В последнее время в странах, учет которых ориентируется на международные стандарты финансовой отчетности (МСФО), находит признание новый метод оценки — по справедливой стоимости. Он упоминается в МСФО 16-22, 25, 32, 33,38, 39.
В соответствии с МСФО справедливая оценка объектов учета должна базироваться на реальной экономической ситуации. МСФО дают ориентиры в определении справедливой стоимости. Например, МСФО № 22 «Объединение компаний» (§ 39) позволяет сделать справедливую оценку стоимости приобретенных идентифицируемых активов и обязательств. Определение справедливой стоимости отражено также в МСФО № 39 «Финансовые инструменты: признание и оценка».
Справедливая стоимость характеризуется суммой денежных средств (или их эквивалентов), на которую можно обменять актив при совершении сделки между хорошо осведомленными, желающими совершить такую сделку, независимыми друг от друга сторонами.
Оценку по справедливой стоимости можно охарактеризовать как систему учетных действий, позволяющую определить потенциальную ценность предприятия на основе информационного отражения отношений, сложившихся у него в процессе формирования активов и пассивов. Или, используя общепринятый стиль принципов бухгалтерского учета, можно предложить следующую трактовку: справедливая оценка — это стоимость активов, обязательств и капитала компании, определенная на основе приоритета текущего экономического содержания факта хозяйственной деятельности над его юридической формой. Отметим, что справедливая стоимость отражает не реальные сделки, совершенные организацией, а некоторую условную сумму, которая могла бы быть выручена в случае продажи имущества на отчетную дату. Это подтверждается и определением понятия «стоимость рыночная справедливая» (в данном случае это понятие соответствует понятию «справедливая стоимость»), данному в Большом экономическом словаре. Идеализированная рыночная стоимость, определяемая как цена, по которой данный актив может быть продан, при условии, что и продавец и покупатель располагают всей информацией, необходимой для ее установления, и действуют добровольно и рационально.
Необходимо отметить, что постсоветский бухгалтерский учет и отчетность по степени унификации и стандартизации стоят на первом месте в мире. Несмотря на актуальность проблемы оценки активов и обязательств по «справедливой» стоимости категориальный аппарат, связанный с данными учетными процедурами, находится на стадии формирования.
В.В.Ковалев, отмечая, что «справедливая стоимость» — это революция в учете, трактует ее как оценку, основанную на учете будущих поступлений. А.Н.Хорин считает, что справедливая оценка — это субъективная оценка. В.Я.Соколов предлагает: справедливую стоимость нужно устанавливать отдельно на каждую статью отчетности с учетом отраслевых особенностей. В.Б.Ивашкевич говорит о том, что если бухгалтерский учет будет иметь возможность измерять ценности в стоимостном выражении, то он приблизится к тому, чтобы ориентировочно измерить величину их справедливой стоимости.
Необходимость справедливой оценки наиболее важна в условиях переходной экономики Казахстана. Неравномерность развития отдельных отраслей народного хозяйства, неравноправное включение предприятий в рыночный механизм, инфляционные процессы, проблема неплатежей обусловили несоответствие традиционных способов бухгалтерской оценки потребностям управления на микро- и макроуровнях.
Наилучшей базой для определения справедливой стоимости при наличии активного рынка выступает рыночная стоимость, скорректированная с учетом затрат на осуществление сделки. Существование активного рынка обусловлено следующими факторами:
- торги ведутся по однородной продукции;
- желающие продать или купить могут быть найдены в любое время;
- цены общедоступны, т.е. объявляются открыто.
В случае отсутствия активного рынка или его недостаточной организованности для определения справедливой стоимости используются технические способы оценки:
- цена последней аналогичной сделки, при условии, что с момента ее проведения до отчетной даты не произошло существенных изменений экономических условий;
- сопоставление с текущей рыночной стоимостью другого, очень похожего актива и т.д.
Кроме того, для определения справедливой стоимости согласно МСФО необходимо иметь информацию о сделках с аналогичным имуществом, в которых обеспечивались бы следующие условия:
- сделка осуществляется между независимыми (несвязанными) сторонами;
- стороны хорошо осведомлены об условиях сделки и среднерыночных условиях сделок с аналогичным имуществом;
- стороны совершают сделку без принуждения, т.е. сделка не является вынужденной.
Исходя из названных характеристик можно полагать с определенной степенью условности, что рыночная цена является наиболее обоснованным (но не единственным) показателем справедливой стоимости. Подтверждение этому можно найти в пп. 30, 31 МСФО 16 «Основные средства», согласно которым справедливой стоимостью земли, зданий, машин и оборудования обычно является их рыночная стоимость (для земли и зданий обычно она определяется профессиональным оценщиком). Если информация о рыночной стоимости машин и оборудования отсутствует по причине их специфического характера или редкости продаж, они оцениваются по восстановительной стоимости с учетом износа.
Определение справедливой стоимости нематериальных активов осложнено ввиду специфичности этого актива, поэтому МСФО дополнительно вводит понятие активного рынка, который согласно МСФО 38 «Нематериальные активы» соответствует следующим условиям:
- статьи, продаваемые на рынке, являются однородными;
- обычно в любое время могут быть найдены желающие совершить сделку продавцы и покупатели;
- имеется доступность цен для общественности.
Активный рынок для нематериальных активов существует редко, особенно это касается товарных марок, знаков обслуживания, прав на публикацию музыки и кинофильмов, патентов, поскольку все они являются неповторимыми, уникальными. Кроме того, хотя нематериальные активы покупаются и продаются, подобные операции осуществляются на рынке нечасто для соответствия понятию активного рынка. По этим причинам цена, уплаченная за определенный нематериальный актив, не может обеспечить достаточное доказательство справедливой стоимости другого, к тому же цены часто бывают недоступны для общественности ввиду конфиденциальности информации о цене сделки.
В случае оценки недвижимости по справедливой стоимости активный рынок может отсутствовать, однако сделки с объектами недвижимости с аналогичными характеристиками могут совершаться при наличии всех необходимых условий признания справедливой стоимости.
Таким образом, при наличии информации о рыночной стоимости какого-либо имущества эта стоимость согласно МСФО принимается в качестве справедливой. При этом возникает замещение понятия рыночной стоимости понятием справедливая стоимость. Следовательно, в случае невыполнения приведенных выше условий для признания справедливой (а фактически — рыночной) стоимо- сти необходимо разработать и использовать другие способы оценок для соблюдения принципа справедливой оценки.
Место справедливой оценки в теории и практике бухгалтерского учета можно также оценить исходя из современных концепций финансового менеджмента. Финансовый менеджмент имеет в своей основе три базовых концепции: риск; текущая стоимость; поток денежных средств. На наш взгляд, необходимо детализировать понятие бухгалтерского риска, так как этот вопрос недостаточно освещен в литературе.
W.Beaver, P.Kettler, M.Sholes провели исследования, которые показали, что бухгалтерские методы определения риска, такие как расчеты коэффициентов дивидендного выхода, капитализации, покрытия и прироста активов, отражаются на рыночных измерителях риска. Они также пришли к выводу, что стратегия ранжирования портфелей активов по степени их бухгалтерского риска по сути эквивалентна стратегии ранжирования тех же самых портфелей по степени их рыночного риска. Robert Bowman проиллюстрировал теоретическое положение о взаимосвязи между систематическим риском и долей заемных средств в капитале предприятия и другими «бухгалтерскими» измерителями риска. Barr Rosenberg был первый, кто использовал фундаментальные коэффициенты, которые рассчитывались на основе показателей деятельности предприятия. Очень важен вывод о том, что те же экономические детерминанты бухгалтерской природы, которые определяют степень рискованности актива, оказывают решающее воздействие на показатели систематического риска этого актива.
Л.А.Бернстайн определяет бухгалтерский риск как комплексную (двойственную) категорию, которая:
- имеет первопричинный фактор человеческой природы;
- возникает также из-за неточности, свойственной учетному процессу, которая состоит в наличии альтернативных принципов бухгалтерского учета, нечеткого критерия, определяющего их и, следовательно, нечеткости самих стандартов бухгалтерского учета.
Мы можем модифицировать определение Л.А.Бернстайна, указав, что бухгалтерский риск, как любой фактор, имеет как субъективную, так и объективную статическую и динамическую стороны, что неявно указано в вышеназванном определении. Взаимосвязь между риском, который необходимо принять на себя, и доходом, который можно ожидать, является центральным вопросом во всех современных решениях об инвестициях и ссудах.
Модифицируя далее определение Л.А.Бернстайна, можно определить следующим образом систематический и несистематический бухгалтерские риски: первый определяет общую компоненту, которая присуща отчетности всех компаний в выбранной совокупности; второй — остаточную часть, присущую отчетности конкретной компании в выбранной совокупности.
Определяя компоненты систематического риска, присущие отчетности казахстанских компаний, можно диверсифицировать его следующим образом:
- Риск учетной политики (или риск объективной оценки) — это выбор предприятием политики по отгрузке/оплате, метода оценки материальных запасов (ФИФО, средняя цена), критерия отнесения активов в состав основных средств (по сроку службы или по стоимости), распределения косвенных расходов. Такой риск, на наш взгляд, выделяется потому, что учетная политика является определяющей при оценке важнейших статей актива баланса, а также при определении выручки и чистой прибыли предприятия. Данный компонент систематического риска является его объективной и статической составляющей, отражающей состояние стандартов учета и отчетности на определенный момент времени. Данный риск поддается учету посредством сравнения, анализа коэффициентов.
- Риск субъектов отчетности — очень сложная и динамичная компонента, которая играет не менее важную роль, нежели предыдущий риск, и состоит из следующих элементов:
- риск релевантности отчетных показателей отражает сложность и фискальный характер отечественной налоговой системы. Он заключается в том, что даже если предприятие по финансовой отчетности находится на грани банкротства (например должник бюджету), то это еще не значит, что оно неспособно приносить доход и функционировать в дальнейшем. Отчетность не всегда отражает те реальные возможности, которые есть у предприятия. Например, многие предприятия нельзя ликвидировать по причине их градообразующей роли или их стратегического значения. Поэтому обычно создается система посредников, которые могут вполне безопасно работать, арендуя мощности данного предприятия и выводя прибыль из-под налогообложения. При этом сам инвестор может получать прибыль именно через эти предприятия. Таким образом, традиционный набор показателей ликвидности, финансовой устойчивости и прибыльности здесь не играет роли;
- риск релевантности действий руководства состоит в том, что при данной налоговой системе сам инвестор заинтересован в уклонении от налогообложения, поэтому менеджмент компании может часть прибыли от таких операций (страхование, договоры на консультационные услуги) оставлять себе, не делясь с инвестором(-ами). При этом отчетность не отражает таких действий руководства, и это может остаться незамеченным даже при аудиторской проверке;
- динамический (институциональный) риск состоит в сложившейся в РК неустойчивости структур (как объекта регулирования, так и субъекта). Слабость объекта определяет в основном произвол субъекта. Естественно, что в таких условиях невозможно прогнозировать финансовые потоки. Это повышает риск экономической деятельности, что ведет к повышению неопределенности прогнозных показателей финансовой отчетности.
Исходя из вышеизложенного очевидно, что использование справедливой оценки позволяет существенно снизить риск учетной политики и риск релевантности действия руководства. Однако сама оценка резко подвергнута институциональному риску.
Многие экономисты ставят под сомнение возможность организации учета на основе справедливой оценки, однако современные информационные технологии раскрывают значительные перспективы для его внедрения.