Экономика Казахстана и стран Центральной Азии исторически и географически связана с развитием китайской экономики. Начиная с 2000-х годов, КНР является важным участников центральноазиатского рынка. Современные предпосылки усиления экономического влияния КНР на Центральную Азию формируются на разных уровнях экономического взаимодействия: глобальном, региональном и на уровне двустороннего сотрудничества.
Глобальное влияние Китая на Центрально-Азиатский регион (ЦАР) сказывается следующим образом:
во-первых, опосредованно, через рост его влияния на мировую экономику. Основным фактором глобального экономического спада являются экономические проблемы в развитых странах, в частности в Еврозоне. Развивающиеся страны и страны и переходной экономикой остаются локомотивами мировой экономики, хотя их рост в 2012-2013гг. будет ниже темпов достигнутых в 2010-2011гг. Согласно прогнозу МВФ, азиатский регион будет демонстрировать устойчивый экономический рост в текущем году в рамках 5,9% и 6,4% в 2013г., рост экономики Китая составит 8,2% в 2012г. Показатели свидетельствуют о росте значимости Азиатских экономик, который поддерживается устойчивым внутренним спросом и улучшении перспектив восстановления глобальной экономики. Риски глобальной рецессии сохраняются из-за неопределенности ситуации в Европе;
во-вторых, через влияние на формирование многосторонней архитектуры в АТР и Тихоокеанской Азии, куда переместился центр финансового, экономического, инновационного развития. Через механизмы региональных саммитов осуществляется становление новой многополярной системы регионального сотрудничества и развития в Азии, в которую по определению вписывается Центральная Азия.
Региональное влияние КНР на страны ЦА осуществляется:
во-первых, и главным образом, посредством участия сторон в ШОС. За десять лет ШОС стала основным элементом формирующейся модели регионального сотрудничества стран Центральной Азии и Китая. Сегодня ШОС влияет на формирование экономических тенденций не только в регионе ЦА, но и глобальных макроэкономических тенденций. Можно утверждать, что динамика мирового ВВП, мировой торговли формируется под влиянием ШОС, в частности Китая и России. Доля ШОС в мировом ВВП увеличилась (за 2000-2009гг) с 4,8 до 9,1%, в мировом товарообороте (за 2000-2010гг.) - с 4,9 до 12,3% (доля Китая с 5,2 до 9,1 % и 3,7 до 9,9 % соответственно). В тот же время доля ЕС в мировом ВВП и товарообороте сократилась, соответственно с 33,7 до 30,5% и с 37,4 до 33,9%.
во-вторых, создание Таможенного союза в составе России, Казахстана и Белоруссии предполагает расширение формата сотрудничества между Китаем и странами Таможенного союза, являющимися и стратегическими партнерами, и участниками ШОС. Китай в настоящее время является основным торговым партнером Таможенного союза РК, РБ, РФ в целом. На долю Китая в 2011. приходилось 11,8 % товарооборота стран ТС.
в-третьих, участие КНР в региональной экономической интеграции (со странами Восточной и Юго-Восточной Азии в формате АСЕАН) расширяет влияние Китая на экономику Азии;
в-четвертых, рост экономического влияния КНР на страны ЦА и Казахстана, в частности, прямо пропорционален снижению динамики развития ЕС (основного регионального партнера на протяжении всего периода становления независимых экономик Центральной Азии), и в том числе динамике ввоза и ввоза инвестиций из Европы и Азии. Глобальные потоки инвестиций (ввоз и вывоз ПИИ) из ЕС сократились за период 2005 -2010 гг. на 32,8%, в тот же период ввоз и вывоз ПИИ из Азии увеличился более чем на 60% (61,3 и 65,8%).
Двустороннее сотрудничество КНР со странами ЦА отражает рост значимости КНР во внешнеторговой и инвестиционной политике, промышленных и инфраструктурных проектах. Сотрудничество с Казахстаном отражает, на наш взгляд, характер сотрудничества КНР в ЦАР в целом, так как Казахстан является основным торговым партнером Китая в регионе. На долю Казахстана приходится:
около 70 % ВВП Центрально-Азиатского региона.
67,9% товарооборота Китая со странами ЦА, в том числе 56,4% экспорта и 81,8% регионального импорта.
Доля КНР в товарообороте РК - 20,9%, кроме того на КНР в настоящее время приходится 62% ПИИ из Азии в Казахстан.
Укрепление сотрудничества с Китаем обусловлено следующими факторами:
Китай имеет общую границу с тремя странами ЦА и РФ, что отражается на характере и масштабах сотрудничества;
существует энергетическая взаимозависимость экономик. КНР заинтересована в ЦА, как надежном поставщике энергоресурсов для обеспечения высоких темпов роста экономики, зависимой от энергоносителей;
ЦА - регион, географически отдаленный от внешнеторговых потоков России (ориентированных в основном на Европу и АТР), не имеет доступа к морским портам, Китай более чем Россия, заинтересован в диверсификации дорожно-магистральной инфраструктуры ЦА.
Интенсивное вторжение Китая в экономику Казахстана связано, прежде всего, с интенсивным проникновением капитала китайских компаний в нефтяной сектор Казахстана. Китайские компании обладают значительными объемами нефтегазовых ресурсов (1млрд. т), довели годовую добычу нефти до 15 млн. т, имеют 50% участие в Чимкентском НПЗ, 50% долю участия в АО НК "КазМунайГаз", реализованы проекты - нефтепровод "Западный Казахстан-Западный Китай", газопровод "Средняя Азия-Китай".
Таким образом, китайские компании имеют высокую долю участия в нефтяной промышленности (более 20%), складывающуюся из запасов, добычи и переработки углеводородного сырья, наличия трубопроводной системы и АЗС и представляют серьезного конкурента НК "КМГ" на внутреннем и внешнем рынках.
Экономическая значимость ЦАР для Китая обусловлена наличием в регионе природных ресурсов, возможностями их освоения и необходимостью формирования транспортной инфраструктуры в китайском направлении для увеличения китайского импорта и услуг. В настоящее время доля ЦА во внешнеторговом обороте Китая составляет 1,0% (в целом на Азию приходится 52,7% товарооборота КНР, на страны Европы 19,3%).
По некоторым источникам, казахстанская нефть покрывает всего 3% импортных потребностей КНР. По данным комиссии Таможенного союза в 2011г. из общего объема сырой нефти (включая газовый конденсат), экспортируемой в КНР из стран Таможенного союза, на Казахстан - приходится 34,3 %, на РФ-65,7%. На современном этапе конкуренцию Китаю на казахстанском нефтяном рынке составляют не столько российские, сколько западные (в том числе европейские) компании, не заинтересованные в диверсификации основных экспортных маршрутов Казахстана в сторону Азии.
Таким образом, в настоящее время экономика стран ЦАР находится в зоне притяжения рынков РФ и КНР, а также ЕС и интеграционных планов Казахстана. При существующих темпах внедрения в экономику ЦА, масштабах экономики и глобальных перспективах роста КНР имеет реальные шансы "превратиться в доминирующего игрока" на рынке ЦАР. Важным фактором усиления присутствия КНР в экономике ЦАР является наличие стратегии интеграции с регионом ЦАР, основанной на концепции приграничного регионализма со странами ЦА.
Значимость ЦАР и Казахстана для Китая будет возрастать по мере реализации проектов создания азиатско-европейского транспортного коридора и возможных перспектив реализации планов обслуживания энергетического коридора Китай - Ближний Восток, Китай - Южная Азия.
Главной проблемой стран ЦАР является потеря потенциала субрегиональной интеграции и невозможность в ближайшей перспективе переломить сложившуюся ситуацию в области регионального товарного обмена на фоне низкой инвестиционной емкости и незначительных масштабах внутреннего спроса.
Для Казахстана принципиально важно обеспечить дальнейшее развитие идеи евразийской интеграции (где главная роль отводится ЦАР, а также РФ, КНР и ЕС), а также баланс стратегических интересов в регионе ЦАР. Казахстану предстоит создать предпосылки для изменения направленности торгово-экономического сотрудничества в сторону обрабатывающего сектора экономики, совместного решения экологических, инновационных и проблем региональной экономической безопасности.
Статья опубликована в журнале «Analytic» №2, 2012 г.