В сегодняшнем мире повсеместно идут процессы духовно-нравственного обновления, основанные на общечеловеческих ценностях, заметно усилилась тенденция к целостному мировоззрению, чрезвычайно возрастает роль религий. Повсеместно распространяющаяся роль религии в обществе, вызывает необходимость соответствующего законодательного регулирования, основанного на принципах международного права, закрепляющего право каждого человека на свободу мысли, совести и религии. Многие международные документы закрепляют право каждого человека на свободу мысли, совести и религии. Несмотря на различия в формулировках, они содержат стандартные определения права на свободу совести. Так, статья 55 Устава ООН провозглашает содействие всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии с целью создания условий стабильности и благополучия, необходимых для мирных и дружественных отношений между нациями, основанных на уважении принципа равноправия и самоопределения народов. Согласно Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 года, это право включает в себя свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных порядок.
Современный Казахстан, являясь демократическим, правовым государством, высшими ценностями, которого являются человек, его жизнь, права и свободы, гарантирует закрепленное в Конституции РК право каждого на свободу совести, вероисповедания, в свою очередь, не допускающую пропаганду или агитацию, возбуждающую религиозную или иную ненависть и вражду. Тем не менее, на сегодняшний момент Республика Казахстан с численностью населения 15571,5 тыс. человек (на 1 января 2008г.), привлекает повышенное внимание в связи с деятельностью свыше двух с половиной тысяч религиозных объединений, представляющих более 40 конфессий и религиозных течений без учета непрерывного увеличения вновь образовывающихся и официально не зарегистрированных.
Национальное регулирование вопросов связанных со свободой вероисповедания осуществляется Конституцией РК (ст. 22), а так же Законом РК от 15 января 1992г. «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях», изложенными в соответствии с правилами законодательной техники и представляющими собой тщательно продуманные акты. Тем не менее, рассматриваемые документы, впрочем, как и все другие не свободны от ряда недостатков.
В то время как в Казахстане непрерывно прогрессирует рост религиозных объединений, в одной лишь Алмате с 1991 года было зафиксирован увеличение в 12 раз. Среди которых, объединения с сектантским содержанием, которые не признают традиционные религии, и деятельность которых нарушает различные права граждан, в том числе на охрану здоровья и на свободу вероисповедания.
Сегодня для регистрации религиозного объединения требуется предъявить заявление о регистрации; устав (положение), принятый на учредительном съезде (конференции, собрании); протокол собрания (конференции, съезда, курултая), принявшего устав (положение), пронумерованный, прошнурованный, заверенный подписью уполномоченного лица; список граждан-инициаторов, создавших религиозное объединение, с указанием фамилии, имени, отчества; числа, месяца, года рождения; места жительства, домашнего и служебного телефонов; личной подписи; список членов руководящего органа религиозного объединения с указанием фамилии, имени, отчества, выборной должности, года рождения, места жительства, домашнего и служебного телефонов; документ, подтверждающий место нахождения; квитанция или документ, подтверждающий уплату в бюджет сбора за государственную регистрацию юридических лиц и учетную регистрацию филиалов и представительств.
1.Религиозное объединение, имеющее руководящий центр вне пределов республики, дополнительно представляет:
копию устава зарубежного центра с нотариально удостоверенным переводом на государственном и русском языках;
выписку из реестра или другой документ, удостоверяющий, что религиозный центр является юридическим лицом по законодательству своей страны с нотариально удостоверенным переводом на государственном и русском языках.
2.Уставы (положения) духовных учебных заведений, мечетей, монастырей и иных религиозных объединений, основанных религиозными управлениями (центрами), утверждаются этими религиозными управлениями (центрами). Для регистрации представляется решение уполномоченного органа религиозного управления (центра) об их создании. Перечень достаточно лояльный. Он требует своего ужесточения. До того, как религиозное объединение заявляет о себе, как о религиозном объединений необходимо провести соответствующую экспертизу на «религиозность» данного объединения. Нужно как-то оградить общество от псевдорелигиозных объединений.
Так, например, целый ряд подпольных течений, духовных школ и околорелигиозных сект не регистрируются в качестве религиозных, а функционируют как учебные центры, группы оздоровления, коммерческие организации. Все они обильно финансируются, и умело руководятся центрами из дальнего и ближнего зарубежья, их миссионерами. Религиозные мировоззрения, проповедуемые лидерами этих общин, далеки от устоев нашей Республики, большинство из них не приемлют принципов веротерпимости и проявляют нелояльность к традициям и обычаям местных народов, попытки игнорирования Конституции и Законов Республики Казахстан.
Соответственно на сегодняшний момент необходимо:
В вопрос о регистрации религиозных объединений, для дальнейшего осуществления законной деятельности внести изменения с введением нормы о проведении соответствующей экспертизы.
Существующий список оснований ликвидации религиозного объединения, изложенный в п. 4 ст. 11 Закона РК «О свободе вероисповедания и религиозных объединений», на мой взгляд, является не исчерпывающим, в дальнейшем приводящий к возникновению коллизий. В то время как из п. 4 ст. 11 Закона РК «О свободе вероисповедания и религиозных объединений» следует, что религиозное объединение может быть ликвидировано решению суда, в случаях: 1) невыполнения требований настоящего Закона; 2) не устранения в срок, установленный судом, нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности религиозного объединения; 3) систематического осуществления деятельности, противоречащей уставу (положению) религиозного объединения; 4) осуществления деятельности, запрещенной законодательными актами Республики Казахстан, либо с неоднократным (не менее двух раз) или грубым нарушением законодательства Республики Казахстан; 5) признания недействительной государственной регистрации религиозного объединения в связи с допущенными при его создании нарушениями законодательства, которые носят неустранимый характер, либо отмены государственной регистрации религиозного объединения.
На мой взгляд, в данный перечень необходимо внести дополнения, а именно: «По решению суда религиозное объединение может быть ликвидировано в случаях: нарушение общественной безопасности и общественного порядка; действия, направленные на осуществление экстремистской деятельности; принуждение к разрушению семьи; посягательство на личность, права и свободы граждан; нанесение установленного в соответствии с законом ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе использованием в связи с их религиозной деятельностью наркотических и психотропных средств, гипноза, совершением развратных и иных противоправных действий; склонение к самоубийству или к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии; воспрепятствование получению обязательного образования; принуждение членов и последователей религиозного объединения и иных лиц к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиозного объединения; воспрепятствование угрозой причинения вреда жизни, здоровью, имуществу, если есть опасность реального ее исполнения, или применения насильственного воздействия, другими противоправными действиями выходу гражданина из религиозного объединения; побуждение граждан к отказу от исполнения установленных законом гражданских обязанностей и совершению иных противоправных действий».
3. Для предотвращения коллизий, а так же регистрации сомнительных нетрадиционных «сект», предлагаю внести норму, являющуюся основанием для отказа в регистрации религиозного объединения, а именно в случае если: а) деятельность религиозной организации, противоречащая Конституции РК и законодательству Республики Казахстан - со ссылкой на конкретные статьи законов; б) в случае если создаваемая организация не признана в качестве религиозной; в) устав и другие представленные документы не соответствуют требованиям законодательства РК или содержащиеся в них сведения не достоверны.
4. Весьма существенным аспектом в законодательстве о свободе вероисповедания Республики Казахстан, является издание производство, экспорт, импорт литературы религиозного содержания, не проходящий экспертизы, по крайней мере, в ст. 13 Закона РК «О свободе вероисповедания и религиозных объединений» не дается перечня необходимых условий для издания соответствующей литературы. На мой взгляд, необходимо Обязательное введение религоведческой экспертиы на литературу, носящую агитационный характер, а так же на литературу ввозимую, на территорию Республики Казахстан. Следует за основу взять предложенный Парламентом РК вновь вводимый подпункт 5) статьи 6-2.
«Ввоз религиозной литературы и иных информационных материалов религиозного содержания, за исключением предметов личного пользования, на территорию Республики Казахстан допускается после проведения религиоведческой экспертизы (статья 13 часть 2)».
5. В законодательстве о свободе вероисповедания в Республике Казахстан не получил достаточной разработки вопрос относительно финансирования религиозных объединений. Финансовое состояние, не анализируется, а так же не ведется учет пагубного влияния на религиозную ситуацию в стране, пропагандистское воздействие на умы и души людей. В связи, с чем, мое следующее предложение заключается в создании нормы непосредственно регулирующей финансирование, а именно а) предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот, б) оказывать финансовую, материальную и иную помощь религиозным организациям в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры, в) а также в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в образовательных учреждениях. Введение данной нормы послужит основанием для введения порядка, запрещающего финансирование религиозного объединения из средств частных организаций для совершения, противоречащих закону действий, противоправной агитации порождающей религиозные конфликты, основанные на принципе нетерпимости религий.
6. Как известно, наряду с культовой, внекультовой, культурно-просветительской, религиозное объединение занимается, так же религиозно-образовательной деятельностью. Религиозно-образовательная деятельность, направлена на трансляцию специфического вида знаний (религиозных доктрин), ценностей образа жизни и мироощущений, предполагающая специальную подготовку (священно служителями, религиозными педагогами) в отношении учащихся. В свою очередь религиозное образование следует рассматривать не обособленно, а как феномен, соотносящийся с другими, имеющими отношение к распространению религиозного знания: религиозным просвещением, а так же религиоведческим образованием и религиоведческим просвещением.
Из этого следует, что необходимо наличие обязательного религиозного образования у религиозных деятелей (священнослужителей). Что позволит, избежать самодеятельности со стороны священнослужителей, в свою очередь занимающихся передачей своих знаний и вероучений последователям. Различные школы, течения в религии несут свое понимание бытия и вопросы, связанные с верой, что, безусловно, должно контролироваться государством посредством введения обязательного религиозного образования, во избежание идеологического дисбаланса в обществе.
7. Как уже было указано выше, рост религиозных объединений увеличивается в геометрической прогрессии, и как следствии возрастает ответственность государственных служащих. В связи с чем возникает необходимость в расширение штата местных исполнительных органов по надзору за религиозной ситуацией, носящий организационный характер. Наличие в штате религиоведа как государственного служащего, необходимая мера для упрощения проведение религиоведческих экспертиз в отношении религиозных объединений, литературы выпускаемой данными объединениями и.т.д. Зачастую религиоведы работают в местных исполнительных органах на договорной основе, что затрудняет эффективность и заинтересованность в работе.
Сегодня деятельность религиозных объединений не исчерпывается только религиозными и культовыми делами, существенно расширена их возможность участвовать в общественной жизни, что является наглядным доказательством демократизации государственной политики по религиозному вопросу.
Вместе с чем на государство накладывается ответственность, обеспечить сохранение идеологического баланса в обществе, основами которого должны быть толерантность и равноправие.