Как известно, международная практика различает понятия «банковское регулирование» и «банковский надзор», а также «органы банковского регулирования», «органы банковского надзора». Хотя зачастую бывает трудно определить, чем понятие «регулирование» отличается от понятия «надзор», и тот факт, что они часто используются как взаимозаменяемые, отнюдь не прибавляет ясности. Вместе они создают основу процесса надзора и контроля в банковском секторе. В той или иной форме система банковского надзора существует более 100 лет, в частности, в США и в странах Северной Европы. И только за последние 20 лет стал общепринятым тот факт, что система банковского надзора играет ключевую роль в становлении и развитии как самого финансового сектора, так и экономики в целом. Поэтому не случайно в наше время объектом осуществления всевозможных надзорных функций становятся все больше областей хозяйственной деятельности.
Основные положения концепции банковского надзора основаны на количественной теории денег в части соблюдения определенного нормированного порядка их мультипликации в процессе осуществления банковских операций и предупреждения системных рисков. При этом важную роль играет капитализация банков, т. е. инвестирование доходов, направленное на приращение их капитала. Если в 2000 г. отмечалась недостаточная капитализация банков на уровне 3,6 %, а отношение активов банковского сектора РК к ВВП — 15 %, то в последующие годы в связи с экономическим ростом эти показатели существенно увеличились (табл. 1 [2]). Данные таблицы 1 свидетельствуют о повышении уровня финансового посредничества банков в последние годы.
В системе надзорного регулирования важное место отводится пруденциальным нормативам, которые являются обязательными экономическими нормативами для всех банков второго уровня. В свою очередь посредством пруденциальных нормативов осуществляется дистанционный банковский надзор.
Дистанционный надзор — это аналитический разумный надзор, который заключается в систематическом анализе представленной банками ежемесячной и ежеквартальной отчетности. Пруденциальные нормативы установлены для обеспечения финансовой устойчивости банка, достижения стабильности денежно-кредитной системы, защиты интересов вкладчиков.
Функционирование денег с участием финансовых посредников (банков) соединяет воедино в непрерывный процесс производство, распределение, обмен и потребление общественного продукта, выступая в качестве самостоятельной формы меновой стоимости, средства обращения, платежа и накопления. С другой стороны, банки, осуществляя операции и предоставляя услуги, производят вторичную эмиссию денег, т.е. эмиссию безналичных денег. Поэтому на микроуровне эффективность банковского надзора проявляется в реализации активной капитализации банков при сохранении их финансовой устойчивости и стимулов накопления, денежных ресурсах в банках.
На макроуровне задача надзора — это регулирование функционирования финансово устойчивой банковской системы, осуществляющей растущую мультипликацию денег при сохранении и укреплении надежности своей деятельности.
С 2004 г. установление ряда пруденциальных нормативов в РК от Нацбанка РК перешло к Агентству финансового надзора. С целью ограничения внешних заимствований банков в 2007 г. были введены новые пруденциальные нормативы — к8 и к9.
На 1.01.2008 г. установлены следующие пруденциальные нормативы:
1) минимальный размер собственного капитала банка;
2) коэффициент достаточности собственного капитала банков к1; к2; к3;
3) максимальный риск на одного заемщика, связанного с банком особыми отношениями (0,10), и прочих заемщиков (0,25);
4) коэффициент ликвидности к4;
5) коэффициент максимального размера инвестиций банка к5;
6) лимиты открытой валютной позиции к6;
7) коэффициент максимального лимита краткосрочных обязательств перед нерезидентами РК, к7 (введен с 01.10.2006 г.);
8) коэффициент капитализации банков к обязательствам перед нерезидентами, к8;
9) коэффициент капитализации банков к обязательствам перед нерезидентами к9.
Последние два коэффициента к8 и к9 введены с 1.04.2007 г. и различаются тем, что при расчете
к 8 не учитываются долговые ценные бумаги, выпущенные банком или дочерней организацией. Выполнение отдельных пруденциальных нормативов банками приведено в таблице 2. Из данных таблицы 2 видно, что 3 банка из 34 по состоянию на 1 декабря 2007 г. не выполнили отдельные нормативы. Среди них АО «БанкТуранАлем», ДБ АО «Банк Казахстан», АО «Экспрессбанк». Однако к началу 2008 г. эти банки исправили свое положение [1].
В целом размер совокупного расчетного собственного капитала банков второго уровня с начала 2008 г. увеличился на 9,1 млрд.тенге (0,5 %) и составил по состоянию на 1 февраля 2008 г. 1789,3 млрд.тенге. Показатели адекватности собственного капитала банковского сектора по состоянию на 1 февраля 2008 г. составили к1 — 0,12 при нормативе — 0,06, к2 — 0,14 при нормативе —0, 12 (табл. 3) [2].
По состоянию на 1 февраля текущего года уровень ликвидности банковской системы сохранялся на избыточном уровне. Сводный коэффициент текущей ликвидности составил 1,61 при минимальной норме для одного банка — 0.3, коэффициент краткосрочной ликвидности — 1,02 при минимальной величине — 0,5. На 1 февраля 2008 г. банками второго уровня был получен совокупный чистый доход после уплаты подоходного налога в размере 7,1 млрд.тенге. Совокупный размер доходов составил 211,8 млрд.тенге, расходов — 204,7 млрд.тенге. В структуре процентных доходов наибольшую долю занимают доходы, связанные с получением вознаграждения по займам, предоставленным клиентам, — 91,3 %, или 108,3 млрд.тенге, а в структуре процентных расходов — расходы, связанные с выплатой вознаграждения по требованиям клиентов, — 65,4 %, или 41,9 млрд.тенге [2]. Несмотря на мрачные прогнозы на 1 квартал 2008 г. банки в целом справились с выполнением своих обязательств как перед резидентами, так и нерезидентами РК. Тем не менее с учетом внешних рисков, связанных с мировым финансовым кризисом в условиях глобализации, АФН РК предполагает в ближайшее время:
- - принять поправки, предусматривающие ужесточение коэффициентов к8 — отношение обязательств перед нерезидентами без учета долговых ценных бумаг, выпущенных банком или дочерней организацией специального назначения (SPV) к размеру собственного капитала банка до уровня — 2 и к9 — отношение суммы обязательств перед нерезидентами и обязательств по выпущенным долговым ценным бумагам к размеру собственного капитала до уровня — 4, с отсрочкой введения данных мер до 1 июля 2009 г. При этом преследуется цель — предотвращение нового витка внешних заимствований банков второго уровня и сокращение зависимости от их фондирования от оптового финансирования;
- - снизить предельное значение максимального размера крупных рисков ссудного портфеля банков к собственному капиталу банка (с 800 до 500 %) в целях усиления контроля за неадекватными темпами роста кредитного портфеля банков для сбалансированности рисков в отношении к капиталу и в соответствии с рекомендациями Базельского комитета по банковскому надзору и рекомендациями консультантов МВФ;
- - принять меры по совершенствованию правовой основы применения банками механизма секьюритизации активов.
Безусловно, пруденциальные нормативы необходимо приводить в соответствие с требованиями Базельского комитета и, в частности, с Соглашением по капиталу. Однако банкиры обращают внимание на то, что АФН предлагает единственную методику расчета резервирования капитала по операционным рискам — базовую. Подход технологически простой, однако предъявляет более высокие требования к достаточности капитала. Наряду с принятым АФН для каждого из рисков — рыночного, кредитного, операционного — существует еще два подхода: стандартизированный и основанный на внутренней оценке. Для крупных банков наиболее предпочтителен последний. Для применения этого метода финансовый институт должен отвечать ряду критериев, установленных Базельским соглашением. Может быть стоило дать банкам время для диагностики готовности к применению того или иного метода, после чего предоставить банкам право выбрать оптимальный подход? Однако такую опцию проект вносимых изменений не предполагает, хотя до сих пор самые важные вопросы в финансовой сфере решались в рамках круглых столов, и банкиры были готовы к изменениям.
Особый интерес вызывает изменение механизма формирования минимальных требований. Еще в начале года председатель Национального банка Анвар Сайденов говорил о том, что его ведомство будет взвешенно и аккуратно решать вопросы изменения резервных требований: «Это действительно очень сильный инструмент, и его необходимо предпринимать с большой осторожностью, поскольку внедрение определенной модели по данным требованиям может, в частности, повлиять на внешнее заимствование банков» [3].
По данным АФН на 1 июня 2007 г. доля внешних обязательств банков в общем объеме обязательств данного сектора составляла 42,2 %, что является достаточно рисковым показателем [1]. Видимо, это и сыграло свою роль при выборе модели, и сознательно выбран тот вариант определения структуры обязательств банков, который как раз влияет на внешнее заимствование. Причем чтобы минимизировать риски банков, связанных с увеличением объема внешнего заимствования, будет расширена база расчета минимальных резервных требований в части внешних обязательств банков, а также усовершенствован порядок формирования резервных активов. В расчет будут включены обязательства перед нерезидентами, независимо от срока их погашения. Ранее в расчет принимались только обязательства, срок погашения которых наступает в течение текущего и последующего месяцев. Вместе с тем обязательства перед нерезидентами уменьшаются на сумму отдельных внешних активов банка, т.е. не учитываются средства, привлеченные и размещенные за рубежом. Таким образом, обязательства перед нерезидентами рассчитываются как положительная разница между суммой внешних обязательств и внешних резервных активов банка.
Также изменен перечень резервных активов, в которые должны размещаться активы банков в целях выполнения минимальных резервных требований. Он будет включать только наличные тенге и деньги на корреспондентских счетах в Национальном банке. Так, из перечня исключены вклады в Национальном банке, кредиты «овернайт», предоставленные Нацбанку, аффинированное золото.
В настоящее время казахстанские банки обязаны поддерживать резервы в размере 6 % от текущих обязательств, а вводимые нормы значительно ужесточают требования к банкам, которые будут вынуждены увеличить резервы и перераспределить резервные активы.
Цель этих нововведений: во-первых, повлиять на сокращение объемов внешних заимствований банков, во-вторых, снизить избыточную ликвидность в банковском секторе.
По прогнозу финансовых аналитиков, результатом может стать понижение избыточной ликвидности банковского сектора, понижение кредитного мультипликатора, соответственно, понижение объемов кредитов экономике. Более того, из-за повышения стоимости выпусков евробондов в результате данных изменений снизится маржа банков, что может привести к повышению ставок по кредитам.
Еще один негативный момент — потенциально возможное уменьшение внешних заимствований. По мнению многих банкиров, ужесточение правил резервирования может серьезно скорректировать внешние заимствования, потому что резервные требования оказывают серьезное влияние на основных игроков.
Казахстанским банкам, переживающим не лучшие времена, не приходится рассчитывать на снисхождение регуляторов. Агентство финансового надзора (АФН) подготовило изменения в пруденциальные нормативы, часть из которых носит ужесточающий характер.
В апреле этого года, еще до возникновения кризисных явлений на международных финансовых рынках АФН, обеспокоенное резким ростом внешних заимствований казахстанских банков, решило ограничить зарубежное фондирование, привязав его к собственному капиталу финансовых институтов. Согласно установленным лимитам, внешние займы крупнейших казахстанских банков (капитал которых превышает 200 млрд. тенге) могут превышать их собственный капитал не более чем в 4 раза, а внешние займы с учетом выпущенных долговых ценных бумаг — не более чем в 6 раз. «Сегодня АФН предлагает снизить эти лимиты до 2,5 и 5 соответственно, — сообщила заместитель председателя этого ведомства Елена Бахмутова. — Эти коэффициенты предлагается ввести с 1 января 2009 года, то есть с отсрочкой. У банков есть возможность увеличить свой акционерный капитал», — добавила она [1]. По словам г-жи Бахмутовой, принимаемые меры направлены на то, чтобы после стабилизации ситуации на международных рынках капитала фондирование казахстанских банков в меньшей степени было зависимо от так называемого «оптового финансирования». «Это то, о чем очень долго говорили рейтинговые агентства, международные аналитики и регуляторные органы», — отметила она [1]. Под оптовым финансированием понимаются прямые кредиты, полученные на синдицированной или двусторонней основе, а также выпуск бумаг, в том числе еврооблигаций. Предлагая новые нормативы, регулятор делает посыл рынку о том, чтобы в будущем, как минимум, около трети обязательств банков было ориентировано на внутреннюю депозитную базу юридических и физических лиц, что приблизительно соответствует сегодняшнему положению дел.
«Введение новых нормативов значительно снижает возможность банка привлекать средства от нерезидентов и способствует удорожанию привлекаемых средств и, соответственно, удорожанию средств для кредитования», — прокомментировал предложение АФН председатель правления Банка ТуранАлем (БТА) Роман Солодченко. По его мнению, ограничение внешних заимствований приведет к усилению конкуренции между банками за средства на внутреннем рынке, увеличению ставок по депозитам. Это, в свою очередь, выльется в повышение стоимости кредитных ресурсов и снижение темпов развития экономики.
Второе предложение АФН касается увеличения взвешивания активов с повышенной степенью риска для расчета адекватности капитала. Реализация этого предложения приведет к тому, что риск активов казахстанских банков, размещенных в зонах с льготным налогообложением, будет оцениваться на уровне 200 %, что вынудит банки адекватно наращивать собственный капитал. Сегодня активы, размещенные среди нерезидентов, не имеющих рейтинга на уровне «ВВ-», взвешиваются со степенью риска 150 %. Данный норматив планировалось ввести в действие с начала 2008 г., однако регулятор пошел на отсрочку до 1 апреля.
Однако считается, что это требование вполне разумное, так как оно будет распространяться на зарегистрированных в офшорах заемщиков, неизвестных казахстанскому регулятору, не имеющих необходимого рейтинга, причем решивших оптимизировать свои налоги. «Регулирование не должно способствовать оптимизации налогов и уходу от налогообложения. Поэтому мы считаем, что такой подход разумен. Если заем выдан на долгосрочный проект, при этом реализуется, понятно, не в оффшорной стране, а в Казахстане либо в России, Киргизии, Украине, то надо просто поменять заемщика или взять созаемщика, и тогда требование по оффшорам к этому проекту не будет применяться, и все», — считает АФН [1].
По мнению АФН считается, что введение этой нормы в первую очередь коснется тех банков, которые «сильно занимали на внешнем рынке и достаточно глубоко входили в нерезидентский рынок, особенно в самый рисковый его сегмент — кредитование». «А это характерно для нескольких банков, которые ведут широкую экспансионистскую политику. И если эти банки считают, что они в состоянии присутствовать на этих рынках, значит, их капитал должен быть соразмерен этим рискованным активам» [1].
Таким образом, ряд пруденциальных нормативов для сдерживания рисков, которые следует приветствовать, имеют отношение к ссудным портфелям банков, включая нормативы кредитования связанных лиц, рисков кредитования, связанного с недвижимостью, и внешних кредитов. Ввиду быстрого роста цен на недвижимое имущество и продолжающейся волны ипотечного кредитования и кредитования строительства, возможно, придется рассмотреть вопрос о дальнейшем ужесточении соотношения в процентах между основной суммой кредита и оценочной стоимостью актива, предоставленного в его обеспечение, и системы рейтинга заемщиков по их платежеспособности для классификации ссуд, особенно в том случае, если замедление темпов роста кредита под влиянием ужесточения денежно-кредитных условий отстанет от желательного.
Миссия МВФ решительно поддерживает меры, рассматриваемые в настоящее время и направленные на ужесточение требований к ликвидности иностранных обязательств, дальнейшее снижение лимитов чистой открытой позиции и введение лимитов на краткосрочное внешнее заимствование — в том числе на более долгосрочное заимствование с возможностью досрочного погашения — по отношению к капиталу банка. Эти меры могли бы временно поддерживаться более высокими резерв- ными требованиями по иностранным обязательствам по сравнению с внутренними обязательствами. Кроме того, миссия отмечает наличие значительных расхождений в данных по внешним обязательствам банков, составленных НБК и Агентством по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций (АФН), что тоже явилось предметом дискуссий в настоящее время.
Устранение этих расхождений должно стать высокоприоритетной задачей для оценки фактического профиля сроков погашения банковского долга; следует также организовать систематический мониторинг профиля будущего погашения долга. Это будет способствовать оценке будущих пиковых периодов погашения долга и соответствующего риска пролонгации для банковской системы в целом. Меры по регулированию должны опираться на действенный надзор, с тем чтобы обеспечить их соблюдение банками. Повышение периодичности и углубление инспекций на местах, особенно незапланированных тематических проверок, и совершенствование дистанционного стресс-тестирования и мониторинга моделей ликвидности банков и анализа несоответствия по срокам погашения будут важнейшими составляющими интенсификации надзорной деятельности. Сохранение независимости АФН будет залогом доверия к агентству и эффективности его работы. Кроме того, вероятно, потребуется расширить надзорные ресурсы в АФН, которые отстают от темпов развития банковской системы, и поддерживать заработную плату на надлежащем уровне для привлечения и удержания квалифицированных специалистов в области надзора. В свете растущих рисков АФН должно быть готово оперативно рассмотреть любые нарушения пруденциальных нормативов и, в случае возникновения трудностей, вмешаться и решить вопрос до появления какого-либо эффекта цепной реакции.
Список литературы
- afn.kz. 2006-2008 г.
- Текущее состояние банковского сектора на 1 февраля 2008 года // Банки Казахстана. — Алматы, 2008. — № 3. — 4 с.