Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Некоторые вопросы госудаственно-правового развития на базе «Азиатского» способа производства

Господство многих лет в сфере гуманитарных исследований марксистко-ленинской идеологии, ко­торая была догматизирована и переносила свои каноны исторического развития общества и государст­ва на весь мир, оставило большой отпечаток и на современной юридической науке, в частности, в во­просах об «азиатском» способе производства и его влиянии на государственно-правовое развитие.

Говоря об «азиатском» способе производства, нужно заметить, что впервые это понятие было введено в науку К.Марксом. Неадекватность пятичленной формационной теории применительно к истории некоторых обществ привела самого основателя исторического материализма в его ранних произведениях к выдвижению гипотезы об «азиатском» способе производства (название, конечно, условное, так как это тип развития был свойствен не одной Азии, но также Африке, Америке, Океа­нии, а в какой-то мере и Европе). Спор о нем, с приведением многочисленных цитат из произведений К.Маркса, продолжался до последнего времени, до безоговорочного признания социально­экономической специфики многоукладного древнего и средневекового восточного общества, фено­мен которого не только подрывает традиционные представления о закономерности самого базиса, но и свидетельствует о многовариантности исторической эволюции, зависящей не только от характера и удельного веса тех или иных существующих в обществе укладов, но и от степени и форм их диалек­тического взаимодействия. Что именно Маркс подразумевал под «азиатским» способом производства

—    определенную стадию доклассового общества, разновидность раннеклассовых образований или вариант феодального строя — остается невыясненным.

Сегодня однозначно считается признанным, что «азиатский» способ производства является од­ной из основных ступеней развития общества и характеризует весь исторический процесс Востока — от древности до новейшего времени. В настоящее время отдельные элементы «азиатского» способа производства мы наблюдаем на примере «азиатских тигров» или того же Китая. В современном лите­ратуре «азиатский» способ производства характеризуется как сочетание «производительной активно­сти сельских общин и экономического вмешательства государственной власти, которая одновремен­но эксплуатирует общины и управляет ими» [1]. В Философском словаре дается следующее опреде­ление: ««азиатский» способ производства — это своеобразная система земледельческих общин, объ­единенных государством» [2]. Иными словами, «азиатский» способ производства — это такое соци­ально-экономическое устройство, в котором общество — это совокупность земледельческих общин, государство — это единственный суверен и аппарат, организующий производство и эксплуатирую­щий земледельцев-крестьян. Здесь очень важно заметить, что при «азиатском» способе производства основной производительной единицей были лично свободные крестьяне, а не рабы, как это часто трактуется в некоторых источниках. На большом фактическом материале современные исследовате­ли показали, что рабовладельческий строй возникает как исключение — главным образом в античном мире [3]. Из этого тезиса следует, что на Востоке классического рабовладения не было, как не было и чистого феодализма. Восток, в силу своей специфики, глубокого своеобразия общественных структур и способов их функционирования, выпадал из жесткой пятичленной схемы формаций, последующе сменяющих друг друга. «Эти отклонения» не случайны. Не говоря уже о том, что при уровне разви­тия исторических знаний середины XIX в. свою теорию формации Маркс неизбежно основывал пре­имущественно на материале истории Европы. В литературе есть мнение, что на Маркса и Энгельса дезориентирующее влияние оказала книга Л.Моргана «Древнее общество», где дана фантастическая картина развития первобытного общества и того, что последовало за ним. Эта книга была написана с европоцентристских позиций, в ней не нашлось место «восточному деспотизму» [1]. В результате тема происхождения государства у огромного большинства народов мира осталась нераскрытой. Это «огромное большинство» — народы Азии, Африки, Океании и Австралии, а также Латинской Аме­рики. Современное понимание «азиатского» способа производства и новые концептуальные подходы заключаются в исследовании уровня развития государства (по различным критериям), процесса при­знания прав и свобод личности в государстве, особенностей формы государственного правления и соотношения общества и государства, уровня развития права, характера правопонимания и т.п.

Говоря об уровне развития государства на Востоке, следует отметить, что «азиатское государст­во», или «государство-класс» [4], которое в силу отведенных ему полномочий противостояло обще­ству, — это мощный механизм, тонкий чиновничий аппарат, сочетавший в себе все властные инсти­туты, регулировавшие социальные, правовые, экономические, культурные, словом, все сферы жизне­деятельности общества. Представление о «восточной деспотии» как пример произвола и тирании, абсолютизация присущей каждому государству функции подавления, приводило к забвению его со­циальной роли. Например, функции гарантии безопасности, правосудия, арбитра в споре между пуб­личными и частными интересами, как хранителя конкретной этнической (или межэтнической) общ­ности с присущей ей культурой, являющейся непременным условием ее ценности и выживания. Эту универсальную роль государства, проявляющуюся с той или иной мерой полноты в разных общест­вах, можно проследить в истории самых ранних древневосточных цивилизаций. Признание высшего божественного авторитета правителя, а следовательно, и его деспотических полномочий, было осно­вополагающим элементом духовной культуры, патерналистско-этатистской идеологии, присущей Древней Индии, Древнему Китаю и Древней Месопотамии. Государственная власть, государство, персонифицируемое в лице правителя (царя, императора), наделялись здесь в массовом сознании все­силием в силу отводимой особой роли в поддержании безопасности, правосудия и справедливости.

Однако универсальная роль государства не ограничивалась лишь поддержанием безопасности и правосудия. Колоссальная роль государства была в экономике. Собственно, на наш взгляд, это и есть одна из ярких черт «азиатского государства», азиатского пути развития вообще. Главное, что отлича­ло Восток от Запада, — это то обстоятельство, что государство на Западе развивало частную собст­венность, а на Востоке подавляло.

Однако для восточного общества «развитие политической администрации (государства) при от­сутствии или крайней неразвитости частной собственности было нормой» [5]. Интересен тот факт, что община была в целом заинтересована в подобном положении вещей, т.е. община и её члены не претендовали на право собственности земли и даже пытались укрепить государственное влияние в экономике. Государство же, будучи итак влиятельным субъектом в экономике, также старалось укре­пить свои позиции. Чем же объяснить такую общую цель государства и общины? На наш взгляд, это, скорее, необходимость для нормального функционирования как государства, так и общины. Эта не­обходимость диктовалась несколькими факторами.

  1. Государство обеспечивало безопасность общины, община самостоятельно не смогла бы вы­держать какой-либо натиск извне, взамен на это община содержала госаппарат, выплачивая налог.
  2. Особенность менталитета «азиатского» общества в силу определенной специфики — раство- рённости личности в коллективе (Едином) — не могла сформировать инициативную личность, спо­собную развить частную собственность. Этому обстоятельству способствовала и государственная идеология, которая через мифологию, религию, обычаи устанавливала образ покорного человека, для которого духовные ценности были превыше материальных.

3. Географический фактор сыграл немаловажную роль в истории государства и права Востока. Суровые природно-климатические условия способствовали сплочению общины, так как широкомас­штабные ирригационные работы требовали больших усилий, что было под силу только организован­ному коллективу, а не отдельным семействам, тем более, что сроки строительства и проведения агро- полевых работ были ограниченны. В связи с этим Азиатское государство надолго консервировало общину как основную производственную единицу.

Выявляя основные факторы, а точнее, барьеры, которые не допустили развития частной собст­венности, следует поставить вопрос: если не частная, то какая форма собственности существовала на Востоке? Этот вопрос — один из самых интересных, но в то же время дискуссионных и самых про­блематичных.

Издревле отношения собственности на Востоке, да и не только на Востоке, но и на Западе, ха­рактеризовались как общинная, племенная собственности. По мере социально-экономического разви­тия племенная собственность на Западе стала частной, а на Востоке дело обстояло сложнее. Здесь с образованием государства существовал институт власть - собственность. Власть - собственность - это альтернатива европейской античной, феодальной и буржуазной частной собственности в неевро­пейских структурах, причем это не столько собственность, сколько власть, так как функции собст­венника опосредованы причастностью к власти, т.е. к должности, но не к личности правителя. Вер­ховный правитель обладает собственностью в силу присущей власти, власть и собственность слива­ются воедино. По наследству в этих структурах может быть передана должность с ее правами и пре­рогативами, включая и высшую собственность, но не собственность как исключительное право вла­дения, вне зависимости от должности. Интересно, что феномен власть - собственность не имел юри­дического оформления, а если и имел, то его могущество выходило далеко за пределы соответст­вующих законов. Власть государя на землю не нуждалась в правовом оформлении, так как была вы­ше права, имела божественное, теологическое обоснование, не требовалось ни доказательств, ни уточнений. В свое время К.Маркс категорично заявил относительно Востока: «Государство здесь — верховный собственник земли. Суверенитет здесь — земельная собственность, сконцентрированная в национальном масштабе» [6]. В современной литературе можно встретить мнение, согласно которо­му институт власть - собственность — это не более, чем государственный суверенитет [7]. На наш взгляд, назвать это суверенитетом можно, лишь недооценивая данные источников. Согласно источ­никам, крестьянин был обязан обрабатывать землю, платить налог, подчиняться любому распоряже­нию властей. Суверенитет и исторически, и цивилизационно имеет весьма различное содержание. Определить все эти прерогативы центральной власти «суверенитетом» представляется нам не совсем верным. Отнюдь не всегда в понятие «суверенитет» входит право на сбор налогов, не говоря уже о других перечисленных выше правах, делающих суверенитет почти безграничным. Таким образом, феномен власть - собственность — это особый институт, характеризующий азиатскую систему экс­плуатации и являющийся специальной формой собственности, характерной исключительно для стран с «азиатским» способом производства.

Феномен власть - собственность способствовал зарождению налоговой системы, способной адаптироваться в моменты централизации и децентрализации, стабилизации и дестабилизации госу­дарства. Как известно, на Востоке развитие носило циклический характер, т.е. власть порой теряла свои былые возможности, порой вновь восстанавливала статус-кво и укреплялась. В тот промежуток времени, когда государство слабело, на политической арене появлялась фигура частного собственни­ка. Пользуясь «болезненным» состоянием власти, предприимчивые члены общины могли скупить землю в больших количествах и тем самым стать крупными землевладельцами. Однако слабость го­сударства не означала освобождения от выплаты налогов. Такую систему отношений Ю. Л.Говоров обозначал как «общество с «реальным» азиатским способом производства, т.е. с частным сектором в экономике и корпоративной структурой общества» [8]. Следствия «реального» азиатского способа производства:

-    между частью крестьянства и государством появляется посредник — частный землевладелец;

-    прибавочный продукт разделен между крестьянством, частником и государством;

-    государство слабеет, нарушается социальная стабильность.

Необходимо отметить, что при таком раскладе дела в ущербе были и государство, и община, что подрывало политическую и правовую основу государства. Государство теряло свои прерогативы в экономике, а община находилась под двойной эксплуатацией и должна была выплачивать двойной налог: налог частному землевладельцу за то, что она обрабатывает его владения, и налог государству, так как государство — «единственный собственник земли». Частный землевладелец также обязан был платить налоги в государственную казну.

С восстановлением государственной власти и установлением статус-кво частный собственник исчезал с арены, и государство вновь обретало былые права и полномочия. Подобные взаимоотноше­ния складывали новую налоговую систему, которую Ю. Л.Говоров обозначил «как общество с «чис­тым» азиатским способом производства, т.е. с тотальной ролью государства в экономике и полити­ке» [8]. По его мнению, «чистый» азиатский способ производства гарантировал:

-    фиксированный объем ренты от крестьянина к государству;

-    социальную стабильность;

-    обороноспособность государства;

-    распределительные функции государства по отношению ко всему прибавочному продукту.

Таким образом, на Востоке существовали две налоговые системы, адаптированные на случай

централизации и децентрализации государственной власти. «Реальный» азиатский способ производ­ства, как это уже было отмечено, включал в себя, хотя и боролся с ней, частную собственность в ка­честве «теневой экономики». Поэтому история «азиатских» обществ характеризуется борьбой пас­сивного централизованного государственного и динамичного центробежного частного начал внутри имущей социальной группы, часть которой олицетворяла собой власть, а другая — посягала на ее основы. Следовательно, к традиционным государственным функциям контроля крестьянства (общи­ны) добавляется еще и функция ограничения и подавления частнособственнической тенденции, что делало неизбежным превращение государственной власти в деспотическую. Так возникает основное противоречие «азиатского» способа производства — между объективной необходимостью централи­зации государственной власти и неизбежным ее перерождением в деспотическую.

В Советской исторической энциклопедии деспотия определяется как форма древневосточного государства, где «вся полнота власти, не ограниченной законом, принадлежит одному властителю и отличается произволом власти и бесправием населения» [9]. Однако становление деспотической вла­сти происходит в борьбе не столько с народными массами (для них деспотия означает гарантию со­циально-политической стабильности, эксплуатацию «по правилам» и ограничение произвола «силь­ных домов»), сколько со знатью, аристократией и клерикальными кругами, отстаивающими свои узко-сословные (групповые) интересы. Значит, мысль Маркса о том что «единственный принцип дес­потизма — это презрение к человеку, обесчеловеченный человек» [10], не совсем корректна. Как бы­ло уже отмечено, деспотический режим возникал в противовесе аристократическому сепаратизму — это главное назначение деспотии в странах с «азиатским» способом производства. В процессе борьбы с частной собственностью и ее развитием государственная власть, укрепляясь, приобретала форму деспотии, но это ни в коем случае не подрывало традиционных интересов общины, а наоборот, спо­собствовало развитию производства, являлось административной гарантией безопасности и справед­ливости. Что же касается личности, то она не рассматривалась как самостоятельная ценность. Она считалась частицей органического целого — общества, государства. Для Востока характерна раство- рённость личности в коллективном сознании (Едином), что говорит об отсутствии личности в онто­логическом смысле. На Востоке, как пишут специалисты, в законах обычно были закреплены обязан­ности индивида, при этом понятия «субъективного права» практически не существовало. «Общ­ность», «всеобщая связанность» в восточных условиях проявлялись, прежде всего, во всеобщей службе государству [11].

Однако подобное состояние законодательства, по всей видимости, удовлетворяло традиционные интересы общины, ибо как иначе объяснит воспроизводство «азиатского» способа производства на протяжении веков? Совершенно справедливо отмечали исследователи: «право — это автопортрет общества, но такой автопортрет, на котором общество изображает себя не только таким, каково оно есть, но и каким оно хочет быть» [12]; «право — это кривое зеркало, и изучение его «кривизны» дает очень ценное знание об обществе» [13].

Возвращаясь к вопросу о «восточной деспотии», хотелось бы еще раз подчеркнуть, что деспотия на Востоке, как политический режим и форма государственного правления, — это требование време­ни, условий и обстоятельств, воля самой общины, т.е., общества, ибо не один режим, кроме деспотии, не смог бы удерживать веками стремительно развивавшиеся потенции частного сектора, быть орга­низатором производства в столь жёстких климатических условиях, а также обеспечить безопасность всё той же общины. В связи с этим считаем, что восточную деспотию, как пишет Н.Рашковский, «было бы точнее определить как традиционное священновластие» [14].

Итак, заключая мысль о влиянии «азиатского» способа производства на государственно - правовое развитие стран Востока, хотелось бы заметить, что особенность данного развития не только в отношении к частной собственности, и тем более к прибыли, которая, как известно, является преж­де всего признаком развитого капитализма. Вопрос следует поставить шире и провести грань между ориентацией на материальную выгоду индивида-собственника в западной структуре и корпоратив­ными связями, коллективизмом, свойственным восточной структуре. И речь здесь идет отнюдь не о предпочтениях или склонностях. Имеется в виду жёсткий закон жизни: либо он на стороне собствен­ника, либо на стороне коллектива, завершающей и высшей формой организации которого является всемогущее государство. Закон, о котором идёт речь, — это не только и даже не столько материаль­ные условия бытия, формы организации хозяйства или соответствующие им правовые нормы, права, свободы и гарантии. Это нечто гораздо большее. Это весь стиль жизни, санкционированный веками складывавшейся нормативной практикой, за спиной которой стоит тот самый религиозно­цивилизационный фундамент, который является основой традиционного общества и государства Востока. Это именно тот порядок, который гарантирует незыблемость и стабильность данной струк­туры, того или иного традиционного государства и общества. Поколебать такой порядок крайне рис­кованно, ибо это грозит структуре кризисом и крушением, не говоря уже о том, что внутри самих традиционных структур практически нет сил, которые были бы столь мощны и опирались на доста­точно надёжную опору для того, чтобы изнутри взломать традицию. Это сделало «азиатский» способ производства нереформируемым изнутри — традиционализм оказался сильнее спорадических пред­посылок капитализма. Поэтому трудно говорить не только о развитии «азиатского» способа произ­водства, но даже о его эволюции — их заменяла циклическая повторяемость по кругу, что, естест­венно, оказывало непосредственное влияние на государственно- правовые процессы.

Список литературы

1.        Захаров А. Еще раз о теории формации // ОНС. — 1992. — № 2. — С. 49; La pensce. — 1964. — № 2. — P. 164.

2.    Философский словарь. — М., 1989. — С. 14.

3.    Крашенинникова НА. Цивилизационные подходы к изучению государства и права. Методологические проблемы пра­воведения / Под ред. Марченко. — М., 2001. — С. 6-7, Гуревич А.Я. Теория формаций и реальность истории // Вопросы философии. — 1990. — № 11. — С. 36.

4.    Васильев Л.С. История Востока. — М., 2001. — Т. 1. — С. 76.

5.    Васильев Л.С. Становление политической администрации // Народы Азии и Африки. — 1980. — № 1. — С. 173.

6.    Маркс К., Энгельс Ф. Собрание сочинений. — 2-е изд. — Т. 25. — Ч. 2. — С. 354.

7.    Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. — М., 2004. — С. 45.

8.    Говоров Ю.Л. История стран Азии и Африки //History.ru/publik7govorov 1/goy_00htm. — С. 30.

9.    Советская историческая энциклопедия. — М., 1964. — Т. 5. — С. 131.

10. Маркс К., Энгельс Ф. Собрание сочинений. — 2-е изд. — Т. 19. — С. 497.

11.     Ударцев С.Ф. История политических и правовых учений. Древний Восток. Академический курс. — СПб.: Изд. Санкт- Петербургского гос. ун-та. — 2007. — С. 32.

12. Якобсон В.А. Некоторые проблемы исследования государства и права Древнего Востока // Народы Азии и Африки. — 1984. — № 2. — С. 89.

13. Алаев Л.Б. Круглый стол // Народы Азии и Африки. — 1984. — № 2. — С. 98.

14. Рашковский. Круглый стол // Народы Азии и Африки. — 1984. — № 3. — С. 77.

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.