Пневмонии в наибольшей степени отвлекают трудоспособный контингент взрослого населения на уход за больными детьми. Таким образом, проблема пневмонии не только медицинская, но и социальная. Все это обеспечивает приоритетность и перспективность любых исследований, направленных на решение проблем, связанных с данной патологией.
Целью исследований явилось обоснование принципов применение тиреоидных гормонов в составе комплексной терапии пневмонии у детей. В настоящей работе 30 детям в возрасте от 6мес. до 3-х лет в составе комплексной терапии назначался тиреоидин. Контрольную группу составили дети соответствующего возраста с идентичной клинической картиной заболевания.
Результаты и обсуждения. Исследования терапевтической эффективности тиреоидина в комплексной терапии пневмонии показали, что у детей, получавших в составе терапии препарат тиреоидин в более короткие сроки купировались явления интоксикации, одышка, а также влажный кашель, сухие и влажные хрипы в легких. В то же время, у больных, получавших тиреоидин, отмечены тенденции к несколько более продолжительной температурной реакции. Это вполне закономерно, посколько тиреоидные гормоны, стимулируя симпатоадреналовые механизмы, могут создать условия для повышения температуры тела. Вместе с тем, не наблюдалось случаев повышения температуры тела до фебрильных и более высоких значении под влиянием тиреоидина. Другим закономерным исходом применения тиреоидина у детей, больных
пневмонией, является стимуляция сегментоядерного фрагмента лейкоцитарной реакции и некоторое подавление лимфоцитарного компонента (р <0,001). Это также является закономерным, поскольку, как свидетельствуют данные литературы, нейтрофильный компонент лейкопоэза находится под контролем симпатоадреналовых механизмов, непосредственно стимулируемых тиреоидином, а лимфоцитарный комплекс контролируется парасимпатическими механизмами. (1,2)
Применение в составе комплексной терапии тиреоидина у больных пневмонией прежде всего способствует более существенной стабилизации содержания в плазме крови Т4 по отношению к показателю у больных контрольной группы, не получавших тиреоидин(р <0,001). В целом под влиянием тиреоидина величина Т4 у больных практически приближается к норме, в то время как у больных контрольной группы они остаются значительно ниже нормы (р <0,001). Показатели Т3 у детей основной и контрольной групп практически идентичны. Динамика кортизола у детей, леченных тиреоидином практически характеризуется стабилизацией у детей основной группы за счет адаптационной преемственности в реализации функции глюкокортикоидной активности коры надпочечников и гормональной активностью щитовидной железы. У больных контрольной группы концентрация кортизола превышает нормальные значения, что свидетельствует о менее выраженной преемственности тиреоидных гормонов в реализации адаптационных реакции у детей данной группы.
Назначение в составе комплексной терапии при пневмонии тиреоидина способствовало практической нормализации коэффициента соотношения легко- и трудноокисляемых фосфолипидов. Различия с нормой недостоверны у детей не получавших препараты щитовидной железы. Значение коэффициента достоверна ниже показателя здоровых детей. Подобные обстоятельства характеризуют тенденции к относительному преобладанию легкоокисляемых фракции фосфолипидов в структурах липидного бислоя мембран эритроцитов под влиянием тиреоидина. Исходя из этого, можно считать, что тиреоидин в большей степени способствует стабилизации структурно-функциональной организации мембранных комплексов. Наряду с этим, можно допустить, что гормоны щитовидной железы способствуют более интенсивному вовлечению легкоокисляемых фосфолипидов в метаболические процессы. Исходя из полученных данных, можно предположить, что тиреоидин оказывает активное влияние на процессы метаболизма L-форм фосфолипидов (3).
Анализ клинических и параклинических тестов свидетельствует о преимуществе комплексной терапии с применением тиреоидных препаратов при пневмонии. При этом, хороший клинический эффект был достигнут у 84% детей, удовлетворительный- у 13% детей и у 3% не выявлена особая динамика. Хороший эффект устанавливался в случаях полного купирования бронхообструкции, экссудативно-воспалительных изменений бронхиальных структур, купирования признаков инфекционного токсикоза, улучшения общего состояния в первые трое суток от начала лечения, удовлетворительный устанавливался в случаях достижения данных резултатов в течение 6-и суток. Таким образом, применение в составе комплексной терапии у детей тиреоидина имеет существенные перспективы в аспектах более совершенной реабилитации больных детей.
ЛИТЕРАТУРА
- Ракита Д.Р. Пневмония.- методические указания. Москва. 2007г.
- Руководство по пульмонологии. Под.ред. Путова Н.В., Федосеева Г.Б. Минск 2008г.
- Зосимов А.Н. Детская пульмонология. Принципы терапии. Москва 2008г.