Успехи мировой и отечественной науки в разработке и внедрении средств профилактики, диагностики и лечения актуальных инфекционных болезней не позволяют нам снизить угрозу неожиданного возникновения событий, ассоциированных с чрезвычайными ситуациями биолого-социального характера. К разряду чрезвычайных ситуаций в настоящее время относят не только экстремальные события природного генеза, но и другие события, вызывающие эпидемические осложнения, в том числе эпидемии и эпизоотии, представляющие потенциальную опасность для населения. Особую актуальность для национальных и международных систем здравоохранения за последнее десятилетие приобрела проблема так называемых «новых» и «возвращающихся» инфекционных болезней, к которым относятся вирусные геморрагические лихорадки.
Конго-Крымская геморрагическая лихорадка (ККГЛ) характеризуется широким географическим распространением, регистрацией новых природных биотопов, активизацией ранее известных природных очагов, тяжестью течения и высоким уровнем летальности (до 80 %)[1]. Природные очаги ККГЛ известны. Обширные территории Европы, Азии и Африки. В Европе .(случаи заболевания ККГЛ) регистрируются: в Албании, Болгарии, Греции, Венгрии, Косово, Югославии, Македонии, Португалии, Турции и Украине.
В последние десятилетия в нашей стране произошли существенные изменения социальных, экономических и климатических факторов, что повлияло на ухудшение эпидемической и эпизоотической ситуации в отношении ККГЛ. Конго-Крымская геморрагическая лихорадка является эндемичным заболеванием для юга Казахстана, в котором резервуаром и основным переносчиком вируса ККГЛ являются клещи Hyalomma asiaticum и Dermacenter dagestanicus. Большая часть территории ЮКО равнинная, с бугристо-грядовыми песками и степью, климат - резко континентальный, зима мягкая, короткая с частыми оттепелями, лето знойное, продолжительное. Условия труда людей, занятых животноводством, отсутствие эффективных мер по истреблению клещей, увеличение численности и расширение ареала переносчиков инфекции обусловили рецидив инфекции после периода длительного благополучия.
Проблема ККГЛ приобрела актуальность для юга Казахстана после активизации природного очага этой инфекции в 2009 г. Эпидемические проявления ККГЛ с 2007 г. по 2012 г. зарегистрированы в десяти из 12 районов и трех городах Южно-Казахстанской области.
За период с 1999 - 2012 гг. было зарегистрировано 111 случаев заболеваемости ККГЛ. В
представленной диаграмме наблюдается рост заболеваемости ККГЛ с 1999 года по 2002 год, и следующий подъем начинается с 2004 по 2012годы. Пик заболеваемости приходится на 2009 год, в котором было
зарегистрировано 22 случая ККГЛ, показатель заболеваемости на 100 тыс.населения составил 0,9. За 2008 год аналогичный показатель составлял 0,2 (5 случаев). В 11,7 % случаев заболеваемость закончилась смертельным исходом.
Нами были проанализированы эпидемиология и клиническое течение ККГЛ у 62 больных за период с 1999г. по 2012г., находившихся на стационарном лечении в городской инфекционной больнице г.Шымкента, г. Туркестана и больницах Ордабасинского, Байдибекского, Шардаринского районов Южно-Казахстанской области. При оценке тяжести заболевания использовали общепринятые критерии выраженности основных синдромов - общетоксического, геморрагического. Диагноз ККГЛ во всех случаях был установлен на основании клинико-эпидемиологических и лабораторных данных, иммуноферментного анализа и полимеразной цепной реакции. Клинические методы включали сбор анамнестических данных, объективное обследование.
Проведенное эпидемиологическое расследование установило, что большинство больных - 33,87 % подвергались заражению вирусом ККГЛ трансмиссивным механизмом (укус клеща). На долю ухода за сельскохозяйственными животными приходится - 27,41%. В меньшей степени люди заражались вирусом ККГЛ, проживая в сельской местности - 17,74%. Имели бытовой контакт с больным ККГЛ - 8,06%, а при оказании медицинской помощи больному ККГЛ - 11,29%. Зарегистрирван один случай контакта с кровью клеща - 1,63%.
Проведенный анализ внутригодового распределения заболеваемости ККГЛ подтверждает выраженную весенне-летнюю сезонность. Первые больные ККГЛ зарегистрированы в марте - 2 случая. Рост числа больных начинается с апреля - 6 случаев, в мае - 5 случаев, в июне - 14 случаев и достигает своего максимума в июле - 18 случаев, в августе зарегистрировано - 12 случаев, на сентябрь приходится - 1 случай и в ноябре - 5 случаев заболевания.
Заболеваемость ККГЛ на территории Южно-Казахстанской области регистрировалась во всех возрастных группах населения. Средний возраст больных КГЛ составил 32,7±0,9 лет. Анализ возрастной структуры выявил максимальное количество больных среди лиц трудоспособного возраста от 18 лет до 60 лет (91,9 % от общего числа больных). Причем наибольшее число больных наблюдалось среди людей среднего возраста от 30 лет до 58 лет. Их доля в общем количестве зарегистрированных случаев заболевания ККГЛ равнялась 61,3%. Кроме того, велика доля лиц от 18 до 29 - 30,7%, В общей структуре заболеваемости ККГЛ 6,4% составили дети от 8 до 16 лет, так же зарегистрирован 1случай заболевания в возрасте 72 лет - 1,6%.
Анализ распределения больных ККГЛ в Южно-Казахстанской области по полу показал, что общее количество случаев заболевания КГЛ среди мужчин незначительно превышает количество заболевших женщин. Возраст заболевших мужчин и женщин не различался. Преобладание мужчин в значительной мере объясняется их более частыми контактами с природными биотопами при выпасе сельскохозяйственных животных и уходе за ними.
Среди больных ККГЛ неработающее население составляет 54,84%, в основном занимающееся содержанием и уходом сельскохозяйственных животных на частных подворьях. На втором месте по частоте регистрации среди больных ККГЛ находится социальная группа лиц, работающих в различных отраслях, а также служащие 27,42% В меньшей степени в эпидемический процесс вовлекаются учащиеся и медицинские работники (6,5 % и 11,24 % соответственно). На долю городских жителей приходится 14 случаев - 22,6%. Преобладание 77,4% в структуре случаев заболеваний сельских жителей объясняется как природными, так и социальными факторами.
Оценка таких факторов риска как «возраст больных», «профессиональная принадлежность», «условия заражения», «место проживания» (городская или сельская местность), а также «пребывание на эндемичной территории» дала возможность установить, влияние факторов риска на уровень заболеваемости ККГЛ. Одним из наиболее значимых факторов риска является «профессиональная принадлежность». Существенную роль играют такие факторы, как «возраст больного», «место проживания» и «условия заражения». В меньшей степени имеет значение фактор «пребывание на эндемичной территории».
В последние годы в ЮКО сложились оптимальные природно-климатические условия для проявления активности основного переносчика и резервуара вируса ККГЛ - клеща Hyalomma asiaticum и Dermacenter dagestanicus. Произошедшие изменения в структуре сельскохозяйственной деятельности, сокращение объемов акарицидных мероприятий, в ближайшие годы не представляется возможным устранение действия всех факторов, инициировавших активизацию природного очага ККГЛ. Спонтанного угасания эпизоотического и эпидемического потенциалов данного очага ожидать не следует. В связи с выше изложенным, проблема ККГЛ в ЮКО не теряет своей остроты на ближайшую перспективу, поэтому актуальными продолжают оставаться вопросы дальнейшего изучения механизмов природной очаговости этой инфекции, совершенствования мероприятий по стабилизации эпидемиологической обстановки по КГЛ в ЮКО.
Литература
1. Материалы диссертации Харченко Т.В. «Современные эпидемиологические особенности Крымской геморрагической лихорадки в Российской Федерации» Ставрополь, 2011г.
2. http:www.rusnauka.com/30_NNM_2010/Medecine/73119.doc.htm