История формирования национального права Казахстана связана с периодом возникновения казахской государственности — Казахского ханства. По свидетельству Мухаммеда Хайдара Дулати, «... начало правления казахских султанов пошло с 870 года Хиджры»[1], что соответствует 1465-1466 гг.
В данное время отношения в казахском обществе регулировались посредством норм обычного права «адат». «Адат» вобрал в себя некоторые нормы кодифицированного обычного права монголов «Ясы», принятые Чингисханом весной 1206 г. у р. Онон [2]. «Ясы» представляют собой свод положительных законов — военных, гражданских, административных, с установлением наказания за их невыполнение.
Эволюция национального права ханского периода связана с именем Касым-хана, который правил в 1511-1518 гг. (1523 г). Народное предание гласит, что Касым создал первый свод законоположений «Қасым ханнын қасқа жолы», что означает «Столбовая дорога Касыма», в метафорическом значении — прямая, главная [3]. Именно он сумел объединить казахов в единое ханство и упрочить его. В «Тарих-и Рашиди» отмечается: «Касым хан подчинил своей власти весь Дешт-и Кипчак так, как никто после Джучи хана не смог этого сделать. Например, численность его войска превысила тысячу тысяч (миллион) человек. В конце концов, после 924 (1518) года он отошел в вечность» [1, 324].
Политику Касыма продолжил Ер Есим хан (1598-1628 гг.), создавший свод законов «Есім ханнын ескі жолы» («Древняя дорога хана Есима»).
Для изучения общественного строя любого государства особое значение имеют письменные законодательные памятники, фиксирующие сложившиеся в социуме отношения. В истории казахского права ханского периода (XV-XIX вв.) известен только один законодательный памятник — «Жеті
Жарғы», дошедший до нас. По ссылкам на казахские предания творцом «Жеті Жарғы» был Аз Тауке хан (1680-1715 гг. (1718)). Подобно легендарному спартанскому законодателю Ликургу (IX-VIII вв. до н.э.), которому греческие авторы приписывают создание институтов спартанского общества и государственного устройства (герусии, апеллы, раздел земель между спартиатами и др.), А.И.Левшин называет Тауке «Лигургом орд казачьих». «При имени сем сердце всякого киргиз-казаха, несколько возвышающегося духом над толпами буйных соотечественников своих, наполняется благоговением и признательностью, — отмечает А.И.Левшин. — Это Ликург, это дракон орд казачьих. Он успокоил их после гибельных междоусобиц, он остановил кровопролития, продолжавшиеся несколько лет от распрей одних племен с другими, он убедил всех умом и справедливостью повиноваться себе... и дал всем вообще законы, по которым судил их» [4].
Согласно личной печати Аз-Тауке, его полное имя Таввакул — Мухаммад батыр хан. Существуют две версии составления «Жеті Жарғы». По первой, будто бы собрал Тауке биев — представителей трех жузов (старшего — Төле бия, среднего — Қаздаусты Қазыбек бия, младшего — Айтеке бия), обсудил с ними частые споры, которые были между казахами и составил некоторые законоположения. Суть второй версии состоит в том, что Тауке собрал в урочище Куль-Тобе семь биев, и эти бии соединили старые обычаи ханов Касыма и Есима в новые обычаи «Жеті Жарғы» [5].
В научной литературе этот юридический документ именуется «Уложением хана Тауке», или «Законами хана Тауке». Основной целью составления «Жеті Жарғы» явилось стремление законодательно урегулировать пошатнувшиеся общественные устои, чтобы сконцентрировать все внутренние ресурсы для отпора от нависшей внешней угрозы — джунгаров, война с которыми была неизбежной. Стабилизация внутриполитической ситуации была продиктована также необходимостью лоббирования экономических интересов феодальной верхушки. Уложения содержали нормы административного, уголовного, гражданского права, затрагивали разные стороны экономической, культурной, социальной жизни общества. Имелись положения о налогах, религии, регламентированных порядках в патриархальной семье. «Первое место в нем занимает закон возмездия — за кровь мстить кровью, за увечье — таким же увечьем; Чтобы сам хан, равно как и султаны, старейшины правители родов собирались осенью в одно место, в средине степи, для рассуждения о делах народных; Чтобы ни один киргиз не являлся в собрание народное, иначе как с оружием. Безоружный не имел голоса, младшие могли не уступать ему места; Всякому поколению, роду и отделению иметь собственную тамгу. Тамги накладывались на весь скот и имущество для различения, что кому принадлежит» [4, 367, 370].
Статьи законов свидетельствуют о привилегиях патриархальных отношений, в частности подчеркивается главенствующий статус мужчины как вооруженного защитника своей Родины, обладающего правом своего голоса лишь при наличии оружия. Тем не менее феодальные правопорядки первичны. Нормы уложений четко определяют социальную принадлежность человека. Отдельной статьей указывается на бесправие рабов: «Над рабами владельцы имеют неограниченное право жизни и смерти. Жалоба раба на господина нигде не приемлется» [4, 163].
Учитывая то, что при создании уложений были привлечены представители трех жузов, можно прийти к выводу, что данный юридический документ функционировал во всем государстве. Видный казахский ученый Е.Б.Бекмаханов отмечал: «Вводя новые элементы в обычное право казахов, Тауке сосредоточил всю полноту судебной власти в своих руках. Впервые законом Тауке было установлено, что право суда принадлежит органам государственной власти. Этим самым был нанесен серьезный удар раскольническим тенденциям рядовых биев, султанов, не заинтересованных в укреплении централизованного государства» [6].
В первой половине XIX в. крупной личностью, повлиявшей на законодательную деятельность Кенесары Касымова, был султан Арынгазы (1815-1821 гг.). «Судебная деятельность Арынгазы была направлена на укрепление ханской власти. Он ограничил судебные права родовой знати — биев. Судебно-исковые дела между родами разбирались назначаемым им муллой-казы. Новым в законодательной деятельности Арынгазы было то, что он сделал впервые поытку судить не по законам обычного права казахов, а по шариату. Это было прогессивным шагом и означало определенный этап в развитии правовых отношений казахов» [6, 284].
Население Казахстана, исповедавшее ислам, следовало пяти основным его догматам: молитва пять раз в сторону Мекки; совершение хаджа (паломничества) в Мекку и Медину; соблюдение поста в священный месяц рамазан; исповедание веры; обязательная благотворительность. Что касается мусульманского права — законов шариата, то они начинают приобретать особое значение наряду с обычным правом казахов.
В колониальный период Казахское ханство теряет свою государственность, и это отражается во всех сферах жизни общества, в том числе и в правовой системе. Действие норм обычного права казахов сводят к минимуму, начинают доминировать общеимперские законы, хотя в период существования ханства Кенесары Касымова была проведена судебно-правовая реформа. «Законодательная деятельность Кенесары способствовала изжитию родовой вражды и внесла серьезные изменения в обычное право казахов, придав ему значение общегосударственного права. А примирение враждовавших между собой родов способствовало прекращению феодальной междоусобицы» [6, 291].
Первая четверть XX в. связана с активной политической деятельностью партии «Алаш» и правительства «Алаш-Орда», которые хотели воссоздания единого национального государства казахов посредством освобождения от колониализма, приобретения независимости и коренного реформирования социально-экономической и общественно-политической жизни. «Алашовцы» предложили свою программу, впервые опубликованную в газете «Казах» от 21 ноября 1917 г за № 251. Программа состояла из десяти пунктов: государственное устройство (создание автономии в составе Российской Федерации); местная свобода; основные права; религия; власть и суд; защита народа (конная полиция); налог; рабочие; развитие науки и просвещения; земельный вопрос [7].
В советский период действовало две Конституции — 1936 и 1977 гг., на их основе были созданы Конституции Союзных республик. В частности, Конституция Казахской ССР была принята 20 марта 1937 г., в которой Киргизская Автономная Советская Социалистическая Республика была переименована в Казахскую Советскую Социалистическую Республику, тем самым было возвращено историческое имя народа. В апреле 1978 г. была принята новая Конституция Казахской ССР на базе Союзной Конституции 1977 г.
В отличие от Конституции 1937 г., где в статье 13 говорится: «Казахская Советская Социалистическая Республика добровольно объединилась с другими Советскими Социалистическими Республиками... в Союзное государство — Союз Советских Социалистических Республик» [8], в Конституции 1978 г. в статье 68, прежде всего, отмечается: «Казахская Советская Социалистическая Республика — суверенное Советское Социалистическое государство. На основе добровольности и равноправия вместе с Советскими Социалистическими Республиками. объединилась в Союз Советских Социалистических Республик — единое союзное многонациональное государство» [9].
На законодательном уровне было заявлено о государственной самостоятельности Казахской ССР. Однако опыт действия казахстанских Конституций 1937 и 1978 гг. показал, что их содержание и реальный курс резко расходились.
Первым официальным программным заявлением Республики Казахстан о провозглашении верховенства государственной власти на его территории и независимости во внешнеполитических отношениях явилась «Декларация о государственном Суверенитете Казахской ССР»[10]. Этот политикоправовой источник положил начало юридическому утверждению независимости Казахстана. В этом документе были установлены государственно-правовые нормы:
- О неделимости и неприкосновенности территории Казахстана (ст.3);
- О введении института гражданства (ст. 5);
- Об исключительной собственности на землю, её недра, воду, воздушное пространство, растительный и животный мир, другие природные ресурсы, культурные и исторические ценности народа, весь экономический, научно-технический потенциал (ст.8);
- О праве на свою долю в общесоюзном имуществе соответственно вкладу республики, в том числе в алмазном и золотом запасе (ст.9);
- О правовом равенстве всех представителей наций и народностей, проживающих в республике (ст. 11) [10].
Декларация послужила базой для создания суверенного законодательства и нашла отражение в Конституциях независимого Казахстана 1993 и 1995 гг.
Первая Конституция суверенного Казахстана была принята 28 января 1993 г. на IX сессии Верховного Совета Республики Казахстан XII созыва. Она заложила основу строительства государственной независимости, де-юре закрепила суверенитет Казахстана в мировом сообществе. Однако некоторые формулировки Конституции, касающиеся проблем языка, частной собственности на землю и вопросов гражданства, стали предметом дискуссий.
Новая Конституция Республики Казахстан была принята на Всенародном референдуме 30 августа 1995 г. Она явилась законодательным актом, который закрепил основы конституционного строя и все изменения, произошедшие в республике с момента обретения в 1991 г. независимости. «Суть конституционной реформы заключается в создании новой нормативной макромодели обновляемого казахстанского общества. Конституция ориентирует общественные процессы на создание правового государства. Нормативно-устойчивые цели служат постепенному преобразованию общества. Основной закон является концентрированным выражением нового мировоззрения. В нем учтён конституционный опыт развитых государств мира» [11].
По Конституции Республика Казахстан — демократическое, светское, правовое, унитарное, социальное государство, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь и свобода. Государственная власть в Республике едина. Осуществляется на основе Конституции, в соответствии с принципами её разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви. Правительство является высшим органом исполнительной власти. Парламент — высший представительный орган, который осуществляет законодательные функции и состоит из двух палат — Сената и Мажилиса.
Стабильное развитие Казахстана на незыблемых основах Конституции не исключает внесения поправок отдельных норм Основного Закона. По инициативе Главы государства Н. А.Назарбаева 7 октября 1998 г. Парламент внес в Конституцию около 20 изменений и дополнений, расширивших полномочия Парламента, демократические основы общественной жизни. Было внесено изменение в избирательную систему, которая стала смешанной, т.е. наряду с выборами в Мажилис по одномандатным избирательным округам стали возможны выборы по партийным спискам.
Важной вехой на пути построения демократического общества в Казахстане стал закон об изменениях и дополнениях в Конституцию Республики Казахстан, подписанный Главой государства 21 мая 2007 г. [12]. Конституционные изменения коснулись Президента и Парламента.
Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев в своем выступлении на совместном заседании палат Парламента отметил: «.Я предлагаю пойти по пути таких изменений в Конституцию, когда республика остается президентской, но с существенным расширением полномочий Парламента. Это практически трансформирует модель нашей республики из президентской в президентско-парламентскую» [13]. Роль Президента высока, он является гарантом единства народа, незыблемости Конституции, обеспечивает нормальное функционирование всех ветвей власти, вместе с тем усиливаются полномочия Парламента. По закону от 21 мая 2007 г. Парламент формирует Конституционный Совет, Центральную избирательную комиссию, Счетный комитет. Усилены его полномочия в вопросах утверждения и контроля за исполнением бюджета, в вопросах формирования правительства; разработаны механизмы государственного финансирования общественных объединений; возросли роль и статус местного самоуправления; в судебной системе введен суд присяжных и заявлено о фактической отмене в Казахстане смертной казни [12]. Новая форма проведения выборов в Казахстане представлена пропорциональной избирательной системой, которая предполагает соперничество программных установок партий за электорат не только во время избирательных кампаний. При мажоритарной модели выборов происходит соперничество конкретных кандидатов.
Согласно изменениям в Конституции от 21 мая 2007 г. количество мест в Сенате Парламента составляет 47 человек, в Мажилисе — 107. Девяносто восемь депутатов избираются по пропорциональной системе, на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, а девять депутатов Мажилиса представляет Ассамблея народа Казахстана.
Таким образом, современный Казахстан — демократическое государство, которое находится на новом этапе конституционного развития.
Список литературы
- Мухаммед Хайдар Дулати. Тарих-и Рашиди. — Алматы: Санат, 1999. — С. 108.
- История Казахской ССР (с древнейших времен до наших дней). — Алма-Ата: Наука, 1979. — С. 334.
- Шакарим Кудайберды-улы. Родословная тюрков, казахов, киргизов. Династии ханов. — Алма-Ата: СП Дастан, 1990. — С. 48.
- Левшин А.И. Описание киргиз-казачьих или киргиз-кайсацких орд и степей / Под общ. ред. акад. М.К.Козыбаева. — Алматы: Санат, 1996. — С. 163-164.
- Кляшторный С.Г., Турсунов Т.И. Казахстан. Летопись трёх тысячелетий. — Алма-Ата: Рауан, 1992. — С. 315.
- Бекмаханов Е. Казахстан в 20-40-е годы XIX в. — Алма-Ата: Казак ун-ті, 1992. — С. 284.
- Алаш-Орда: Сб. документов / Сост. Н.Мартыненко. — Алма-Ата: Айкап, 1992. — С. 88.
- Сборник законов КазССР 1937-1971 годов. — Алма-Ата: Казахстан, 1971. — С. 4.
- Сборник законов КазССР и указов Президиума Верховного Совета КазССР 1938-1981 годов. — Алма-Ата: Казахстан, 1981. — С. 16.
- Декларация о государственном суверенитете Казахской ССР // Казахстанская правда. — 1990. — 28 окт.
- Кубеев Е.К., Даниярова А.Е. Казахстан — суверенное, независимое государство // История Казахстана с древнейших времен до наших дней: Курс лекций. — Ч. II. — Караганды: Изд-во КарГУ, 2004. — С. 216.
- Закон Республики Казахстан от 21 мая 2007 г. № 254 «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан» // Казахстанская правда. — 2007. — 22 мая.
- Назарбаев Н.А . Новый этап демократизации Казахстана — ускоренное развитие свободного демократического общества // Индустриальная Караганда. — 2007. — 17 мая.