Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Демократизация и глобализация как мегатренды мирового развития

Беспрецедентному усложнению мира на истоке третьего тысячелетия способствуют нелинейный характер и множественность траекторий и моделей политического развития. Политическое простран­ство расширяется и усложняется за счет включения в мировой процесс множества новых политиче­ских авторов, каждый из которых привносит в совокупное политическое творчество свой самобыт­ный взгляд на будущую конфигурацию мира, его приоритеты и ценности. Они выстраивают свое ви­дение в соответствии со своими технологическими и интеллектуальными возможностями, специфи­ческими интересами, культурными традициями, историческим опытом. Эмпирически очевидно, что современный мир не развивается и не может развиваться по каким-то одним унифицированным об­разцам, идентичным, пусть и идеальным моделям.

Современное мировое сообщество представляет собой самоорганизующуюся суперсистему, многочисленные и разнообразные элементы которой (государства, региональные и международные объединения, транснациональные корпорации, неправительственные организации и мн.др.) связаны сложнейшими отношениями взаимосвязи и взаимозависимости и в то же время конкуренции и кон­фликта. При этом все элементы системы находятся в перманентном движении. Динамический момент здесь преобладает над статикой, единообразие размывается многообразием, неустойчивость и не­предсказуемость подрывают основы сложившихся в течение столетий традиционных общественных и политических форм. Старые и, казалось бы, стабильные политические организмы распадаются, ввергая общества в хаос. Новые практики формируются со значительными трудностями, противоре­чиями, откатами, срывами, преодолевая инерционное влияние и активное противодействие старого.

Вышеуказанные обстоятельства способствуют генерации самых разнообразных, причем зачас­тую диаметрально противоположных измерений политической реальности и ее аналитических про­екций. Это объясняется тем, что масштабные перемены в структуре современного миропорядка не поддаются одномерной теоретической интерпретации. Концепции «футурошока» (Э.Тоффлер), «кон­ца истории» (Ф.Фукуяма), «столкновения цивилизаций» (С.Хантингтон), «конца либерализма» (И.Валлерстайн), «планетарного хаоса» (К.Санторо) и др., даже учитывая их значительный прогно­стический потенциал, были в большей степени ориентированы на выявление предпочтительных сце­нариев мирового развития. При этом авторы каждой из названных концепций фиксировали внимание на каких-то отдельных глобальных аспектах, факторах, тенденциях современного мира. И это понят­но. Собирательный образ, интегральная модель современного мира в совокупности его бесчисленных и многообразных составляющих, пусть даже и в форме «моментальной фотографии», не могут быть определяемы в принципе. Следовательно, представляется целесообразным обратиться к анализу тех мегатрендов, которые самым радикальным образом изменяют не только облик современного мира, но и самую ткань мировой политики. По нашему мнению, в настоящее время в качестве наиболее влия­тельных и продуктивных выступают два глобальных процесса — демократизация и глобализация. Правомерность своей авторской позиции мы подкрепляем следующими аргументами.

На рубеже тысячелетий, в начале 1990-х годов, было зафиксировано событие подлинно истори­ческого масштаба. Впервые в истории человечества потенциал демократических государств превы­сил потенциал государств авторитарных. Если брать за исходную точку отсчета образование Соеди­ненных Штатов Америки, то до конца ХІХ в. число демократических государств достигло 13. За пер­вую половину ХХ в. число демократий в мире удвоилось. В 1992 г., по данным «Freedom House», из 183 государств мира демократическими являлось уже 91. Еще 35 стран по индексам политических прав и гражданских свобод относились к так называемой «серой зоне» — между демократией и авто­ритаризмом [1]. На основании именно этих данных Ф.Фукуяма сформулировал свою широкоизвест­ную концепцию «конца истории». В ней постулируется идея полного поворота человечества к либе­рально-демократической модели, актуализации демократии как оптимальной формы политического устройства. Конечно, указанные статистические данные, при всей их позитивной направленности, не вскрывают глубинные составляющие процесса демократизации. Не менее известная и авторитетная концепция «третьей волны демократизации» (С .Хантингтон) фиксирует следующую закономерность

—   после каждого подъема демократической волны неизбежно следует спад — откат к авторитаризму. Тем не менее, даже с учетом данного обстоятельства, можно констатировать, что впервые в истории человечества мировая демократия превзошла мировую автократию по совокупному экономическому, политическому, технологическому, военному потенциалу. Достижение демократией «критической массы» превосходства над автократией — общепризнанный и эмпирически подтверждаемый факт. Следует отметить также, что такое радикальное изменение баланса сил на мировой арене стало воз­можно с крушением Советского Союза как центрального компонента социалистического содружест­ва. Главной предпосылкой изменения расстановки сил стал распад мировой системы социализма. Как констатировал в этой связи К.Ачинклосс: «Игра на уровне риторики уже выиграна» [2].

Другим базовым мегатрендом мирового развития является глобализация. Демократизация и гло­бализация — это не просто доминантные, но и взаимодополняющие и взаимоподкрепляющие тен­денции развития современного мира. Содержание этих феноменов, равно как и отношения между ними, сложны и неоднозначны. Можно выделить следующие ключевые тенденции, являющиеся не­избежными спутниками и важнейшими составляющими процесса глобализации.

Во-первых, всеохватность и комплексность изменений. Процесс изменений охватывает все структуры общества (экономику, политику, культуру, малые сообщества, семью и т.д.). Ломается за­крытый характер всех прежде замкнутых социальных и политических образований. Изоляционист­ская позиция в современном мире не только невозможна, она абсолютно бесперспективна. Быть замкнутым и закрытым от внешнего мира, игнорирование его перемен, означает добровольный пере­ход в разряд аутсайдеров мировой политики и маргиналов цивилизации. Это отставание в настоящем и в перспективе — подрыв собственного будущего. «Попытка изолироваться от перемен окажется самоубийственной. Тотальная изоляция будет равнозначна тотальному поражению» [3].

В современном мире любые социальные и политические изменения определяются в первую оче­редь открытостью системы. Сложный и зачастую противоречивый характер этих изменений опреде­ляет и новое восприятие политического времени. Его траектория разделяется на ряд отрезков (эта­пов), каждому из которых должен соответствовать определенный и адекватный политический проект. Успешное завершение проекта дает возможность для перехода к следующему, который может в со­ответствии со своей внутренней логикой менять траекторию развития. Таким образом, современным обществам в эпоху глобализации свойственна краткосрочная актуальность социальных и политиче­ских проектов. Чтобы быть современным, общество должно быть пластичным и мобильным. Оно должно по возможности легко вписываться в быстро изменяющиеся условия, соответствовать им, интегрироваться в них, использовать их позитивный потенциал и преодолевать неизбежные при этом трудности и противоречия, связанные с адаптацией. Характер современного мира, его базовые доми­нанты и определяющие тенденции развития способствуют тому, что изменчивость, мобильность и пластичность стали восприниматься и трактоваться как главные позитивные ценности.

Во-вторых, процесс глобализации неизбежно сопровождается противопоставлением глобального и локального уровней. Важной особенностью глобализации является то, что она проникает в самые глубокие пласты социума. Новые глобальные ценности радикально изменяют даже наиболее консер­вативные и устойчивые структуры политической организации, сознания, поведения, культуры. Они вторгаются и в структуру таких локальных ценностей, как традиции, обычаи, привычки и т.д. Про­цесс размывания и трансформации старого идет быстро и активно. Часто «глобальное» приобретает статус высшей нормативной ценности. Оно обладает в сознании, как в массовом, так и в индивиду­альном, заведомым преимуществом в силу того, что оно «глобальное», что дает возможность выйти на общемировой уровень.

В-третьих, глобализация способствует формированию множества гибридов в области культуры. Расширение и углубление этого процесса радикально меняет представление о культуре. Ранее она рассматривалась и понималась как феномен, распространяемый двумя каналами — через наследова­ние от предыдущего поколения или же как продукт деятельности культурной, интеллектуальной эли­ты, получаемый нами «сверху». В современном обществе культура представляет собой результат ак­тивного и динамичного процесса столкновения самых разных элементов старого и нового. Данное обстоятельство способствует возникновению разнообразных глобальных и локальных социокультур­ных гибридов. Гибридизация культуры характеризуется ее нестабильностью, амбивалентностью, противоречивостью, несоответствием традиционному контексту.

В-четвертых, процесс глобализации сопровождается формированием новой концепции рацио­нальности. Представляя собой особую нормативно-теоретическую парадигму, глобализация отказы­вается от старой концепции рациональности, сформировавшейся в контексте «современного общест­ва», как не соответствующей новым реалиям. Новая модель рациональности выстраивается, прежде всего, как свобода самовыражения многообразия. Она находит свое наиболее адекватное и полное воплощение в теории мультикультуризма, в основу которой положен принцип мозаичности культу­ры. Данный принцип в условиях расширения и углубления процесса глобализации доминирует в рамках культуры (в том числе и политической) любой региональной, этнической, профессиональной и иной группы.

Безусловно, процесс глобализации не ограничивается вышеобозначенными составляющими. Он характеризуется множеством субпроцессов, которые имеют многообразные формы проявления в раз­личных социальных и политических контекстах. В частности, многие исследователи указывают на такие негативные аспекты глобализации, как коммерциализация культуры, виртуализация культур­ных образов, формирование широкого слоя культурных люмпенов и пр. Много пишется о драматиче­ских последствиях столкновения глобалистских и традиционных ценностей, строятся пессимистиче­ские прогнозы нивелировки всех форм социальной и политической жизни, культурного опустошения и моральной деградации.

Глобализация — жестокий процесс, сложный, неоднозначный и во многом противоречивый. Он подразумевает внутреннюю динамику, готовность к изменениям, открытую соревновательность. Это связано с высокой степенью риска для глобализирующихся обществ. Глобализация не гарантирует бесконфликтное существование. Она не только порождает новые конфликты, но и переводит преж­ние в новое измерение. Однако альтернативы глобализации практически нет. Ее надо понимать и принимать как данность. Следовательно, эту данность осмыслять, интерпретировать и адаптировать­ся к ней. Она диктует новые правила вне зависимости от субъективного желания тех или иных акто­ров мирового процесса. Это предполагает внутреннюю мобилизацию, переструктурирование всех систем и интеграцию в процесс глобализации максимально эффективным и по возможности нетрав­моопасным для социумов способом. Альтернативный вариант — «выпадение» из мирового полити­ческого и духовного пространства, добровольный отказ от экзистенциальных гарантий, переход в разряд изгоев прогресса.

Глобализация и демократизация — это не просто доминантные, но и взаимодополняющие и взаимоподкрепляющие мегатренды мирового развития. Отношения между ними очень сложные и неоднозначные. В частности, многие исследователи проблемы отмечают в качестве закономерности тот факт, что глобализация порождает качественно новый экономический рост, способствует появле­нию и расширению образованного среднего класса, от которого, в свою очередь, исходит новый мощный импульс в пользу демократических реформ. Глобализация как бы актуализирует, интенси­фицирует процесс расширения демократического ареала в современном мире. Казалось бы, данный широко используемый исследовательский тезис эмпирически подтверждаем. Тем не менее его углуб­ление выявляет совсем непростые реалии.

С одной стороны, в современном мире наличествуют вполне определенные признаки и подтвер­ждения тому, что пространство демократии расширяется. Но, с другой стороны, есть немало фактов, заставляющих сомневаться в подлинности и устойчивости многих систем, декларирующих себя в качестве демократических. В частности, авторитетная международная организация «Freedom House», фиксируя количественный рост молодых демократий на истоке третьего тысячелетия, в то же время отмечает стабилизацию «частично свободных», «переходных», «гибридных» обществ. Формально существующие в них демократические политические институты являются не более чем фасадом, за которым скрываются и камуфлируются новые разновидности авторитаризма.

Исследователи отреагировали на эту закономерность генерацией множества авторских концеп­тов — «дефектная демократия» (В.Меркель и А.Круассан), «демократия с прилагательными» (Д.Кольер и Л.Левицки), «управляемая демократия» (В.Третьяков), «манипулятивная демократия» (С.Марков), «бездумная демократия» (И.Пантин) и мн.др.

Глобализация не только взаимосвязана с демократизацией. Она перестраивает само проблемное поле, в котором подвергается углубленной рефлексии данный феномен. Переосмысляются изменение масштабов демократии, единицы демократического устройства. Совершенно очевидно, более того, эмпирически бесспорно, что вновь формирующиеся молодые демократии значительно и даже рази­тельно отличаются от либеральных демократических моделей Запада — так же, как и старые демо­кратии имеют мало общего с античными образцами, к которым они, тем не менее, восходят своими истоками. Следует также констатировать, что молодые демократии значительно труднее адаптируют­ся к условиям глобализирующегося мира, чем страны-первопроходцы демократического процесса.

Применительно к сфере мировой политики правомерно сформулировать вопрос следующего по­рядка: каково место новых демократических практик в глобализирующемся мире? А также, насколь­ко эффективно регулируемы с их помощью глобальные процессы? Поиски ответов на данные вопро­сы способствовали выработке различных, в том числе и диаметрально противоположных точек зре­ния. Акцентируем внимание на двух наиболее авторитетных трактовках проблемного комплекса. Первая исследовательская позиция основывается на мнении, что идеалом современного мироустрой­ства является мир демократических государств, сохраняющих в неприкосновенности все атрибуты национального суверенитета. В соответствии с таким видением демократизация понимается как пре­имущественно внутренний процесс, развивающийся в рамках национального государства.

В соответствии с другой исследовательской позицией, оптимальной и желательной целью про­цесса выступает складывание «глобальной космополитической демократии» (Д.Хелд). Это предпола­гает формирование мирового демократического сообщества, в котором демократические институты и практики, минуя национальное государство, поднимутся на транснациональный уровень. Такая трак­товка предполагает, что процесс демократизации разворачивается прежде всего и главным образом на глобальном уровне и только затем проникает на нижний уровень — в рамки национального госу­дарства. Другими словами, процесс демократизации формируется, обогащается разнообразными па­раметрами и распространяется сверху вниз.

На первый взгляд, указанная исследовательская позиция склоняется к утопическому варианту. Но все же, следует признать, что она основывается на реальных тенденциях мирового развития. В частности, в мировой процесс с разной степенью активности включаются новые политические акто­ры — как наднациональные (транснациональные корпорации, международные неправительственные организации и т.д.), так и субнациональные (отдельные регионы стран, общественные и иные движе­ния и т. д.) субъекты международной политики.

Вполне определенное влияние на разворачивающиеся глобальные процессы оказывает междуна­родный терроризм, который все активнее претендует на роль непосредственного и влиятельного уча­стника мирового политического процесса.

Возникают другие новые явления в сфере международных политических взаимодействий, раз­мывающие традиционные представления о национальном суверенитете, границах между внутренней и внешней политикой: «гуманитарные интервенции», введение международных критериев соблюде­ния прав и свобод человека, появление международных трибуналов и т.д. Эти новые явления дают основания говорить о том, что процессы, которые раньше ассоциировались с «внутренней» демокра­тизацией, начинают выходить на транснациональный, глобальный уровень. Они выходят далеко за рамки традиционного демократического поля политики. Соответственно, эти реалии современного мира нуждаются в активном изучении, глубоком и всестороннем постижении.

Правомерна, на наш взгляд, также констатация того, что процесс демократизации на истоке третьего тысячелетия подлежит критическому переосмыслению. Это необходимо, прежде всего, по­тому, что наряду с расширением демократического ареала исследователи фиксируют и явное увели­чение «дутых демократий» (Л.Даймонд). Это происходит как за счет всевозможных гибридных поли­тических режимов, сочетающих в разных пропорциях элементы демократической и авторитарной практики, так и откровенных псевдодемократий, лишь имитирующих некоторые формальные эле­менты демократии.

Таким образом, несмотря на пересечение соответствующих политических и проблемных облас­тей, связи и отношения между демократизацией и глобализацией многомерны и неоднозначны. При­чинная зависимость между этими ключевыми мегатрендами мирового развития, как минимум, не ли­нейна. Глобализация образует далеко не однозначный контекст для демократизации. Формированию единого мирового пространства, становлению транснациональных экономических, политических, культурных и иных структур противостоят мощные центробежные тенденции. Глобализация создает благоприятные условия для сотрудничества и кооперации народов, как бы «сужая» мир. Но одновре­менно под влиянием этого процесса мир становится более «проницаемым» для конфликтов и наси­лия. Ценностный потенциал демократизации и глобализации, казалось бы, подкрепляет и углубляет кантовскую концепцию «демократического мира» (демократические государства не воюют друг с другом). Тем не менее политическая реальность демонстрирует иное. Процесс демократического транзита, трансформации переходных обществ насыщен драматическими коллизиями. Более того, данное обстоятельство выступает фактором перманентной дестабилизации международного порядка.

С одной стороны, можно отметить такие позитивные составляющие процесса глобализации, как формирование единых финансовых рынков, транснациональные потоки капитала и информации, конвергенцию ценностей, стилей жизни и т.д. С другой стороны, нельзя умалчивать и негативные ее последствия — драматические конфликты, социально-экономическую поляризацию, политическую дестабилизацию и т. п.

Процессы глобализации и демократизации имеют множество точек пересечения и порождают немало сходных проблем. Это объясняется тем, что оба глобальных процесса предполагают качест­венное и радикальное обновление социумов. Однако последствия обновлений всегда неоднозначны так же, как и реакция на них. Для одних они являются источником оптимизма и надежд, для других

—     фактором отторжения и фрустрации.

Простая фиксация внимания на позитивных и негативных составляющих этих феноменов не бу­дет способствовать прояснению их места и значимости в современном мире. Научные и околонауч­ные дискуссии о признании их как состоявшегося факта, определяющего настоящее и будущее чело­вечества, также потеряли свою актуальность. Очевидно, что в настоящее время не просматривается какой-либо реальной альтернативы этим процессам. Масштабные перемены в структуре современно­го миропорядка осуществляются под массированным воздействием, прежде всего, этих ключевых взаимосвязанных и взаимозависимых процессов — демократизации и глобализации. Следовательно, их надо признавать, постигать, адаптироваться к ним.

Список литературы

  1. См.: Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек / Пер. с англ. — М.: ООО «Издательство АСТ», 2004. — 429 с.
  2. Ачинклосс К. Рамки демократии // За рубежом. — 1992. — № 6. — С. 10.
  3. Уткин А.И. Мировой порядок ХХІ века. — М.: Изд-во Эксмо, 2002. — С. 6

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.