Заболеваемость ИППП продолжает расти во всем мире. В структуре половой инфекции генитальный герпес - одно из наиболее распространенных заболеваний. Для человека серьезную опасность представляют 8 типов герпеса, среди которых лидирующие позиции занимают вирусы простого герпеса. Согласно данным статистических исследований, носителями данного вируса в странах Западной Европы и Северной Америки являются 30-50% населения. В настоящее время отмечается стабильный рост числа лиц, инфицированных вирусом простого герпеса (ВПГ) 1 и 2 типов (ВПГ-2). Указанные альфагерпесвирусы являются основными вирусными агентами, вызывающие поражение мочеполовых органов и аноректальный области. Для инфекции, вызванной этим вирусом, характерен ряд особенностей, ассоциированных с хроническим носительством и персистенцией возбудителя в клетках организма. Между ВПГ и макроорганизмом устанавливается особое равновесие, которое контролируется иммунологическими механизмами. Патогенетические механизмы латентной вирусной инфекции до настоящего времени не изучены, поэтому предугадать возможность рецидива герпеса очень сложно. В большей степени это является клинически значимым для второго типа ВПГ (так называемого генитального герпеса).
Все герпесвирусы характеризуются выраженным иммунносупрессивным действием, угнетением клеточных и гуморальных реакций иммунитета. В иммунном ответе на герпес-инфекцию главной эффекторной клеточной популяцией служат Т-клетки СД4+. Они активируют и привлекают макрофаги, и это ускоряет ликвидацию вируса. Ключевыми цитокинами в ответ на герпес-инфекцию являются ИФН-ү и фактор некроза опухолей (ФНО). Под действием интерферонов активизируются защитные механизмы соседних клеток, обеспечивая их устойчивость к вирусной инфекции. На сегодняшний день, ни один из известных в настоящее время противовирусных антибиотиков не способствует полной элиминации вируса из организма. Немаловажное значение имеет и тот факт, что ВПГ характеризуется генетической способностью к мутационным процессам, опосредованными активностью гена ДНК-полимеразы, что приводит к возникновению штаммовых разновидностей вируса и быстрому формированию устойчивости к проводимому лечению.
Поэтому для повышения эффективности проводимой терапии обычно применяют иммунокоррекцию. Одним из таких препаратов, заслуживающих особого внимания является новый препарат противовирусного и иммуномодулирующего действия виферона. Комплексный состав препарата обуславливает ряд новых эффектов: в присутствие аскорбиновой кислоты и токоферола ацетата возрастает специфическая противовирусная активность интерферона человеческого рекомбинантного альфа-2, усиливается его иммуномодулирующие действие на Т- и В лимфоциты, нормализуется уровень иммуноглобулина Е, происходит восстановление функционирования эндогенной системы интерферона, отсутствуют побочные эффекты, возникающие при парентеральном введении препарата интерферона. Все этики характеристики были взяты нами за основу при разработке комплексной терапии больных генитального герпеса с включением виферона.
Целью исследования явилась оценка эффективности и безопасности применения виферона в терапии генитального герпеса. В испытаниях принимали участие 40 взрослых, больных генитальным герпесом. Больные были разделены на 2 группы: испытуемую и контрольную - в каждой по 20 больных, которые получали в комплексном лечении генитального герпеса суппозитории (испытуемая группа) и 20 больных генитальным герпесом, получавших аналогичное лечение, но без применения виферона (контрольная группа). Сформированные группы были равноценны между собой по возрасту, полу, клиническим диагнозам.
Критерием включения пациента в клинические испытания являлся установленный диагноз генитального герпеса; добровольное письменное согласие больного на участие в испытаниях. Критериями исключения были: наличие сопутствующих хронических заболеваний, которые влияют на достоверную оценку иммунного статуса пациента (ВИЧ-инфекция, инсулинозависимый сахарный диабет, и др.), применение пациентами перед поступлением в стационар иммуносупрессивной терапии, интерферонов, индукторов интерферона, специфических иммуноглобулинов. Диагностику ГГ осуществляли методом ИФА (определение уровня специфических антител класса IgM, IgG к HSV1/2). Терапевтическая эффективность схем лечения оценивалась путем сравнительного анализа динамики регрессии патологических симптомов, частоты остаточных явлений, характера изменения динамики сероконверсии антител.
Комплексное лечение в обеих группах включало назначение противовирусных антибиотиков, десенсибилизирующих, обезболивающих и витаминных препаратов в терапевтических дозах. На протяжении испытания не допускалось назначение других иммуннокорригирующих средств. Оценка тяжести течения герпетического процесса проводилась также с учетом частоты обострений и продолжительности ремиссий. В нашем случае, это были пациенты с легким и средним течением вирусной инфекции: от 1 до 3-5 эпизодов рецидива в год. Давность заболевания составила, в среднем, 1,5 лет. У более чем половины больных (25) ГГ был выявлен впервые.
У значительного большинства пациентов (32) симптомы ГГ возникали преимущественно в осеннезимний период времени, весенне-летний период обострения отмечался у 8 больных. Типичное клиническое течение заболевания отмечалось у 38 наблюдаемых, мигрирующий характер высыпаний - у 2 больных. Клинические проявления были представлены сгруппированными везикулами с прозрачным или мутным содержимым, расположенными на эритематозно-отечном фоне, эрозиями с полициклиническими очертаниями, иногда-поверхностными трещинами. Высыпания сопровождались выраженными субъективными ощущениями: зудом, покалыванием, болезненностью. У мужчин герпетические высыпания локализовались в заголовочной борозде у 3, на коже головки полового члена - у 7, внутреннем листке крайней плоти - у 9, вокруг ануса и мошонки - у 5 больных.
У женщин аналогичные клинические изменения отмечались на внутренней поверхности больших и малых половых губ у 6 больных, в области клитора - у 5, реже - на стенках влагалища (2) или шейке матки (1), области промежности (4). По результатам исследований установлено, что после заверешения терапии вирусной инфекции клиническое выздоровление отмечалось у 17 больных испытуемой группы против 11 в контроле. Значительное улучшение было достигнуто у 3 больных первой группы против 9 в группе сравнения. В испытуемой группе уже в течение первых двух суток лечения не отмечалось появления свежих высыпаний, наблюдалась уменьшение выраженности субъективных ощущений. Полный регресс клинических проявлений заболеваний при применении виферона, отмечался, в среднем на 5-6-й день, в контрольной группе он наблюдался позднее, в среднем, на 8-9 сутки. Отсутствие эффекта или ухудшение течения заболевания при использовании виферона нами не отмечены.
Все больные обеих групп лечение переносили хорошо, каких либо побочных явлений не наблюдалось. После завершения лечения вирусной инфекции у пациентов основной группы наряду с улучшением клинических показателей отмечалась положительная серологическая динамика. Контрольные исследования крови на наличие специфических антител к ВПГ показали, что в основной наличие иммуноглобулинов класса М у 20 больных, а снижение титров антител иммуноглобулинов класса G - у 7 больных. В контрольной группе снижение иммуноглобулинов класса М было отмечено у 10 больных, полная негативация антител класса М произошла только у 2 больных. Таким образом, полученные нами данные позволяют оценить виферон как высокоэффективное в лечении генитального герпеса лекарственное средство. Препарат не вызывает осложнений и хорошо переносится больными и может быть рекомендован для широкого применения в лечении данной патологии.