Практика борьбы с преступностью во всех странах свидетельствует, что наряду с другими факторами эффективность правоохранительной деятельности находится в прямой зависимости от используемых при раскрытии преступлений средств и методов. Одним из таких средств является использование средств массовой информации (далее — СМИ). На наш взгляд, определенный интерес может представить опыт полиции ФРГ, Великобритании и США по использованию СМИ в своей деятельности.
Потребность в использовании СМИ при раскрытии преступлений традиционно определялась и будет определяться: недостатком или полным отсутствием информации о событии преступления и причастных к нему лицах — предполагаемых подозреваемых, потерпевших, очевидцах и свидетелях; невозможностью получить их другим способом; складывающейся ситуацией. Но главной отправной точкой является сложившаяся ситуация (следственная ситуация). Поэтому одной из основных целей использования СМИ полицией было привлечение населения к помощи в раскрытии преступлений. Это относится ко всем правоохранительным органам во всех странах.
Рекомендации по обращению к прессе исходили от практических работников. Например, в середине 1920-х годов немецкий криминалист Вилли Гай, занимавший в то время пост уголовного комиссара в городе Эрфурте, в своей книге «Предупреждение преступлений» писал о пользе, которую приносит взаимодействие с печатью при расследовании преступлений, и давал рекомендации сотрудникам полиции по такому взаимодействию: «Печать, играющая в общественной жизни такую большую роль, имеет также огромное значение и для уголовно-розыскной работы. Как там, так и здесь пользование ею и ее направление может приносить и пользу, и вред. Вред заключается главным образом в том, что описание мошеннических приемов и способов совершения других различных преступлений представляет собою для неустойчивых натур соблазн в смысле подражания и указывает склонным к преступной деятельности лицам новые пути выполнения преступных замыслов. Часто после совершенного преступления преступники могут из сообщений печати узнавать, был ли и насколько осведомлен уголовный розыск о виновных и в каком направлении ведется расследование. Таким образом, преступники получают из сообщений печати и предостережения, и указания пути, чтобы избегнуть обнаружения или задержания. Многому вредят также столь излюбленные сенсационные сообщения по громким делам. С другой стороны, получаемое органами дознания и розыска содействие печати настолько ценно, что от него никак нельзя отказаться. В своем вполне понятном стремлении поскорее сообщить новости печать пользуется всякими источниками, не осведомляясь предварительно о степени их точности и целесообразности. Часто изменяет она даже служебные сообщения, принося этим вред расследованию. Введение некоторого рода цензуры в виде обязательства помещать определенные сведения только по предварительному разрешению подлежащего органа и в определенной форме следует иметь в виду» [1].
Характеризуя публикацию сообщений об успешной работе криминальной полиции, он констатировал: «Имеет значение также опубликование успешных действий уголовного розыска. Такие сообщения поднимают доверие к нему со стороны публики, и этим достигается ее поддержка при производстве расследований. Сообщения не должны иметь слишком сухого и официального характера, при котором они не возбуждают к себе интереса, а интерес — предпосылка для содействия. Следует считать, кроме того, допустимым и целесообразным называть имена служащих, проведших с успехом важные дела, если это не принимает характера рекламы или ясно выраженной тенденции. И этот прием возбуждает доверие к личности сотрудников уголовно-розыскных учреждений, что, в свою очередь, может способствовать успеху расследований» [1, 47]. Как представляется, Гай предупреждал сотрудников криминальной полиции не информировать журналистов о ходе розыска, иначе говоря, хранить тайну следствия. В своей работе он предупреждал о возможности наступления негативных последствий разглашения данных розыска, следствия. Таким образом, автор выступал за сотрудничество с прессой, правда, с определенным ограничением. Иначе говоря, предлагалось установить определенные рамки, в пределах которых надо было сотрудничать с прессой. Нельзя не обратить внимания на один момент, о котором говорит автор. По его мнению, публикации об успешной работе сотрудников криминальной полиции повышают ее авторитет среди населения, а это очень важно.
За рубежом имеется ряд публикаций, в которых высказывается мысль о том, что по стилю речи, манере говорить, произношению можно не только судить о месте рождения или прошлого проживания человека и использовать эти данные для розыска, но и опознать преступника. Поскольку характеризующая человека манера речи, а также его голос играют роль опознавательного признака. Криминалисты, когда другие способы неэффективны, используя технику, находят нужных людей «по голосу» и по «особенностям речи» [2]. Данный метод, как представляется, может принести пользу в том случае, если правоохранительные органы будут взаимодействовать с радио. Стоит заметить, что использование вида СМИ также исходит из характера совершенного преступления. Здесь необходимо исходить из сложившейся ситуации. Целью обращения должно быть установление подозреваемого посредством установления свидетелей, которым знаком голос подозреваемого.
Полиция ФРГ использовует СМИ также и в целях профилактики преступлений. По мнению Гая, печати необходимо воспитывать население в духе того, что оно должно оказывать помощь полиции, привлекать население к участию в раскрытии преступлений, а также, по мнению автора, пресса должна заниматься так называемой виктимологической профилактикой населения. В ФРГ функционируют консультативные отделы, подчиняющиеся управлению уголовной полиции земли. Эти отделы и занимаются так называемой службой по предупреждению преступности. Принимаемые меры обращены главным образом на молодых людей (школьников и студентов) и имеют воспитательные цели. В своей работе сотрудники отделов опираются на материалы, поступающие от федерального управления полиции и от управлений уголовной полиции земель, а также на материалы прессы и заявления граждан [3]. Одной из форм работы отделов является распространение информации о мерах безопасности по предупреждению краж и нападений, использование для этой цели всех средств установления контактов с населением (беседы и лекции, сообщения, публикуемые в прессе и передаваемые по радио и телевидению, и т.д.) [3, 22]. Заметим, что предупреждение преступлений было возложено на криминальную полицию. Что касается использования материалов прессы в целях предупреждения преступлений, то можно предположить, что СМИ, наравне с заявлениями граждан, были одним из источников информации о совершенных преступлениях.
Последнее десятилетие XX в. характеризуется тем, что преступность обрела черты организованности. Кроме того, в страны Европы «хлынули» жители Вьетнама, Лаоса, Турции и других стран Азии. Следствием этого стало возникновение организованных преступных группировок на этнической почве, которые терроризировали своих соотечественников. В этой связи определенный интерес вызывает опыт использования сотрудниками немецкой полиции СМИ в борьбе с преступными группировками из граждан Вьетнама.
В 1994 г. была создана специальная «следственная группа Вьетнам» (EG Vietnam или сокращенно EGV). С апреля 1996 г. эта группа состоит из двух подразделений: комиссариата по оперативной деятельности и комиссариата по предварительному расследованию преступлений. Данной группой была разработана концепция использования в оперативной работе средств массовой информации не столько в плане объявления в розыск преступников через СМИ, сколько в плане расположения к себе и в целом к полиции вьетнамцев, проживающих в городе. В СМИ все чаще публиковалась информация об эффективности розыска преступников, оружия, о числе задержанных и осужденных, на радио и телевидении велись соответствующие передачи на вьетнамском языке, что способствовало более быстрому распространению информации. Группа стала одновременно и центром принятия анонимной и открытой информации от потерпевших и свидетелей преступления, обеспечив себе тем самым возможность быть включенными в программу охраны свидетелей. Возрастание роли рабочей группы среди вьетнамских граждан и желание помогать полиции в ее борьбе с вьетнамской организованной преступностью позволили установить телефонную линию связи по приему информации от вьетнамцев. Сообщения касались, как правило, случаев вымогательства членами банды охранных денег, нелегальной торговли сигаретами, преступных махинаций. Подобное сотрудничество вьетнамских граждан с полицией, а также анонимные сообщения, данные опросов уличных торговцев позволили пробить «стену молчания» и постепенно укрепить доверие значительной части вьетнамцев к государству [4].
Когда разрабатывалась концепция использования СМИ, исходили из сложившихся следственной и криминальной ситуаций: а) наличие этнических преступных группировок, следовательно, нужен был особый подход к борьбе с ними; б) совершение указанными группировками преступлений против своих соотечественников; в) выявление совершенных преступлений против своих соотечественников, как правило, носящих латентный характер, установление круга подозреваемых, потерпевших и свидетелей.
В Великобритании на протяжении XX в. полиция также активно использовала СМИ в своей деятельности при раскрытии и предупреждении преступлений. Правильный анализ газетных публикаций оказывал помощь в установлении, разоблачении и осуждении преступников [5].
Определенный интерес вызывает опыт английской королевской полиции по предупреждению преступлений, где при подготовке сотрудников по предупреждению преступлений обращается внимание на умение завязывать контакты с представителями министерства образования и школ — для решения проблем, связанных с несовершеннолетними, а также с представителями местной прессы [5, 18]. Таким образом, СМИ планировалось использовать в целях предупреждения преступления, но главное — ставилась цель обучить полицейских работе со СМИ.
Самостоятельная служба предупреждения преступлений в Скотланд-ярде появилась в 1967 г. Непосредственно в Скотланд-ярде находится подразделение, осуществляющее руководство этой службой. В его составе два главных и шесть рядовых инспекторов. Остальные сотрудники прикомандированы к наиболее важным полицейским территориальным подразделениям Лондона. Раз в неделю сотрудники встречаются с представителями местной прессы или выступают на страницах печати в специальной рубрике, посвященной проблемам предупреждения преступности [5, 9].
В Соединенных Штатах Америки одним из видов взаимодействия полиции со СМИ является информационно-рекламное, когда через них до населения доводятся основные требования к кандидату, поступающему на службу в полицию. Правоохранительными органами используются такие формы, как объявление по радио, телевидению, в газетах. До последнего времени считалось, что кандидаты на работу в полиции преимущественно получают информацию о вакансиях, как правило, через объявления в газетах [6].
В США СМИ используются для привлечения населения к борьбе с преступностью, расследованию отдельных преступлений. В частности, программа «Преступления недели» охватывает всю страну. Главное в этой программе то, что в газетах, по радио и телевидению сообщаются детали и доступные подробности какого-либо нераскрытого преступления и содержится обращение к гражданам с просьбой предоставить информацию по данному или иному известному им преступлению. Если сведения ценные и помогли в раскрытии преступления, то сообщившему выплачивается вознаграждение, хотя отмечаются и факты бескорыстной помощи [7].
Сегодня в США признается, что независимые СМИ, включая следственную журналистику, являются важным изначальным элементом любого современного демократического общества. Они играют решающую и фундаментальную роль в поощрении свободного потока информации, обеспечении контроля за действиями правительства и поддержке этих действий, в разоблачении коррупции и информировании общественности, гражданского общества и деловых кругов, а также привлечении их к действию. Кроме того, они играют ключевую роль в поддержке работы, которая часто бывает опасной и ведется всей системой правоприменяющих органов, включая судей, полицию, прокуроров и следователей [8].
СМИ являются содержательными носителями информации о преступности. Использование материалов СМИ для получения различных сведений, представляющих интерес для следствия, является, как свидетельствует опыт американской полиции, достаточно эффективным легальным средством сбора обширной информации.
Радиостанции и телевидение, имея свои специальные программы для передачи судебной хроники, материалы журналистских расследований, наиболее оперативно доводят эту информацию до населения. Кроме того, они стараются давать самые остросюжетные материалы, которые при необходимости можно зафиксировать.
Полицией активно используются газеты и журналы, поскольку в них часто можно встретить статьи, описывающие деятельность преступных организаций и их руководителей, сообщения об опыте борьбы полиции с преступными организациями в других регионах страны. Сотрудники полиции рассматривают газеты и журналы как надежный источник информации еще и потому, что в условиях американской действительности, где хлеб репортера, журналиста — сенсация, корреспонденты вынуждены становиться «оперативными работниками». Более того, сотрудникам подразделений полицейской разведки рекомендуется осуществлять регулярный «обмен» информацией с корреспондентами, заслуживающими доверия полицейской разведки. Наиболее распространенным способом использования газет и журналов в разведывательных целях является составление целевых досье из материалов прессы. В ряде случаев сотрудникам подразделений РСП вменяется в обязанность составление письменных обзоров периодической печати. Рекомендуется иметь годовые подшивки наиболее содержательных, с точки зрения полицейской разведки, газет и журналов.
Сотрудники полиции не должны забывать о том, что определенная часть населения тоже изучает газеты и журналы с целью получения информации, способствующей совершению преступлений: узнает способы совершения и сокрытия преступлений, по рекламным приложениям выясняет наличие дефицитных товаров.
В США уделяется также большое внимание улучшению взаимодействия сотрудников полиции с представителями прессы, радио и телевидения.
В середине 1990-х годов американский журнал «Law and order» (N 4 за 1995 г.) опубликовал рекомендации для руководителей правоохранительных органов по работе с прессой. По мнению авторов, правоохранительные органы нуждаются в контактах со СМИ, с помощью которых они могут обращаться к общественности при расследовании сложных дел, получить поддержку в случае реализации новых программ по борьбе с преступностью. Из совместной работы обе стороны могут извлечь значительные преимущества. Информация должна быть изложена в соответствии с требованиями морали, права и этики. Никогда не следует говорить того, что не должно, по мнению работников правоохранительных органов, стать достоянием широкой общественности, не сообщать фактов, которые как бы «не для печати». Работников полиции предупреждают о том, что если репортер узнает такие факты, то ничто не сможет удержать его от публикации их в прессе.
В этих рекомендациях предусмотрена ситуация, когда на месте происшествия оказываются полицейский и журналист и начинают друг другу предъявлять обвинения. В этом случае согласно рекомендациям руководитель полицейского подразделения вправе позвонить или направить письмо главному редактору. Если действия журналистов привели к срыву полицейской операции или поставили чью-то жизнь под угрозу, то в этом случае приемлемы уголовное преследование, а также строгие меры против злостных нарушителей.
Представители СМИ не должны: своими действиями создавать опасность для жизни других людей; уничтожать вещественные доказательства или физически вмешиваться в следствие или операцию; нарушать закон [9].
Думается, этот пример полезен и для сотрудников отечественных правоохранительных органов.
По мнению Министерства юстиции США, несанкционированные контакты со СМИ могут привести, в частности, к раскрытию конфиденциальной информации с ущербом для расследования [10], и поэтому рекомендуется принимать меры, направленные на сохранение тайны следствия.
Заметим, что наличие дополнительной специальной подготовки у журналистов и полицейских (кроме чисто профессиональной) помогает более тесному установлению контактов между ними и, как результат, более объективному освещению событий, лучшему пониманию проблем друг друга. Это идет на пользу не только средствам массовой информации и полиции, но и всему обществу в целом [7, 143].
Итак, в течение столетия цели обращения полиции к СМИ при раскрытии преступлений остались неизменными. Меняется характер преступности, но отправной точкой всегда останется исходная следственная ситуация и криминальная обстановка. Использование полицией, правоохранительными органами любых сторон СМИ при раскрытии преступлений является тактическим приемом. Приведенные примеры свидетельствуют о том, что использование СМИ в первую очередь направлено на разрешение конкретных следственных ситуаций, а уже затем на привлечение населения к участию в раскрытии преступлений.
Список литературы
1. Гай Вилли. Предупреждение преступлений. — М., 1927. — С. 46.
2. РатиновА.Р. Судебная психология для следователей. — М., 2001. — С. 318-319.
3. Якубович Н.А., Валицкая В.И. Формы деятельности буржуазной полиции по предупреждению преступлений. — М., 1977. — С. 21.
4. Kriminalistik. — 1999. — N 3. — Р. 183-191.
5. ТорвальдЮ. Век криминалистики. — М., 1984. — С. 161-169.
6. Свои Р.Д. Эффективность правоохранительной деятельности и ее кадровое обеспечение в США и России. — СПб., 2000. — С. 10.
7. Ермолович Г.П. Привлечение населения к правоприменительной деятельности полиции США: Дис.... канд.юрид.наук.— СПб., 1992. — С. 128.
8. Материалы Региональной конференции по проблемам расследования и уголовного преследования коррупции на публичной службе. — Будапешт, 15-19 июля 2002 г. — Раздел 9. — С. 3.
9. Борьба с преступностью за рубежом. — 1997. — N 2. — С. 28-35.
10.Материалы Международной региональной конференции по проблемам расследования и уголовного преследования коррупции на публичной службе. — Будапешт, 15-19 июля 2002 г. — Раздел 9.