Доверенностью, как документом, посредством которого оформляются отношения поручения в соответствии со ст.167 ГК РК признается письменное уполномочие одного лица (доверителя) для представительства от его имени, выдаваемое им другому лицу (поверенному).
По своей правовой природе и назначению доверенность представляет собой письменный документ, фиксирующий право (уполномочие) на осуществление представительства от имени одного или нескольких лиц.
Доверенность и договор поручения являются различными элементами одного (гражданско-правового) института представительства. Сама доверенность, хотя и по сути являет собой одностороннюю сделку, предполагает предварительную договоренность между доверителем и поверенным относительно их прав и обязанностей между собой и третьими лицами в силу представляемого поручения. Доверенность как документ, необходимый для исполнения поручения поверенным является необходимым условием представительства. Именно в этой связи в праве дореволюционной России не было как такового разделения между договором поручения и доверенностью, какое наблюдается в современном праве. Для регулирования представительства применялись положения института «договора доверенности» [1], что говорит о единстве и взаимосвязи между этими понятиями в гражданском праве.
Доверенность может быть выдана как на заключение сделок, так и на совершение иных юридически значимых действий; ее удостоверение нотариусом производится по общим правилам удостоверения сделок. В теории гражданского права доверенности классифицируются по различным критериям. В рассматриваемом случае мы ограничимся следующим вариантом их классификации:
• разовые – выдаваемые на совершение какого-либо одного действия (получение документов, продажу или покупку квартиры, регистрацию документов в регистрирующих органах и т.д.);
• специальные – для совершения в определенный период однородных или длящихся действий, неразрывно связанных общей целью, общим предметом и направленных на достижение одного юридически значимого результата;
• общие – для совершения в течение определенного времени разнообразных действий (например, содержащие полномочия по пользованию и распоряжению имуществом доверителя, по осуществлению его прав и обязанностей, в том числе на представительство перед третьими лицами).
Выбор такого варианта классификации обусловлен тем, что Данный выбор классификации продиктован тем, что здесь за основу взят главное назначение этого юридического документа, а именно то, что при его оформлении на доверителя возлагается комплекс прав и обязанностей перед своим поверенным и третьими лицами. В случае нотариального оформления доверенности, закон требует от нотариуса разъяснения доверителям правовых последствий выдачи доверенностей, т.е. доверители должны знать об объеме и характере полномочий, предоставляемых ими третьим лицам. Исходя из правовой общности понятий представительства и доверенности, нотариусам при удостоверении доверенностей целесообразно было бы объяснять доверителю о значении выдаваемой доверенности именно как правового инструмента, необходимого для оформления отношений представительства.
Отношения представительства, основанного на доверенности, характеризуются двумя признаками:
1) поверенный может действовать только от имени доверителя и в его интересах;
2) правовые последствия реализации полномочий, указанных в доверенности, в будущем коснутся прав и интересов доверителя.
При удостоверении доверенности следует учитывать нормативные требования к представительству, предусмотренные в п.п. 3 и 5 ст.163 ГК РК, в соответствии с которыми представитель не может совершать сделки от имени представляемого ни в отношении себя лично, ни в отношении другого лица, представителем которого он одновременно является.
Например, нельзя удостоверять доверенность, по которой один из супругов должен будет действовать в качестве представителя по доверенности и от имени доверителя приобретать имущество на имя своего супруга. Это ограничение установлено в связи с тем, что имущество супругов, приобретенное в период брака, является общей совместной собственностью. Следовательно, в данном случае сделка с представителем будет совершена в интересах самого поверенного, а не доверителя. Данное положение закона будет действовать, если брачным договором не определен раздельный режим имущества, приобретаемого супругами в период брака.
Однако следует отличать случаи, когда представитель может совершать сделку, как от имени доверителя, так и от себя лично, если их интересы совпадают. Например, когда поверенный действует от имени доверителя и от себя лично при одновременном отчуждении ими своих долей в имуществе, принадлежащем им на праве общей долевой собственности. В данном случае оба участника сделки имеют общую цель – продать имущество, находящееся в общей долевой собственности, и их интересы совпадают. Отказ в удостоверении доверенности для такого случая не будет обоснованным, поскольку запрет, предусмотренный правилами, изложенными в п.3 ст.163 ГК РК, распространяется на те ситуации, когда интересы поверенного могут идти вразрез с интересами доверителя.
Не может удостоверяться доверенность, если сделка может быть совершена только лично, а не через представителя (п.5 ст.163 ГК РК). К таким случаям, например, относятся совершение завещания, его отмена или изменение, вступление в брак, заключение брачного, трудового договора, алиментного соглашения т.п. Законодательством предусмотрены и иные случаи недопустимости совершения определенных действий через представителя.
При удостоверении доверенности на совершение дарения представителем следует иметь в виду, что если в ней не назван одаряемый и не указан предмет дарения, то такая доверенность недействительна (п.5 ст.510 ГК РК). Сказанное означает, что даже если подобная доверенность будет удостоверена, то полномочия по ней не могут быть реализованы доверителем.
Доверенность должна быть совершена в письменной форме. В отличие от требований Гражданского кодекса КазССР, по ныне действующему гражданскому законодательству большинство доверенностей могут быть оформлены в простой письменной форме.
Обязательному нотариальному удостоверению подлежат доверенности на совершение сделок, требующих нотариального удостоверения и доверенности, выдаваемые в порядке передоверия.
Доверенность должна содержать: место и дату ее совершения (дата, месяц и год совершения доверенности указываются прописью); срок, на который она выдана; имя доверителя – физического лица, гражданство, местожительства, документ, на основании которого установлена его личность, реквизиты данного документа; наименование доверителя – юридического лица (указывается его полное наименование, регистрационный номер, регистрационный номер налогоплательщика, место нахождения юридического лица, имя руководителя или иного лица, уполномоченного подписывать доверенность и основания полномочий и реквизиты документов, подтверждающих эти полномочия); сведения о представителе – физическом лице (место жительства, данные документов, удостоверяющих личность); сведения о поверенном – юридическом лице (полное наименование, регистрационный номер, регистрационный номер налогоплательщика, место нахождения).
Данный документ, как свидетельствует судебная практика, достаточно часто оспаривается в судебном порядке. Так, доверенность может быть признана недействительной, в случаях, если она: не соответствует закону; выдана на совершение полномочий, которые заведомо противных основам нравственности и правопорядка; совершена под влиянием заблуждения либо под влиянием обмана, угрозы, насилия или стечения тяжелых обстоятельств; совершена малолетним гражданином (либо гражданином, признанным недееспособным) и т.п. В связи с этим при удостоверении доверенности необходимо выполнять требования, предъявляемые к ее содержанию, согласно которым:
- - доверенность может быть оформлена только на совершение правомерных действий, содержание ее не может противоречить требованиям законодательства, она не может быть выдана на совершение сделки или иного действия, носящего личный характер, когда требуется личное участие гражданина;
- - полномочия, передаваемые поверенному должны быть изложены полно и ясно, с тем чтобы они не вызывали в будущем различное толкование текста.
Действующее законодательство допускает выдачу доверенностей на имя нескольких представителей или от имени нескольких представителей. Однако в этих ситуациях могут возникнуть определенные правовые коллизии. В частности, при отмене доверенности одним из представляемых она подлежит возврату, поскольку соответствующее полномочие утратило силу. С другой стороны, возврат доверенности приведет к невозможности для представителя реализовать полномочия других представляемых, содержащиеся в этом же документе и для отмены которых нет оснований. Помимо этого, наличие нескольких представителей по одной доверенности может породить между ними споры о наиболее целесообразном способе выполнения поручения и привести к игнорированию мнений тех из них, которые не обладают реально самим документом [2].
Все возможные сомнения нотариусом должны быть устранены до совершения нотариального действия, поскольку выдача достоверенного документа предполагает его использование поверенным со всеми вытекающими отсюда для доверителя правовыми последствиями.
Доверенность доверителем подписывается только в присутствии нотариуса. Существуют ограничения для круга лиц, которые правомочны подписаться в доверенности. Ими не могут быть:
- - представитель по данной доверенности;
- - нотариус, удостоверяющий доверенность;
- - гражданин, не обладающий дееспособностью в полном объеме;
- - неграмотное лицо;
- - гражданин с таким физическим недостатком, который явно не позволяет ему в полной мере осознавать смысл происходящего;
- - лицо, не владеющее в достаточной степени языком, на котором составлена доверенность. Перед подписанием доверенности, составленной нотариусом по просьбе доверителя, текст доверенности прочитывается последним и подтверждается, что содержание ему понятно и соответствует его волеизъявлению.
Для того, чтобы не допустить возможности наступления условий, по которым доверенность может быть признана недействительной, нотариус старается зафиксировать в тексте доверенности как можно больше информации о разъяснении поверенному его полномочий, а также с выяснением его действительных намерений и определения его физического состояния на момент подписания документа. Именно поэтому нотариусы до сих пор используют в современном нотариальном процессе словосочетания «в здравом уме и твердой памяти», что является, как это отмечают некоторые исследователи, по всей видимости, наследием дореволюционного законодательства России. Так, известный русский юрист Мейер Д.И. утверждал, что «выражение «здравый ум», конечно, указывает на нормальное состояние умственных сил, но «твердая память» есть не более как привесок, сам по себе не имеющий значение: бывает, конечно состояние беспамятства, но оно в то же время есть и отрицание здравого ума» [3]. В то же время подписание доверителем доверенности с указанием фразы о том, что он действует по своей воле, находясь в здравом уме и твердой памяти, не исключает обязанности нотариуса выполнить все необходимые действия, предусмотренные законодательством.
Т.И. Амбурцева также отмечает, что ни в медицине, ни в юридической терминологии не применяются такие понятия как «здравый ум» и «твердая память», а есть понятия «дееспособность» и «недееспособность», содержание которых имеется в ст.17 ГК РК. В силу закона при совершении любой сделки нотариус обязан проверить дееспособность гражданина, о чем он указывает в удостоверительной надписи , что дееспособность проверена и написанные в доверенности слов как «находясь в здравом уме и твердой памяти» в случае судебного разбирательства не послужат основанием для непризнания сделки недействительной. Само словосочетание «находясь в здравом уме и ясной памяти» давно морально устарело является архаическим и в юридической литературе не применяется [4].
Одним из основных требований при составлении доверенности является то, что полномочия, изложенные в доверенности, не могут выходить за пределы правоспособности, предусмотренной законодательством. При этом следует помнить, что в зависимости от вида доверенности законом могут быть предусмотрены специфические требования к содержанию полномочий поверенного. Например, доверенность на представительство в суде оформляется в соответствии с требованиями ст.61 ГПК РК, согласно которой, если в ней не указаны полномочия, предусмотренные в названной статье, считается, что такие полномочия не предоставлены представителю, следовательно, он их осуществлять не может [5].
При удостоверении доверенности граждан, занимающихся предпри-нимательской деятельностью без образования юридического лица, следует иметь в виду, что по смыслу п.1 ст.10 ГК РК предпринимательская деятельность осуществляется предпринимателем самостоятельно и на свой риск, поэтому осуществление всех полномочий по ведению предпринимательской деятельности от его имени представителем неправомерно. Отсюда следует, что полномочия предпринимателя могут быть переданы представителю только на совершение отдельных действий: заключение отдельных сделок, распоряжение расчетным счетом, кроме открытия счета на доверенное лицо предпринимателя. Подобные ограничения сделаны для того, чтобы не допустить фактического осуществления предпринимательской деятельности лицами, которые подпадают под какие-либо нормативные запреты.
Полномочия, предоставленные предпринимателю лицензией, представителю по доверенности переданы быть не могут. Данный запрет вытекает из самого назначения лицензирования.
В современной юридической науке бытует мнение, что доверенность уже не может ограничиваться внешней ролью в представительских отношениях, она становится причиной таких отношений [6]. Сама доверенность представляет собой документ, направленный на исполнение представительства, выражает установление правовой связи между представляемыми и третьими лицами, и не может не отражать внутреннюю сторону отношений между представляемым и представителем.
По мнению Чеха В.В., институт представительства включает в себя внутренние отношения между представителем и представляемым, которые должны регулироваться гл. 5 ГК РК, и внешние, выражающиеся в установлении конкретных правоотношений между выдавшим доверенность представляемым и третьим лицом в результате совершения с ним сделки представителем от имени представляемого [7].
Сам факт составления доверителем документа (доверенности), отражающего его полномочия поверенного, говорит о том, что между представляемым (доверителем) и поверенным уже возникла договоренность, согласно которой они определили взаимные права и обязанности, предусмотренные ст.167-171 ГК РК. Они включают и обязанность представляемого (доверителя) принять от представителя все исполненное им по представительству в соответствии с договором поручения, что является неотъемлемым элементом и необходимыми условием возникновения отношений по представительству. Данная договоренность также не исключает и возможные условия по оплате услуг между представляемым и представителем.
Таким образом, в соответствии со своим предназначением и в силу требований закона доверенность является средством наделения полномочиями представителя перед третьими лицами в гражданских (гражданских процессуальных) отношениях. По своей природе доверенность – это способ фиксации факта достижения договоренности между доверителем и поверенным и способ юридического оформления отношений поручения. По комплексу норм, задействуемых при оформлении рассматриваемых отношений, нормы права (различных отраслей) образуют межотраслевой институт, которые оказывают свое воздействие на эти отношения в соответствии с методом отраслевого регулирования.
Список использованной литературы:
1. Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права (по изданию 1907 г.) – М.: «Спарк», 1995. – С. 375.
2. Крылов С. Доверенность в гражданском обороте. // Нотариальный вестникъ. – 1998. – №5. – С.18.
3. Мейер Д.М. Русское гражданское право (в 2-х ч., изд.1902 г.), – М.: Статус, 1997, ч.2. – С.421.
4. Амбурцева Т.Д. Доверенность. Как юридически грамотно её составить. Доверенность и договор поручения. – Нотариальный вестникъ. – 2000. – №10. – C.22.
5.Суды не допускают выполнение поверенным процессуальных действий, если в тексте доверенности содержится общая фраза «… выполнять иные действия, предусмотренные гражданским процессуальным законодательством». Прямой запрет на это содержится в ст.61 ГПК РК.
6. Крылов С. Соотношение договора поручения и доверенности. // Российская юстиция. – 1999. – №9. – С.15
7. Чеха В.В. Доверенность и договор поручения. – Нотариальный вестникъ. – 2001. – №10. – С.17.