Состав «насильственные действия сексуального характера» в Уголовном кодексе Республики Казахстан является новым. Так как по объективной стороне данное преступление является сложным, за отдельные действия, входящие в указанный состав, в Уголовном кодексе Казахской ССР была уголовная ответственность. Например, в комментарии к ст. 101 Уголовного кодекса Казахской ССР указывалось, что изнасилование, совершенное в извращенной форме, следует квалифицировать как изнасилование [1]. В части 1 УК Казахской ССР была закреплена ответственность за добровольное мужеложство, а в части второй рассматриваемой статьи — за насильственное мужеложство. Добровольный гомосексуализм подвергся декриминализации, мужеложство совершенное с применением насилия, является одним из признаков основного состава.
Кроме сохраненных признаков из старого уголовного законодательство, введены новые — насильственное лесбиянство (женский гомосексуализм) и иные действия сексуального характера.
В части 2 п. «а» ст. 121 Уголовного кодекса Республики Казахстан «насильственные действия, сексуального характера» имеются отягчающие вину обстоятельства; те же действия, совершенные группой лиц, группой лиц по предварительному сговору, или организованной группой. В качестве квалифицирующего признака изучаемого состава преступления выделяется форма соучастия.
Соучастие рассматривается уголовным правом как особая форма совершения преступления, характеризующаяся более высокой степенью общественной опасности. Повышенная общественная опасность обусловлена тем, что в подобных случаях происходит не простое сложение сил нескольких преступных элементов, но такое объединение усилий, которое придает их деятельности новое качество. К общественно опасному преступлению относится насильственное действие сексуального характера. Общественная опасность рассматриваемого преступления повышается, если оно совершается в соучастии. Последнее определяется тем, что нападение в таких случаях характеризуется повышенной интенсивностью, придает каждому из членов группы силу и решимость совершить преступление, преступники могут быстрее и легче преодолеть сопротивление жертвы, и это делает доведение преступления до конца более вероятным.
Насильственные действия сексуального характера, совершенные в соучастии, могут причинить более серьезный ущерб здоровью потерпевшей (потерпевшего), поставить под угрозу жизнь. Наконец, в совершении такого рода половых преступлений проявляются особый цинизм и половая распущенность преступников. Потерпевшая (потерпевший), человеческое достоинство которой явно и цинично попирается, тяжелее переживает происшедшее, и это само по себе чревато наступлением для нее (него) серьезных последствий.
11 мая 2007 г. вышло нормативное постановление Верховного суда Республики Казахстан «О некоторых вопросах квалификации, связанных с изнасилованием и иными насильственными действиями сексуального характера [2].
В ней указывается, что ... .иные насильственные действия сексуального характера могут быть признаны совершенными группой лиц, когда имели совместные действия двух или более лиц, соучаствовавших в преступлении без признаков предварительного сговора.
Далее в ней констатируется, что ... .иные действия сексуального характера признаются совершенными группой лиц по предварительному сговору, если в преступлении участвовали лица, заранее договорившиеся о его совершении.
Когда вышеуказанные действия совершены устойчивой преступной группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений, предусмотренных ст. 121 УК, такие действия квалифицируются как совершенные организованной группой.
Следует отметить, что по этому вопросу в правовой литературе высказывались и другие точки зрения, которые касаются только изнасилования, так как в УК РСФСР и УК Казахской ССР в советский период была ответственность за изнасилование, а ответственность за насильственные действия сексуального характера отсутствовала.
Что же следует понимать под группой лиц при совершении насильственного действия сексуального характера. Как указывает Б.А.Блиндер, прежде всего, необходим количественный признак, характерный для всех преступлений, совершаемых группой лиц, — в преступлении должны участвовать не менее двух человек. Во-вторых, между участниками этой группы должна быть определенная объективная и субъективная связь.
С точки зрения выяснения характера этой связи представляет интерес рассмотрение природы группового изнасилования (насильственного действия сексуального характера) к формам соучастия
[3].
Для квалификации рассматриваемого полового преступления не обязательно наличие предварительного сговора между участниками группы. Определяющим признаком исследуемого полового преступления является не предварительный сговор соучастников, а их совместная деятельность в выполнении объективной стороны преступления. Следовательно, это преступление должно признавать- ся групповым и в тех случаях, когда согласованность между соучастниками возникает непосредственно перед началом преступления или в процессе его совершения. Под групповым совершением изнасилования (насильственного действия сексуального характера) закон имеет в виду соисполнитель- ство без предварительного сговора.
Соисполнители — это лица, которые непосредственно своими действиями участвуют в осуществлении объективной стороны состава преступления. Но соисполнитель отнюдь не всегда выполняет все действия, из которых слагается объективная сторона преступления. Соисполнителями являются лица, которые выполняли хотя бы одно действие, являющееся элементом объективной стороны состава преступления. Насильственные действия сексуального характера слагаются из четырех действий: мужеложства, лесбиянства и иных действий сексуального характера и насилия (в широком смысле). Поэтому лица, принимавшие непосредственное участие в выполнении объективной стороны насильственного действия сексуального характера, являются участниками группы.
Наиболее узкое толкование группового изнасилования (насильственного действия сексуального характера) давал А.А.Жижиленко, который признавал изнасилование (насильственное действие сексуального характера) групповым, если все участники преступления являются физическими его исполнителями, поочередно совершающими половое сношение (или иные действия сексуального характера). Если же изнасилование (насильственное действие сексуального характера) совершено несколькими лицами, из которых только одно являлось физическим исполнителем, а другие были пособниками (например, они парализовали сопротивление потерпевшей), то здесь ответственность должна быть установлена за простое изнасилование, совершенное по соучастию нескольких лиц [4].
Аналогичной точки зрения придерживались А.Трайнин, В.Меньшагин, В.Вышинская [5], которые даже такие действия, как связывание потерпевшей с целью предоставления другому лицу вступить с нею в половую связь, рассматривают как соучастие в простом изнасиловании, а не как групповое.
На диаметрально противоположной точке зрения стоят авторы, которые признают участниками группового изнасилования (насильственного действия сексуального характера) всех лиц, оказавших какое-либо содействие совершению преступления.
Наиболее последовательно эту точку зрения проводят Г.Б.Карпович и М.Г.Коршик, которые считают, что для наличия группового изнасилования (насильственного действия сексуального характера) необходимо лишь, чтобы все соучастники действовали совместно и каждый из них принимал непосредственное участие в изнасиловании (насильственном действии сексуального характера) или путем совершения полового акта и насильственных действий сексуального характера, или оказания помощи, в какой бы форме она не выражалась. Они исключают групповое изнасилование (групповое насильственное действие сексуального характера) лишь в тех случаях, когда подстрекатель отсутствует на месте преступления или, присутствуя, ведет себя пассивно.
М.Д.Шаргородский и Ш.С.Рашковская считают участниками группового изнасилования (группового насильственного действия сексуального характера) всякого, кто оказывает содействие другому лицу в совершении этого преступления, но не уточняют, что понимать под таким действием, чем дают основание для пространного толкования этого понятия [6].
Если первая точка зрения неоправданно сужает понятие группового изнасилования (насильственного действия сексуального характера), относя к категории соисполнителей только лиц, совершивших половое сношение или иное действие сексуального характера с потерпевшей (потерпевшим), то вторая настолько расширяет это понятие, что относит сюда почти все случаи пособничества.
Такое понимание группового изнасилования и иных действий сексуального характера не вытекает из закона. Вопреки принципу индивидуализации ответственности, оно ставит в одинаковые условия как лиц, которые непосредственно принимают участие в выполнении состава преступления, так и лиц, содействующих его выполнению.
Вместе с тем обе точки зрения, как нам представляется, должны быть отвергнуты. Как указано в нормативном постановлении, на которое мы выше ссылались, лицо, лично не совершавшее насильственного полового акта или иных насильственных действий сексуального характера, но путем применения насилия к потерпевшим содействовавшее другим в совершении данных действий, является соисполнителем, и это совместное выполнение преступного деяния следует признать групповым [3, 74].
В равной мере участниками группового изнасилования и иных насильственных действий сексуального характера являются и лица, которые сами не применяли насилия к потерпевшим, а вступили с ними в половую связь либо в иные насильственные действия сексуального характера, когда их сопротивление было парализовано другими лицами, действовавшими согласованно с ними.
Изнасилование и иные насильственные действия сексуального характера следует признавать совершенными группой лиц как в случаях, когда данные действия совершаются несколькими лицами в отношении одного человека, так и тогда, когда в результате согласованных действий виновных, применивших насилие или угрожавших его применением, каждый из них совершил, имел возможность совершить половой акт или иные действия сексуального характера в отношении одной (одного) либо нескольких потерпевших.
В нормативном постановлении рассматриваются моменты совершения исследуемых деяний, когда они не признаются групповыми, например, в случае, когда один из соисполнителей изнасилования или совершения иных насильственных действий сексуального характера не может быть привлечен к ответственности ввиду невменяемости либо в связи с недостижением возраста, с которого установлена уголовная ответственность, действия другого участника данного преступления не могут рассматриваться как совершенные в группе лиц [2].
Рассмотрев понятие «группа лиц в насильственных действиях сексуального характера», определим его место в формах соучастия.
В ст.31 Уголовного кодекса Республики Казахстан предусматриваются 4 формы соучастия в преступлении, которые определяются следующим образом:
1) преступление признается совершенным группой лиц, если в его совершении совместно участвовали два или более исполнителей без предварительного сговора;
2) преступление признается совершенным по предварительному сговору, если в нем участвовали лица, заранее договорившиеся о совместном совершении преступления;
3) преступление признается совершенным организованной группой, если оно совершено устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений;
4) преступление признается совершенным преступным сообществом (преступной организацией), если оно совершено сплоченной, организованной группой (организацией), созданной для совершения тяжких или особо тяжких преступлений, либо объединением организованных групп, созданных в тех же целях.
Статья 121 «Насильственные действия сексуального характера» УК Республики Казахстан ч.2 п.«а» выделяют в качестве отягчающего обстоятельства первые три формы соучастия, а именно: группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой. В прежнем уголовном законодательстве выделялась только одна форма соучастия: группой лиц.
В Уголовном кодексе Казахской ССР формы соучастия не выделялись в качестве статьи, но в советской уголовно-правовой теории, в зависимости от степени согласованности преступной деятельности нескольких совместно действующих лиц, рядом авторов выделялись следующие формы соучастия:
1) без предварительного сговора;
2) организованной группой;
3) особого рода — преступная организация [7].
Группа лиц в насильственных действиях сексуального характера охватывается первой и второй формой соучастия в указанной системе.
В процессе изучения и анализа материалов по рассматриваемому преступлению были выявлены следующие группы по количеству входящих в него членов: из 6 человек — 6,8 %; из 5 — 10,4; из 4 — 16,4; из 3 — 22,4; из 2 — 36,8 %.
Как видим, преобладают группы, состоящие из двух и трех членов: 59 % из 100. По возрастному составу участники в абсолютном большинстве молодые лица до 25 лет, из них треть — несовершеннолетние. Свыше трети членов групп совершили преступление в состоянии алкогольного опьянения. Чаще насильственные действия сексуального характера совершаются по первой и второй форме соучастия.
Например, А. и С. совершили насильственные действия сексуального характера в отношении Г. Последняя прогуливалась в парке, к ней подошел С., завел разговор, затем начал склонять ее к половой связи. А., стоявший в невдалеке, присоединился, хотя С. его не звал. Затем вдвоем, с применением насилия, они совершили иные действия сексуального характера с Г. Данное деяние было квалифицировано как соисполнительство, так как сговора на совершение преступления не было.
Другой пример: М. и Н. заранее договорились о совершении насильственных действий сексуального характера в отношении общей знакомой О. Обманом завели ее в пустующий дом и, применяя физическое насилие, поочередно совершили иные действия сексуального характера. Как видим, здесь присутствует вторая форма соучастия.
Следует обратить внимание в ст.121 ч.2 в пункте»«а» на горизонтальное расположение форм соучастия. На наш взгляд, это обусловлено тем, что состав насильственного действия сексуального характера является формальным и фактически форма соучастия, какой бы она ни была, не приводит к определенным последствиям, но само по себе соучастие является общественно опасным и потому выделяется в квалифицирующий признак. Само горизонтальное расположение форм соучастия слева направо учитывает и степень общественной опасности — от менее к более общественно опасному.
Список литературы
1. Комментарий к Уголовному кодексу Казахской ССР / Под ред. Г.Ф.Поленова, В.Н.Маркелова. — Алма-Ата: Казахстан, 1980. — С. 225.
2. Нормативное постановление Верховного суда Республики Казахстан «О некоторых вопросах квалификации преступлений связанных с изнасилованием и иными насильственными действиями сексуального характера» // Казахстанская правда. — 2007. — 31 мая.
3. Блиндер Б А. Уголовно-правовая охрана свободы и достоинства женщины. — Ташкент. 1970. — С. 72.
4. ЖижиленкоАА. Преступления против личности. — М.: Госюриздат, 1927. — С. 117-118.
5. Трайнин А., Меньшагин В., Вышинская В. Уголовный кодекс РСФСР. Комментарий. — М.: Госюриздат, 1946. — С. 199.
6. Карпович Г.Б. Преступления против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности. — М.: Госюриздат, 1956. — С. 7.
7. ГришаевП.Н., КригерГ.А. Соучастие по советскому уголовному праву. — М.: Юрид. лит., 1959. — С. 56.