В Российской Федерации накоплен обширный массив исследований, затрагивающий проблемы договорных отношений, что нашло отражение в работах С.А.Авакъяна, М.М.Агаркова, М.В.Баглая, С.Н.Братуся, М.И.Брагинского, В.В.Витрянского, В.П.Грибанова В.Е.Гулиева, М.П.Дружкова, М.Н.Добрынина, О.Е.Кутафина, Д.А.Керимова, О.С.Иоффе, Ю.А.Калмыкова, О.А.Красавчикова,
- М.Лебедева, Л.А.Лунца, А.Л.Маковского, Б.И.Пугинского, Д.Н.Сафиллина, Е.А, Суханова, Ю.К.Толстого, В.А.Туманова, Т.Я.Хабриевой, С.А.Хохлова, В.Е.Чиркина, Б.С.Эбзеева, В.Ф.Яковлева и других. При этом договор рассматривался и продолжает рассматриваться как универсальный регулятор общественных отношений, источник права, комплексный институт, теоретико-правовая категория, говорится о необходимости создания общего учения о договоре (Н.Г.Александров,
- С.Алексеев, А.В.Батюк, А.Д.Демин, В.В.Иванов, Ш.В.Калабеков, А.Д.Корецкий, ИВ.Лесин, М.Н.Марченко, Я.И.Моравик, М.Е.Некрасова, Т.Т.Озиев, Ш.В.Ракова, В.Е.Сафонов, М.К.Сулей- менов, Ю.А.Тихомиров, Р.О.Халфина, Р.З.Ярмухаметов и другие). Только за последние годы защищено пять кандидатских диссертаций по нормативному договору (Ю.А.Горшева, Ю.Ю.Кулакова, А.А.Мясин, М.А.Нечитайло, Т.А.Парфенова). Столь повышенный интерес вполне объясним, так как для нашей страны характерна общая мировая тенденция — по мере развития экономического оборота происходят расширение и усложнение договорных связей. Однако есть основания рассмотреть проблемы договора в несколько ином ракурсе.
Думается, прав Б.И.Пугинский, говоря о том, что для объяснения договора применяются подходы и категориальный аппарат, выработанный совсем для других целей [1], поэтому исключается возможность сведения договора к категории «институт права». Но заимствованная из юриспруденции категория «институт» в зарубежной и отчасти в российской литературе уже давно играет роль общеметодологической категории, сфера применения которой чрезвычайно широка, в том числе в области междисциплинарных исследований. Например, наиболее интенсивно институциональный анализ используется российской экономической наукой, где обращает на себя внимание тот факт, что экономисты занялись разработкой собственно правовых проблем, в том числе теории контрактов. Так, под институтом понимается «совокупность созданных людьми формальных и неформальных правил, выступающих в виде ограничений для экономических агентов, а также соответствующих механизмов контроля за их соблюдением и защиты» [2], что, естественно, приводит к необходимости исследования юридических вопросов. Это замечание не являются критикой, скорее, наоборот, стоит должным образом оценить стремление понять причины столь явного несоответствия между фактическими экономическими отношения и правовыми предписаниями. Юристы же, за исключением появившихся в последние годы нескольких работ [3], практически не обращаются к этим темам, так как доминирующим продолжает оставаться узкий подход к определению института как структурного элемента системы права [4], что не только сдерживает развитие этого научного направления, но и обедняет его содержание, приводит к появлению не всегда аргументированных и односторонних суждений. Между тем в силу ряда причин такая необходимость назрела.
Можно долго спорить о соотношении государства, экономики и права, обосновывать ведущую роль последнего, но, как показывает практика, в нашей стране главным является политический выбор той или иной экономической модели развития. В советское время монопольное положение занимала политическая экономия — как «единственно верная» концепция, в 90-х годах ХХ в. — заимствованная западная неоклассическая (монетаристская) теория. Выбор последней, по мнению многих аналитиков, носил чисто конъюнктурный характер [5]. Однако ее теоретические положения о свободе рынка или «неведомой руке» получили законодательное закрепление (Конституция РФ), где принцип свободы договора и осуществления предпринимательской деятельности имеет приоритетное, фундаментальное значение. То, что его смысловое содержание определяется политическим контекстом, очевидно — можно отдать предпочтение свободе, либо, наоборот, ограничению свободы.
К сожалению, необдуманное заимствование представлений о свободе привело к массовым нарушениям, преступлениям, социальной нестабильности, к негативному опыту договорного регулирования. Конечно, институциональный анализ не способен решить все проблемы, скопившиеся за долгие годы реформирования российской экономики, но недовольство существующими теориями, особенностями их применения, недостижимость ожидаемых результатов позволяют рассматривать любое правовое явление в виде определенной рациональной конструкции. Так, современная западная цивилистическая доктрина, как и экономический анализ (Law & Economics), ориентированы на решение практически значимых проблем, используя критерии «рационально-нерационально». Конечно, прямое заимствование неприемлемо даже при схожих рыночных институтах, что наглядно продемонстрировал опыт Германии, где много сторонников автономии права и «метода юридической науки» [6]. Однако рассмотрение юридических вопросов с использованием экономического анализа — та реальность от которой нам вряд ли удастся уйти даже в силу объективных причин, поскольку в противном случае искажается само содержание институтов и соответственно речь не может идти о качественном реформировании экономики. При этом принципиально важным является признание того факта, что при всем своем значении экономические направления имеют определенные границы приложения, где нормативные дискуссии ведутся внутри институциональных форм. В частности, теория рационального выбора, или, иначе, общественного выбора, которая сегодня применяется практически повсеместно, хорошо подходит для довольно простых экономических ситуаций, так как помогает понять, каким должен быть разумный выбор [7]. Здесь вопрос о ценностях достаточно прост — это деньги, стоимость и прибыль, что является типично внутриинституциональными проблемами, нормативный аспект обсуждения которых порождается фактической ситуацией. Например, порядок на бирже есть то, чем он есть, благодаря нормативным условиям, имеющим место внутри рассматриваемого института, но в рамках последнего бесполезно искать ответ на вопрос — зачем нужна биржа. Поэтому когда сами институциональные рамки становятся объектом споров, достаточно проблематично оперировать числовыми значениями, поскольку мы приходим к проблемам ценностей, человеческому фактору, конфликтам между регулированием и свободой, целесообразностью и гуманизмом, прибылью и социальной справедливостью и т.д. Отчасти эта трудность носит логический характер, так как то, что человек делает, в определенной степени зависит от того, что он знает.
Новые исследования дают новые знания, поэтому в будущем появляется понимание, которого нет сегодня и которое будет влиять на то, что человек будет делать тогда. Можно также не сомневаться в том, что система личных связей и субъективное восприятие являются важнейшими факторами при принятии решений, в том числе экономических, не только в нашей стране, но и в развитых западных государствах. Иными словами, целесообразно заниматься институциональным анализом на междисциплинарном уровне, что в какой-то степени позволит выйти за рамки набора стандартных рекомендаций и тезисов относительно связи политики, права и экономики, демократии и прав человека, рынка и свободы и увидеть перспективные альтернативные решения. В свете сказанного такого рода исследования применительно к договору не только актуальны, но и в определенном смысле необходимы, так как создание рыночной экономики — та цель, которую ставит перед собой Российская Федерация, где договор, по образному выражению Р.О.Халфиной, — это жизнь рынка [8]. Другое дело, что рынка в западном варианте в России нет и никогда не было, а следовательно, и договорные отношения имеют свою специфику. Но было бы большим заблуждением считать, что договоры в нашей стране появились лишь на определенном этапе развития, в той или иной мере они всегда присутствовали на локальном уровне. При этом могли носить как формальный, так и неформальный, в том числе противоправный характер, например, в советское время «черный рынок» регулировался отнюдь не правовыми нормами, а договорами.
В целом, обобщив различного рода исследования, можно сказать, что договор как институт присутствует в любом обществе в одной или нескольких формах — это установление (система норм, обуславливающих и регулирующих деятельность человека); социальное образование (эгалитарно организованное объединение людей); устойчивый тип социального поведения (действия, процедуры, механизм); формируемое мышлением представление об «идеальном типе» или идее ценностного характера [9]. Другое дело, что его роль и место определяются и оцениваются по-разному, поэтому до- говор проблематично рассматривать в отрыве от экономических, политических, культурных, социальных, психологических и др. реалий, как и нет двух стран с идентичными социальными устройствами, типом хозяйства, политическим режимом, правом. В связи с этим актуальным является выделение социокультурных институтов, содержащих консолидирующую общество культурнонормативную ценностную установку, по отношению к которой все остальные элементы носят дополнительный характер. В целом эти институты можно определить как то, что выбирает общество в качестве общезначимых и обязательных идей, установлений, правил, кодифицированных систем, типов отношений, нормативных положений, а как они при этом называются и что собой представляют, зависит от конкретного исторического и культурного контекстов. При этом выявленное многообразие не противоречит, а, скорее, согласуется с многочисленными теоретическими исследованиями в том смысле, что в зависимости от условий развиваются те или иные описываемые в научных работах формы жизнедеятельности общества.
Судя по всему, для западных стран таким социокультурным институтом является договор, поскольку, во-первых, договорные связи получили широкое распространение в повседневной жизни, закрепились в обычаях, традициях, соответствовали «духу народа» и, таким образом, образовали тип коммуникативной культуры, построенный на общении, соглашениях, компромиссах; во-вторых, разработка идеальной модели договора и ее практическое применение привели к юридическому закреплению прав частной собственности, личной свободы, к образованию на основе соглашений корпоративных, общественных, политических, а в последнее время и государственных институтов. При этом, по-видимому, договор, в зависимости от конкретного исторического контекста, исполнял функцию и по объединению и по разделению. Так, в Библии идея договора опирается на духовные основы, направлена на взаимное социальное восприятие, интеграцию, что отнюдь не исключает индивидуальную составляющую, скорее, наоборот, утверждается принцип относительной автономии человека через служение Богу. То есть каждый конкретный индивид заключает духовное соглашение, где Вселенский договор выступает в качестве идеального, справедливого и верховенствующего способа организации жизни. Впоследствии идея договора стала базироваться на материальных основах и применяться для дифференциации — отделить собственность от власти, политику от религии, право от политики, индивидов друг от друга и от определенного социально-исторического образования (социального слоя или государства), с целью обосновать их равную значимость и самостоятельность. Соответственно и сложившиеся представления о договоре отождествлялись с равенством, индивидуализмом, собственностью, свободой и т.д.
В отличие от западных стран в России договор никогда не выступал в качестве социокультурного института, не являлся внутренним, необходимым элементом культуры. В этой связи интересен анализ Ю.М.Лотмана, который пишет, что первоначально языческие культы на Руси, как и у других народов (например, римлян), имели магический характер, но принятие христианства привело к преследованию язычества и, в итоге, вылилось в двоеверье. Христианство, служащее опорой государственности, порождало у своих подданных идеал безусловного служения, тогда как договорные отношения между властью и обществом рассматривались как проявление старого языческого духа и оценивались отрицательно. В русской традиции эта негативная оценка проявлялась, например, в том, что договор можно было заключить с нечистой силой с тактической целью обмана последней, а его несоблюдение вызывало положительную культурную реакцию. В целом сформировавшийся идеал «вручения себя» и ожидание милости от могущественной стороны пронизывал все русское общество и структурировал отношения Бога и Вселенной, царя и народа, отца и семьи, не допуская мысли об условно-конвенциональном характере основных ценностей [10].
То есть, по всей видимости, российским социокультурным институтом является власть. Ряд авторов определяют ее специфическую роль как единственного субъекта исторического процесса, а свойства народа — в отказе от собственной субъективности в ее пользу, т.е. существование в качестве популяции. Согласие в рамках этой институциональной формы имеет место только по поводу власти. Более того, отмечается, что именно этот характер отношений является основным, повторяясь от одной исторической эпохи к другой и определяя цикличность развития государственности [11]. Соответственно, договор — это дополнительный институт, развитие которого определяется институтом власти, что можно наглядно продемонстрировать на примере формирования его основ — материальных (собственность) и духовных (индивидуализм). Так, право на частную собственность было впервые «даровано» дворянству, позже — городскому мещанству, основная часть населения (80 %) — крестьяне — получили его в результате столыпинских реформ (1907 г.). Аналогичная ситуация сложилась и с индивидуализмом — закреплялось «служебное» положение любого российского подданного, что находило свое отражение в сословном законодательстве. В определенном смысле обстановка изменилась в XIX - начале XX вв. — отменено крепостное право, частная собственность, «перестав быть привилегий, сделалась общей правовой нормой всего населения» [12]. Однако в русском традиционном понимании ни собственность, ни личная свобода не рассматривались как естественные права, которые суверен не вправе произвольно нарушить — они дарованы сверху.
В свете сказанного можно констатировать, что для одних обществ тема договора — общесоциальная, общегуманитарная, общекультурная, где развитие определяется как переход от статуса к договору (Г.Мэн), для других — экономическая, юридическая, где возникают сложные и многоуровневые проблемы, связанные с заимствованием договорных социокультурных форм, поскольку, так или иначе, последние выступают структурными элементами западного рынка. При этом по пути заимствований идут многие страны, что вполне объяснимо, так как не надо затрачивать усилия на длительное эволюционное развитие, для того чтобы через громадное количество проб и ошибок прийти к оптимизации институциональных преобразований. Однако приспосабливаются те из них, в которых представлены неоднородные элементы, действующие по разным принципам, но один носит доминирующий характер, отражающий культурно-нормативную ценностную установку и, таким образом, определяя рамки и пределы действия дополнительных институтов, которые, в свою очередь, пусть медленно, но все же воздействуют на социокультурные. Например, Япония, как страна с высокоразвитой экономикой, безусловно, использует огромное количество договоров. Но «японская уникальность» [13] проявляется и здесь. Так, в договоре обычно определяют лишь наиболее важные моменты взаимоотношений, однако ожидаемый результат, как подчеркивают японские цивилисты Сакаэ Вага- цума и Тору Ариидзуми, достигается благодаря действию норм гири. Последние трактуются или как кодекс чести, основанный на предписываемом регламенте взаимоотношений и требующий подобающих поступков в определенных обстоятельствах, или как чувство долга определенным лицом (группой), невыполнение которого влечет за собой недовольство или разочарование [14]. Что касается нашей страны, то наиболее приемлемой является позиция М.Н.Марченко, который, помимо других особенностей, выделяет в договорном праве принцип законности и конституционности, означающий непременность формирования и функционирования договоров, не иначе как на основе и в соответствии с действующим конституционным и текущим законодательством [15], что позволяет в какой-то мере обеспечить хотя бы удовлетворительное функционирование экономики. Ведь рынок нуждается не только в свободе, но и в планировании, регулировании, контроле, в противном случае, неизбежны экономические и социальные кризисы.
Список литературы
- Пугинский Б.И. Частный договор в научной картине права // Ученые-юристы МГУ о современном праве / Под. ред. М.К.Треушникова. — М.: ОАО «Издат. дом «Городец», 2005. — С. 166, 167.
- ШаститкоА.Е. Экономическая теория институтов / Шаститко А.Е. — М.: Экон. фак. МГУ, ТЕИС, 1997. — С. 9
- См: Баранов П.П. Сила права: политико-институциональный анализ. — Ростов, 2004; Матюхин АА. Государство в сфере права: институциональный подход. — М.: Юристь, 2001.
- См., например: ПоляковА.В. Общая теория права. Курс лекций. — СПб.: Изд-во «Питер». — 2001. — С. 493-495.
- Дзарасов С. Российские реформы и экономическая теория // Вопросы экономики. — 2002. — № 7. — С. 27; Тамбовцев В. Об экономическом росте и размерах государства // Вопросы экономики. — 2003. — № 6. — С. 119; Николаев М., Махотаева М. Эволюция государственной экономической политики России // Мировая экономика и международные отношения. — 2003. — № 5. — С. 68-69 и др.
- Кирхнер К. Трудности восприятия дисциплины «Право и экономика» в Германии // Истоки. Экономика в контексте истории и культуры. — М., Приор-издат., 2004. — С. 376.
- Рузавин Г.И. Теория рационального выбора и границы ее применения в социально-гуманитарном познании // Вопросы философии. — 2003. — № 5. — С. 57.
- ХалфинаР.О. Цивилизованный рынок: правила игры. — М., Из-во ТЕИС. — 1993. — С. 47.
- По вопросам многоаспектного определения категории «институт» см.: Быченков В.М. Институты: Сверхколлектив- ные образования и безличные формы социальной субъективности. — М.: Рос. акад. соц. наук, 1996.
- Лотман ЮМ. «Договор» и «вручение себя» как архетипичные модели культуры // Лотман Ю.М. История и типология русской культуры. — СПб.: Изд-во «Питер». — 2002. — С. 22-23.
- Пивоваров Ю.С., Фурсов А.И. «Русская система» как попытка понимания русской истории // Полис. — 2001. — № 4. — С. 37-48; Розов Н.С. Цикличность российской политической истории как болезнь: возможно ли выздоровление? // Полис. — 2006. — № 3. — С. 8-28.
- Владимирский-БудановМ.Ф. Обзор истории русского права. — Ростов-н/Д.: Изд-во «Дон». — 1995. — С. 560.
- Она определяется как развивающаяся на основе многовековых японских ценностей «групповой ориентации» населения, исторических, национальных и культурных традиций, обычаев, на базе строгих иерархических отношений. См.: МарченкоМ.Н. Курс сравнительного правоведения. — М.: ООО «Городец-издат», 2002. — С. 44.
- Еремин В.Н. Классификация права японскими юристами // Правоведение. — 1977. — № 1. — С. 39.
МарченкоМ.Н. Источники права: Учеб. пособие. — М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2007. — С. 280.