Сегодня, как показывает практика, в номенклатуре лекарственных препаратов более 40% составляют препараты из растений. Так, при сердечно-сосудистых заболеваниях применяется 80%, заболеваниях печени и желудочно-кишечного тракта - около 70%, в качестве отхаркивающих и муколитических - около 70% препаратов растительного происхождения. Рассматривая лекарственные растения как естественные источники минеральных комплексов (макро- и микроэлементов -MC), следует иметь в виду, что MC находятся в них в органически связанной, то есть наиболее доступной и усвояемой форме, а также в наборе, скомпонованном природой. В плодах многих растений сбалансированность и количественное содержание минеральных веществ такое, какого нет в других продуктах питания. В настоящее время в растениях найден 71 химический элемент [1]. Растения, содержащие сердечные гликозиды, избирательно накапливают марганец, молибден и хром; накапливающие алкалоиды - кобальт, марганец, цинк; продуцирующие сапонины - молибден и вольфрам, а терпеноиды - марганец. Терапевтическое действие MC может усиливать активность основного действующего начала лекарственных растений. Например, при добавление золы травы горицвета весеннего в комплексный препарат фикомин наблюдалось усиление его действия на сердечную мышцу [2].
Обогащение лекарственных растений и лекарственного растительного сырья MC обычно осуществляется в процессе культивирования. При обработке йодом наперстянки пурпурной увеличивалась ее биологическая активность и одновременно снижалась токсичность. Чаще всего в пищу как поливитаминные средства, для профилактики многих заболеваний (диетотерапия) используют плоды. Для лучшего использования MC в плодах необходимо знать их общую зольность. Так, зольность плодово-ягодных растений (смородины, вишни, калины) составляет приблизительно 2-6%. В золе плодово-ягодных растений содержится 17-29% микро- и макроэлементов [34]. В золе яблок количество магния составляет 0,7-1,0 мг%, натрия — 0,51,0 мг% (7,75 мг% в сырой массе мякоти плодов), алюминия — 1,0 мг%, кремния — 5-10 мг%, стронция — 0,01 мг%, в золе боярышника содержание этих MC соответственно равно 1-3%, 0,5-11%, 0,1-1%, 5-30%, 0,010,03%.
Изучение химического состава растительных плодов всегда было предметом особого интереса многих ученых. В результате спектрального анализа плодов в стадии их биологической зрелости установлена общая тенденция к накоплению, в основном, от 17 до 24 микро- и макроэлементов. Содержание минеральных веществ в дикорастущих плодовых колеблется: алюминия — 1,7-9,6 мг%, натрия — 4,7-28,5 мг%, железа — 8,0-32,6 мг%, кремния — 43,0-84,5 мг%, магния — 16,3-31,1 мг%, кальция — 80-326 мг%, калия — 200- 460 мг% на сырое вещество. Не только в организме человека и животных, но и в растениях макро- и микроэлементы играют существенную роль для нормальной жизнедеятельности. Алюминий повышает устойчивость растений к неблагоприятным факторам внешней среды: засухе, резкому понижению температуры, засоленности почв, а также влияет на фосфорный обмен: осаждая фосфор в клетках, препятствует его метаболизму [3].
Физиологическая роль натрия в растениях недостаточно изучена, но обнаружено его значение для дыхания растений. Кальций и магний составляют основу пектина срединных клеток, так как они образуют соединения с пектиновой кислотой. Кальций способствует целостности клеточных мембран и водоудерживающей способности протоплазмы. Кроме того, он участвует строительстве клеточной ткани растений. Магний - это обязательное составляющее звено хлорофилла. Он участвует в регуляции распада и превращении углеводов, активизируя ферменты. Кремний находится во всех растениях и особенно много его накапливается в клеточных соках. Калий содержится в золе плодово-ягодных растений в следующих количествах: в вишне — 90-600 мг%, в абрикосах — 400-450 мг%, в калине — 240-320 мг%, в рябине — 330420 мг%, в боярышнике — 200-460 мг%, в шиповнике — 240- 480 мг% .
Стронций обнаруживается в основном в листьях растений. Концентрируют стронций такие растения: аконит белоустый, алоэ древовидное, анис обыкновенный, бадан толстолистный, брусника обыкновенная, горец змеиный, дуб обыкновенный, дурман индейский, жостер слабительный, зайцегуб опьяняющий, заманиха высокая, кровохлебка лекарственная, лавровишня лекарственная, пилокарпус перистолистный, якорцы стелющиеся. В абрикосах содержится стронция 0,35-0,56 мг%. В настоящее время доказано, что обмен стронция взаимосвязан с обменом кальция, и стронций предупреждает развитие кариеса и остеопороза Фосфор содержится в плодах рябины — 1%, в яблоках — 0,5-3%, в боярышнике — 1%. Железо входит в состав активной группы каталазы и пероксидазы. Однако если сопоставить динамику активности этих ферментов на протяжении вегетации растений с количеством железа в плодах или листьях, то четкой взаимосвязи в большинстве видов не обнаруживается. Обычно наблюдается постепенное увеличение содержания железа в плодах в период их развития, только в зрелых плодах происходит некоторое снижение его содержания.
Железо в золе плодово-ягодных растений определяется в таком количестве: в мякоти лесной малины — 34,5 мг%, в смородине черной — 14,2 мг%, в черемухе — 41,1 мг%, в калине обыкновенной — 39,6 мг%, в шиповнике морщинистом и собачьем — 37,9-36,6 мг%.Железо накапливается в следующих растениях: бессмертник итальянский, зайцегуб опьяняющий, лобелия вздутая, марена красильная, левзея сафлоровидная, синюха голубая, сушеница топяная. Цинк концентрируется в таких растениях: алоэ древовидное, береза повислая, дурман индейский, лавровишня лекарственная, лапчатка прямостоячая, сушеница топяная. В несколько меньшей степени накапливают цинк фиалка полевая, череда, чистотел, смородина черная. Никель влияет на активность окислительно-восстановительных ферментов. Встречаются данные, что никель является стабилизирующим фактором для антоциановых пигментов, действие которых связано с резким активированием аскорбин- и фенолоксидаз [36]. Также никель снижает активность каталазы в репродуктивных органах. Сравнив активность каталазы плодов боярышника на протяжении их созревания с динамикой нативного содержания никеля в некоторых видах, обнаруживается обратное соотношение: снижение активности фермента сопровождается увеличением количества никеля.
Никель в небольшом количестве содержится в листьях яблони (в их золе — 0,002%, в плодах его нет), рябины (0,001-0,002%), калины (0,001%, в золе плодов — 0,00001%), в плодах барбариса обыкновенного (0,005%), бузины черной (0,001-0,002%). Хорошо концентрируют никель дынное дерево, красавка белладонна, мачок желтый, пустырник сердечный, страстоцвет мясокрасный, термопсис ланцетовидный [4]. Кобальт играет роль в синтезе белка в клетках, усиливает процесс гликолиза, влияет на дыхание и энергетический обмен, стимулирует цикл Кребса, повышает активность каталазы и пероксидазы, синтез аскорбиновой кислоты. Он участвует в обмене углеводов, жирных кислот, фолиевой кислоты, образовании цианокобаламина и кроветворении. В организме кобальт может накапливаться и сохраняться в течение 7 лет. В плодах боярышника содержится 2,4 мкг%, в рябине гибридной - 2,5 мкг%, в калине - 28-29 мг%, в яблоках яблони сибирской - 3 мкг%. Большое количество кобальта содержится в землянике - 4,7 мкг%. Хорошо концентрируют кобальт кубышка желтая, сушеница топяная, черемуха обыкновенная, шиповник собачий.
Молибден необходим растениям в значительно меньших количествах, чем другие МЭ, хотя является постоянной составной частью растительных организмов. В растениях молибден открыт в 1900 году Е. Демерсеем. По мере развития растений количество молибдена в листьях, особенно верхних, увеличивается, а в фазе плодообразования в них происходит снижение содержания молибдена, что, по-видимому, объясняется оттоком его в репродуктивные органы. Молибден участвует в осуществлении процессов оплодотворения и развития зародыша, вместе с железом входит в состав фермента нитратредуктазы, восстанавливает нитраты и фиксирует молекулярный азот, участвует в обмене витаминов растений. Молибден задерживает фтор в организме человека и предупреждает кариес зубов. В растениях молибден содержится в таких количествах: в золе плодов шиповника - 0,0001-0,0006%, в плодах боярышника - 0,0003-0,0005%, в рябине обыкновенной - 0,0001%, в калине - 0,0001%, в бузине черной- 0,0002%, в барбарисе обыкновенном - 0,0001%. Молибден концентрируют багульник болотный, барвинок малый, горец птичий, жостер слабительный, крапива двудомная, мята перечная [5].
Барий обнаружен в большинстве дикорастущих плодовых растений, но все же относится к элементам, избирательно накапливающимся в отдельных органах: обычно в более значительных количествах он накапливается в листьях, меньше — в плодах, а в некоторых органах растений его вовсе нет. Изучая динамику накопления бария при созревании плодов, обнаруживается наиболее высокое содержание его в сформировавшихся плодах . В золе плодов боярышника он обнаруживается в количестве 0,01-0,1%, в плодах шиповника — 0,01-0,06% .
Вывод. Наибольшее количество минеральных веществ содержится в незрелых, только что сформировавшихся плодах. В процессе их роста и созревания приток и накопление минеральных веществ проходит неравномерно, для большинства видов дикорастущих плодовых характерна общая тенденция постепенного уменьшения их суммарного количества в плодах. Знания о содержании макро- и микроэлементов в растениях позволяют целенаправленно использовать их для профилактики и лечения заболеваний человека.
ЛИТЕРАТУРА
- Гаммерман А. Ф., Кадаев Г. Н., Яценко-Хмелевский А. А. Лекарственные растения.— M.: Высш. шк., 1983.— 400 с.
- Кретович В. Л. Основы биохимии растений.— M.: Высш. шк., 1980.— 445 с.
- Ловкова M. Я., Рабинович А. M., Пономарева С. M. и др. Почему растения лечат.— M.: Наука, 1990.— 256 с.
- Авцын А. П., Жаворонков А. А., Риш M. А. Mикроэлементозы человека.— M.: Mедицина, 1991.— 496 с.
- Исаев Ю. А. Лечение микроэлементами, металлами и минералами.— Киев: Здоровье, 1992.— 118 с.