Доверенностью признается письменное уполномочие одного лица (доверителя) для представительства от его имени, выдаваемое им другому лицу (поверенному) (п.1 ст.167 Гражданского кодекса Республики Казахстан; далее - ГК РК) [1]. Доверенности являются одним из оснований возникновения правоотношения представительства, под которым понимается совершение одним лицом, представителем, в пределах имеющихся у него полномочий сделок и иных юридических действий от имени и в интересах другого лица - представляемого. В некоторых случаях осуществление гражданских прав и исполнение обязанностей через законных представителей является обязательным, например, в отношении несовершеннолетних и недееспособных.
Представительство по доверенностям допускается практически во всех сферах за исключением редких случаев, когда по своему характеру действия должны быть совершены лично, а также когда в законе предусмотрено, что совершение названного в нем действия через представителя не допускается. Например, заключение брака, составление завещания.
Доверенности по источникам их удостоверения можно разделить на три группы:
а) доверенности, удостоверенные нотариально;
б) доверенности, приравненные к нотариально удостоверенным;
в) доверенности, удостоверенные должностными лицами юридических лиц (как правило, первыми руководителями).
Обязательному нотариальному удостоверению под страхом недействительности подлежат доверенности на управление имуществом и на совершение сделок, требующих нотариального удостоверения, если иное не установлено законодательными актами; а также доверенность, по которой поверенный передает полномочия другому лицу в порядке передоверия.
К нотариально удостоверенным доверенностям приравниваются:
1) доверенности военнослужащих и других лиц, находящихся на излечении в госпиталях, санаториях и других военно-лечебных учреждениях, удостоверенные начальниками, заместителями по медицинской части, старшими и дежурными врачами этих госпиталей, санаториев и других военно-лечебных учреждений;
2) доверенности военнослужащих, а в пунктах дислокации воинских частей, соединений, учреждений и военно-учебных заведений, где нет государственных нотариальных контор и других органов, совершающих нотариальные действия, также доверенности рабочих и служащих, членов их семей и членов семей военнослужащих, удостоверенные командирами (начальниками) этих частей, соединений, учреждений, заведений;
3) доверенности лиц, находящихся в местах лишения свободы, удостоверенные начальниками мест лишения свободы;
4) доверенности совершеннолетних дееспособных граждан, находящихся в учреждениях социальной защиты населения, удостоверенные руководителем этого учреждения или соответствующего органа социальной защиты населения.
Срок действия доверенности обозначается прописью и не может превышать трех лет. Если в доверенности указан более длительный срок, она действительна в течение трех лет, а если в ней срок действия не указан - в течение одного года со дня выдачи. Обязательным реквизитом доверенности является дата ее выдачи, поэтому недействительна доверенность, в которой не указана дата ее выдачи.
Поверенный должен лично совершить те действия, на которые он уполномочен. Он может передоверить их совершение другому лицу только в том случае, если на это уполномочен полученной доверенностью либо вынужден к этому силою обстоятельства для охраны интересов доверителя (п.1 ст.169 ГК РК).
В Законе РК «О нотариате» удостоверению доверенностей посвящена ст. 58, в соответствии с которой нотариус и другие должностные лица, совершающие нотариальные действия, удостоверяют доверенность от имени одного или нескольких лиц на имя одного или нескольких лиц.[2] При этом очень важное значение имеет объем полномочий, предоставляемых поверенному доверителем. Именно в таких случаях нотариус должен разъяснять гражданам и юридическим лицам права и обязанности, предупреждать о последствиях совершаемых нотариальных действий, с тем, чтобы юридическая неосведомленность не могла быть использована им во вред.
Для удостоверения доверенности, выдаваемой в порядке передоверия, нотариус истребует основную доверенность, в которой оговорено право передоверия или должен потребовать представления доказательств того, что представитель по основной доверенности вынужден к этому силой обстоятельств для охраны интересов лица, выдавшего доверенность. Доверенность в порядке передоверия не должна содержать в себе больше прав, чем предоставлено по основной доверенности. А срок действия доверенности, выданной по передоверию, не может превышать срока действия первоначальной доверенности, на основании которой она выдана. Поверенный, передавший полномочия другому лицу, должен незамедлительно известить об этом доверителя и сообщить ему необходимые сведения об этом лице и его местожительстве. На основной доверенности делается отметка о передоверии. Копия основной доверенности приобщается к экземпляру доверенности, оставляемому у нотариуса (пункт 2 статьи 58 Закона «О нотариате»).
Представитель не может совершать действия по доверенности ни в отношении себя лично, ни в отношении другого лица, представителем которого он одновременно является. В этой связи на практике среди населения широко распространено ошибочное мнение о том, что договор об отчуждении имущества, например, купли-продажи, можно заменить выдачей так называемой генеральной доверенности. Тем самым совершается притворная сделка, не влекущая тех правовых последствий, которые стороны предполагали достичь. На самом деле в результате совершения купли-продажи стороны предполагают достичь правовых последствий в виде смены одного собственника на другого, для чего покупатель уплачивает продавцу полную стоимость имущества, но в результате выдачи даже генеральной доверенности такая цель не достигается. В этом и заключается недействительность притворной сделки, суть которой заключается в том, что двусторонняя сделка купли-продажи подменяется односторонней сделкой, каковой является доверенность. В случае возникновения спора в таких случаях суды применяют правило пункта 2 ст.160 ГК РК о том, что если сделка совершена с целью прикрыть другую сделку (притворная), то применяются правила, относящиеся к той сделке, которую стороны действительно имели в виду.[1]
Вместе с тем распространены случаи, когда, заключив такую притворную сделку, доверитель выезжает за пределы государства и по этой или иной причине его местонахождение неизвестно, а срок действия генеральной доверенности истек. У поверенного, который фактически должен быть собственником, но юридически им не является, возникают серьезные проблемы, которые вынуждают его обратиться в суд за подтверждением своего вещного права на фактически купленное имущество. Суды по-разному мотивировали свое решение в пользу такого поверенного. В одних случаях суд рассматривал дело как об установлении юридического факта признания права собственности, поскольку отсутствует спор о праве, при этом не нарушаются и права третьих лиц. В других случаях в качестве ответчика привлекались местные исполнительные органы и т.д. Некоторую определенность при совершении рассматриваемых нами притворных сделок внесло нормативное постановление Верховного Суда Республики Казахстан от 28 июня2002 года № 13 «О судебной практике по делам об установлении фактов,имеющих юридическое значение», абз.3 пункта 8 которого регламентирует, что факты владения, пользования и (или) распоряжения автотранспортными средствами и любым другим имуществом, приобретенными по сделке, не оформленной в соответствии с законодательством, не могут быть установлены. В этом случае заявитель вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности или признании сделки состоявшейся на общих основаниях.[3]
Что касается притворных сделок с жилищем, то лишь относительно недавно, а именно 16.07.2007 г. Верховным судом РК было принято Нормативное постановление № 5 «О некоторых вопросах разрешения споров, связанных с защитой права собственности на жилище».[4] В соответствии с абз.2 пункта 3 данного Постановления в случае несоблюдения формы сделки, когда фактически совершенная сделка подтверждается иными, кроме свидетельских показаний, доказательствами (например, выдачей доверенности на право отчуждения), при неизвестности местонахождения продавца, заинтересованная сторона вправе обратиться в суд с иском о признании сделки действительной, с указанием в качестве ответчика продавца, извещаемого судом по последнему известному месту его жительства. Представляется, что если суду заведомо известно, что прежний собственник более трех лет назад выехал из Казахстана на постоянное жительство, в частности, в Германию или Израиль, то о каком последнем месте жительства в Казахстане может идти речь?
Очень важным реквизитом доверенности является указание круга полномочий поверенного, которые должны быть изложены максимально точно, не допуская расширительного или иного субъективного толкования.
Лицо, выдавшее доверенность, вправе в любое время отменить доверенность или передоверие, а лицо, которому выдана доверенность, вправе в любое время отказаться от нее. Соглашение об отказе от этих прав недействительно. Так, гр. А. заключил притворную сделку с гр.Б. о продаже жилого дома, оформив ее выдачей генеральной доверенности и получив его полную рыночную стоимость на момент заключения сделки. Однако за несколько месяцев после этого цена такого рода недвижимости в данной местности значительно повысилась и фактический продавец потребовал от покупателя произвести доплату, пояснив, что он продешевил при определении стоимости объекта. Не получив согласия покупателя, продавец воспользовался своим правом доверителя и отменил действие доверенности, потребовав возврата имущества. Покупатель же, юридически являющийся всего лишь поверенным, вынужден был отстаивать свое вещное право в различных судебных инстанциях, вплоть до Верховного Суда РК.
На практике некоторые государственные органы, в частности, ГАИ, необоснованно требуют от представителей нотариально удостоверенной доверенности вместо простой письменной. Например, отец дает право сыну владеть и пользоваться своим автомобилем, без передачи права собственности. Форма такой доверенности может быть простой письменной, достаточно зарегистрировать ее в органах ГАИ по месту жительства. Однако в Казахстане сложилась порочная практика, в соответствии с которой передача прав на техническое управление автотранспортным средством без права распоряжения, должна оформляться нотариально. Органы ГАИ неправильно толкуют норму пункта 2 статьи 167 ГК РК о том, что доверенность на управление имуществом должна быть нотариально заверена.[1] Дело в том, что в данной статье речь идет о юридическом управлении, включающем одновременно все три элемента вещного права: владение, пользование и распоряжение, то есть о генеральной доверенности, но никак не о техническом управлении транспортным средством без права распоряжения им.
Таким образом, заключение односторонней сделки в виде выдачи доверенности влечет самые разнообразные последствия, в том числе и самые неблагоприятные как в моральном, так и в имущественном отношении. Позитивные изменения в данном вопросе могла бы повлечь унификация судебной и нотариальной практики.
Список использованной литературы:
- Гражданский кодекс Республики Казахстан (общая и особенная части). – Алматы, 2009
- Закон Республики Казахстан «О нотариате» от 14 июля 1997 г.
- Нормативное постановление Верховного суда Республики Казахстан от 28 июня2002 года № 13 «О судебной практике по делам об установлении фактов,имеющих юридическое значение»
- Нормативное постановление Верховного суда Республики Казахстан № 5 от 16 июля 2007 г. «О некоторых вопросах разрешения споров, связанных с защитой права собственности на жилище»