Хронические воспалительные заболевания органов малого таза являются наиболее частой причиной нарушения репродуктивного здоровья женщины, неблагоприятно отражаются на здоровье нации.
Целью иследования было изучение рациональных методов диагностики и терапии хронических форм воспалительных заболеваний органов репродуктивной системы после преждевременного прерывания беремености.
Материал и методы исследования. В исследование были включены 97 пациенток в возрасте от 18 до 38 лет, у которых беременность завершилась самопроизвольным прерыванием в сроке гестации 13 - 21 недель. Все женщины состояли на диспансерном учете в женских консультациях с ранних сроков гестации (до 12 нед) и были обследованы согласно существующими нормативными документами.
Изучение гинекологического анамнеза показало, что у 31 (31,96±4,37 %)пациентки беременность была первой. У 19 (19,59±4,03%) женщин предыдущие беременности завершились артифициальными абортами, у 7 (7,22±2,63%) самопроизвольным прерыванием в ранние сроки беременности. У 40 (41,24±4,50%) женщин в анамнезе были роды, артифициальные и самопроизвольные аборты, из них у 3 (3,09±1,76%) была внематочная беременность.
Таким образом, женщин, не реализовавших свою репродуктивную функцию в группе обследования было достоверно больше.
Гестационный период у женщин обследуемой группы протекал со следующими особенностями:
Угроза прерывания беременности (до 12 нед.) - 49 (50,52±5,08%) пациенток (лечение осуществлялось в стационаре). Наличие истмико-цервикальной недостаточности - 6 (6,19±2,45%) женщин (наложен шов по методике Макдональди).Замершая беременность - 7 (7,22±2,63%) пациенток. Наличие ОРВИ, ангины, герпеса - 5 (5,15±2,24%) женщин. Наличие гестационного пиелонефрита 3 (3,09±1,76%) женщины. Наличие хламидийного цервицита 6 (6,619±2,45%) пациенток.
Антимикробная терапия была проведена 82 (84,54±3,67%) женщинам. Системную антимикробную терапию получили 11 (11,34±3,22%) женщин с гестационным пиелонефритом, ангиной, хламидийной
инфекцией. Локальная антимикробная терапия была назначена 76 (78,35±4,18%) пациенткам, у которых был выявлен цервицит, вагинит, в том числе вагинит кандидозный (ВК), бактериальный вагиноз (БВ). Всем женщинам в послеабортном периоде в стационаре проведена антимикробная (цефалоспорины, метронидазол) и противовоспалительная терапия.
Дальнейшее обследование в женской консультации проводилось через 1 мес. после выписки из стационара. Верификация диагноза основывалась на данных анамнеза, жалобах, результатах клинического обследования, данных морфологического исследования плацент. Лабораторное исследование включало бактериологическое и бактериоскопическое исследование (уретра, цервикальный канал, влагалище, прямая кишка) Для исследования на ДНК ряда возбудителей методом полимеразной цепной реакции (ПЦР) производили забор материала из цервикального канала и полости матки. Для исследования на ДНК уреаплазм применяли метод количественной ПЦР в режиме реального времени. Для диагностики вирусных возбудителей использовали метод иммуноферментного анализа (ИФА). Проводили исследование аспиратов из полости матки для характеристики микробного спектра. Ультразвуковое исследование органов малого таза было выполнено всем пациенткам группы обследования (на 5-7 день менструального цикла). На основании данных клинико-диагностического и лабораторного методов обследования 97 пациенткам был поставлен диагноз хронического эндометрита, 31 пациентке - ВК, 29 - БВ, 22 - хронического сальпиногоофорита.
Лечебные мероприятия проводили комплексно и последовательно с учетом всех звеньев патогенеза заболевания. Первый этап терапии заключался в элиминации микробного возбудителя. При наличии ВК назначали комбинированную терапию: системный антимикотик флуконазол (микосист) применяли однократно по 150 мг per os в сочетании с однократным использованием вагинального крема, содержащего 20 мг бутоконазола нитрата (гинофорт) в первый день лечения.
С 5-го дня лечения повторяли назначение флуконазола (микосист) в дозе 150 мг, с последующим проведением терапии бактериальных инфекций с использованием антибиотиков широкого спектра действия и высокой способностью проникновения в клетку: джозамицин (вильпрафен) по 500 мг 3 раза в сутки в течение 14 дней.
На 10-е сутки повторяли назначение флуконазола (микосиста) однократно (150 мг per os). С 11-х суток использовали инозин пранобекс (гроприносин) по 2-3 таблетки (в 1 таблетке содержится 500 мг инозин пранобекса) 3 раза в сутки в течение 5 дней. При наличии БВ лечебные мероприятия начинали с назначения метронидазолсодержащих препаратов (трихопол по 250 мг 2 раза в течение 10 дней). При клиническом эпизоде генитального герпеса (ГГ) назначали валоцикловир (вальтекс) по 500 мг 2 раза в чутки в течение 5-7 дней с последующим назначением инозин пранобекса (гроприносин). Контроль за эффективностью антимикробной терапии осуществлялся через месяц после окончания лечения.
На втором этапе лечения назначали магнито- и лазеротерапию. На третьем этапе лечебных мероприятий 22 (22,68±4,25%) пациентам было проведено хирургическое лечение: в 8 (8,25±2,79%) случаях выполнена гистероскопия (рассечение синехий в полости матки), в 14 (14,43±3,57%) случаях - лапароскопическое вмешательство по поводу наличия сактосальпинкса, перитубарных спаек.
Выводы. Анализ результатов морфологического исследования плацентарной ткани показал, что декомпенсированная форма хронической плацентарной недостаточности (ХПН) имелась в 27 (27,84±4,45%) случаях, острая плацентарная недостаточность (ОПН) - в 54 (55,67±5,04%) случаях, сочетание ХПН и ОПН - в 16 (16,49±3,77%) случаях. При ХПН наблюдались гипоплазия плацент, мезенхимальные и незрелые промежуточные ворсины, отложения межворсинчатого фибриноида, обширные межворсинчатые кровоизлияния, а так же выраженные инволютивнодистрофические изменения с кальцификацией. При ХПН отмечено преобладание ворсин с двухслойной выстилкой и рыхлой сетчатой стромой.