности блокировать серотониновые рецепторы)[4].
Алкалоиды спорыньи проявляют адренолитические свойства, которые более выражены у производимых на основе гидрированных алкалоидов. Они теряют способность избирательно влиять на матку, но приобретают выраженные седативные и гипотензивные свойства. Дигидроэрготамин и дигидроэрготоксин назначают при неврозах, спазмах сосудов, гипертонической болезни. Дигидропроизводные алкалоидов спорыньи входят в состав препарата редергин для лечения нарушений мозгового и периферического кровообращения, гипотензивного препарата бринердин [4].
Бромокриптин используется в акушерстве для угнетения послеродовой лактации, когда она противопоказана. Его применение предупреждает лактацию и набухание молочных желез, восстанавливает функции яичников. Наряду с прекращением лактации бромокриптин вызывает восстановление менструального цикла и способствует наступлению беременности у женщин с гиперпролактиновой аменореей. Бромокриптин назначают также при галакторее, индуцированной приемом нейролептиков, пероральных контрацептивов и других препаратов. В эндокринологии его используют для лечения акромегалии и болезни Иценко—Кушинга [3].
В 1932 г. Гартлауб и Тринке ввели Secale cornutum в гомеопатию. В гомеопатической практике спорынью начали использовать для лечения больных с симптомами нарушения центрального и периферического кровообращения: парестезиями в виде онемения, ощущений ползания мурашек, покалывания в ногах, похолодания или зуда конечностей. Secale cornutum в гомеопатии применяют при значительном нарушении кровообращения в артериолах, при атеросклерозе сосудов мозга, облитерирующем эндартериите и гангрене [5].
Алкалоиды ядовитого гриба спорыньи, которые были причиной средневековых эпидемий, нашли применение в современной терапевтической практике. Очищенные и модифицированные препараты на их основе назначаются с индивидуальным учётом противопоказаний, со строго определённой дозировкой и продуманной периодичностью приёма [3].
Список литературы
- Яковлев Г.П. Ботаника: учеб. для вузов / Г.П. Яковлев, В.А. Челомбитько; под ред. Р.В. Камелина. - СПб.: Спец. лит.: СПФА, 2001. - 680 с.
- Растительные лекарственные средства / под ред. Н.П. Максютиной. - Киев: Здоров,я, 1985. - 278 с.
- Лекарственные средства, применяемые в акушерстве и гинекологии Кулаков В.И., Серов В.Н.
- Фармакология : учебник. - 10-е изд., испр., перераб. и доп. - Харкевич Д. А. 2010. - 752 с.
- История медицины (материалы к курсу истории медицины). Т. I / Под ред. Б.Д. Петрова. - М.: Медгиз, 1954.