В своем развитии человечество всегда стояло перед выбором альтернативной генеральной линии: экология или энергетика, нравственность или безнравственность, традиционализм или либерализм. Вот и сейчас, в эпоху глобализации, человечество вновь должно выбирать: полностью подчиниться глобализационным процессам, принять чужие ценности либо попытаться сохранить свои, так как на информационном этапе глобализации на первый план выходит проблема сохранения национальной идентичности.
В связи с этим в современном мире проблемы национальной идентичности и национального интереса в условиях глобализации находятся в центре внимания как исследователей, так и политиков. Глобальные преобразования современного человечества на рубеже веков характеризуются возникновением новых ориентиров, новых ценностей. Актуальными становятся новые мировые идеи глобальной экономики, интеграция культур и т.д.
Чем сильнее процессы глобализации проникают в национальные культуры, тем активнее народы стараются охранять такие внутренние компоненты, как культура, традиции, язык, религия. То есть в период глобальных трансформаций обостряются проблемы национальной идентичности, связанные со стремлением народов к самобытности и к самоопределению в настоящем мире, отстоять и сохранить свою идентичность. Дело в том, что неизбежные процессы глобализации, вламывающиеся в вековые уклады национальных культур, приводят зачастую к межнациональной, межрелигиозной напряженности, часто выливающейся в конфликты с вытекающими отсюда человеческими жертвами. Не случайно межнациональные конфликты и сепаратистские идеи в современном мире стали одной из главных проблем сегодняшнего дня.
Говоря о проблеме национальной идентичности, нужно уточнить, что мы понимаем под понятиями «идентичность» и «нация».
В современной политической литературе существует множество определений идентичности. Под идентичностью (от лат. Identifico — отождествляю) понимают действие, некий процесс соотнесения объекта (субъекта) с другими, выявление общих или специфических признаков, черт, самоотождествление индивида с другим человеком, группой, образцом, идеалом, в нашем случае — с определенной нацией [1]. Иначе говоря, элементом национальной идентичности является некая смысловая целостность, воспринимаемая как характеристика нации. Именно данная целостность соединяет всю конструкцию воедино. Изменить идентичность невозможно без смены ее главной идеи. И наоборот — никакая идентичность не устоит, если произойдет размывание «основной идеи».
Понятие идентичности стало одним из центральных исследований Э.Эриксона. По его мнению, решающую роль в формировании идентичности играет отношение человека к его социальной среде. В ходе этого процесса личные характеристики, растущее разнообразие социального опыта, включая оценки и признания другими, развиваются с помощью культурных средств, которые индивид черпает из культурного набора своего социального круга, уподобляясь, таким образом, остальным его членам, но в то же время сохраняя своеобразие. Изменение социокультурных условий существования личности ведет к утрате прежней и необходимости формирования новой идентичности. Иногда это приводит к глубоким личностным затруднениям и «потере себя» [2].
Исходя из сказанного, нам представляется, что национальную идентичность можно определить как заданные национальным сознанием и историей образ мира и основная идея, которыми живет социум в данную историческую эпоху и потому приемлемые для его большинства. Идентичность несет в себе ответ на вопрос о сущности своего народа, нации, ее месте и роли в мировой истории, а также перспективе существования в идеальных формах.
Национальная идентичность развивается в процессе исторических перемен, представляя из себя определенную ступень роста национального самосознания. Можно говорить о том, что идентичность — это относительно замкнутая система взглядов, а потому она, с одной стороны, довольно устойчива, но с другой — динамика развития среды ее обитания (каковой является внутренняя и внешняя жизнь нации) приводит к определенным изменениям в этой системе. Связь элементов идентичности весьма сильна, а потому замена одного из них на новый делают необходимой потребность ее существенной корректировки, если не полной замены.
При рассмотрении проблемы национальной идентичности мы должны опираться на философскую методологию, без которой практически невозможно глубоко и всесторонне проанализировать данную проблему.
В этом контексте понятие национальной идентичности может быть рассмотрено в двух аспектах:
1) в философско-антропологическом, как процесс осознания принадлежности к определенной нации, национальной культуре
2) осмысление национальных особенностей как императива в определении исторического пути развития нации. Такой подход, на наш взгляд, дает возможность рассмотреть вопросы глобализации, первоначально охватывающей главным образом экономическую и политическую области, а в настоящее время распространившейся и на культуру.
На Западе распространено мнение, что культурное разнообразие народов быстро исчезает в связи со складыванием общей, ориентированной на Запад, мировой культуры. При этом глобализация рассматривается как интеграция в области культуры, в которой западной культуре, и как носителей этой культуры английскому языку, отводится особая роль связующего звена и цементирующей силы.
Возможность объединения различных культур в единую культуру отрицается некоторыми западными и многими восточными учеными, которые приводят при этом различные аргументы. Американский ученый С. Хантингтон, исследовавший существующие противоречия между различными цивилизациями, пришел к выводу, что «в исламской, конфуцианской, японской, индуистской, буддистской и православной культурах почти не находят отклика такие западные идеи, как индивидуализм, либерализм, конституционализм, права человека, равенство, свобода, верховенство закона, демократия, свободной рынок, отделение церкви от государства» [3; 33]. Западные представления и идеи в своей основе принципиально отличаются от тех, которые присущи другим цивилизациям. Идея универсальной цивилизации — это западная идея, пишет С.Хантингтон.
Многие ученые и политологи стран Восточной Европы, признавая объективность процесса глобализации и оценивая его положительные стороны в области экономики, выражают свои опасения относительно результатов данного процесса в области национальной безопасности и в большей степени в области культуры. Эти опасения в значительной степени связаны с проблемой духовной жизни обществ, с проблемой сохранения национально-культурной самобытности народов. О реальности утраты культурной идентичности в результате процессов глобализации говорят представители интеллигенции не только малочисленных, но и многочисленных народов. На данном этапе для малочисленных народов вопрос заключается не в том, есть ли смысл прилагать усилия для сохранения своей национально-культурной самобытности, а в том, что необходимо сберечь наследие, доставшееся нам от предков, сумевших сохранить его на протяжении веков.
В этой связи представляется ценным вывод Т.П.Григорьевой, что «народ обязан сберечь свое национальное достояние, ибо только в этом случае он может внести в сокровищницу народов что-то свое неповторимое, без чего невозможно мировое единство. В этом, а не в том, чтобы быть, «как все», и состоит его интернациональный долг. Тот, кто забывает об этом, не только ущемляет национальное чувство другого народа, но и наносит ущерб самому себе, ибо отказывается от того, что принадлежит всем .» [4].
Культурные особенности и различия являются более консервативными и менее подвержены изменениям, чем экономические и политические. В основе культурных различий лежат история, язык, традиции, а также религия.
При взаимодействии культур на мировом, региональном и национальном уровнях роль религиозного фактора имеет важное значение. Так, фанатическая приверженность гагаузов христианству позволила им сохранить свою этническую специфику и избежать опасности ассимиляции во время турецкого господства на Балканах. В гагаузском фольклоре и преданиях сохранились сведения об отношении христиан к браку с мусульманами (девушки, которых турки насильно уводили, кончали жизнь самоубийством). При общности языков гагаузов и турок заимствования в гагаузской культуре в основном имели место в области языка, фольклора (сюжеты, мелодика), в меньшей степени — в одежде и в семейной обрядности. Например, в Османской империи под влиянием турецких обычаев гагаузские (и не только) женщины вынуждены были носить штаны по типу турецких (дон чатал, шалвар). В области же народного календаря, за исключением обрядности двух праздников Хедерлез и Касым, которая имеет общие черты у народов Балканского полуострова, сходства с турецкой календарной обрядностью не наблюдается. Это объясняется тем, что в основе традиционной гагаузской обрядности и народного календаря лежит христианская религиозная обрядность. В результате длительного исторического развития религия накладывает отпечаток на всю национальную культуру, на культурные ценности, на этническое самосознание.
По мнению американского ученого С.Хантингтона, в нарождающемся мире основным источником конфликтов будут не идеология и не экономика, а культурные и религиозные различия: «Важнейшие границы, разделяющие человечество, и преобладающие источники конфликтов будут определяться культурой. Нация-государство останется главным действующим лицом в международных делах, но наиболее значимые конфликты глобальной политики будут разворачиваться между нациями и группами, принадлежащим к разным цивилизациям. Столкновение цивилизаций станет доминирующим фактором мировой политики» [3; 34]. При этом, как отмечает ученый, в основе различий между цивилизациями лежит культура и религия.
Причинами многих конфликтов в прошлом и настоящем были религиозные и этнические различия, связанные с тем, что одним из главных разделительных принципов между людьми и народами является не столько этническая принадлежность, сколько религиозные различия. Именно религия, с одной стороны, является одним из факторов, препятствующих этнической ассимиляции и, как следствие, способствующих сохранению культурной идентичности. С другой стороны, процесс глобализации в области культуры может эффективно протекать лишь в форме межнационального взаимодействия, при котором будут учитываться религиозные и культурные различия народов. Как показывает действительность, нередко вооруженные действия и напряжения носят этнический характер. Однако более острый характер военные конфликты и напряжения имеют место именно тогда, когда наряду с этническими в их основе лежат и религиозные различия (Чечня, Нагорный Карабах, Косово).
Религия, в известной степени, значительно усиливает этническую самоидентификацию, увеличивая тем самым вероятность возникновения конфликтов.
Процесс культурного взаимодействия народов является составной частью процесса культурной глобализации. Однако усиление взаимодействия между народами не может стереть существующих между ними различий. При этом отметим, что сохраняющиеся различия не должны рассматриваться как почва для возникновения конфликтов.
Процесс межнационального взаимодействия культур, при котором национальные различия культур не взаимно исключают, а дополняют друг друга - это историческая тенденция, имеющая прогрессивное значение. Этот процесс состоит в постоянном приобщении всего человечества к наиболее прогрессивным культурным инновациям. Наряду с этим идет и обратный процесс — обогащение общемировой культуры за счет восприятия различных достижений из национальных культур.
В этой связи важным остается вопрос о соотношении роста общемировой культуры с судьбой национальных культур. Параллельно с процессом приобщения к общемировой культуре зачастую происходит утрата отдельными этническими культурами некоторых положительных и ценных компонентов, что в результате приводит к частичной или полной утере этнического своеобразия. При контакте культур резко разнящегося уровня западная воспринимается как доминирующая, которая порождает у носителей второй комплекс неполноценности, идею непрестижности собственной культуры.
В результате исследования общемировых и национальных элементов в культуре различных народов российский ученый С.А.Арутюнов пришел к выводу, что «до определенного момента общемировая культура воспринимается как престижная, но, достигая определенного уровня насыщения ею, она теряет это свойство, и знаком престижности становятся вновь национальные черты, или «фоль-клоризмы» [5].
Общемировая культура (через кино, книги, фестивали, конференции, выставки и т.д.) ведет к усилению и углублению межэтнических контактов. При этом восприятие отдельных частей духовной и материальной общемировой культуры у различных в этническом отношении народов неодинаково. Это объясняется уровнем и особенностями социально-экономического развития общества, спецификой национальной культуры, традициями и религией. В культуре стран Западной Европы больший удельный вес имеет общемировая культура. В странах Восточной Европы и Азии значительную роль играет национальная культура. Так, в странах Западной Европы создаются музеи, посвященные истории человеческой цивилизации (европейской), а в странах Восточной Европы акцент делается на этнографических музеях, освещающих культуру одного или нескольких этносов, проживающих в едином государстве.
В настоящее время глобализация в области культуры (культурная глобализация) в той форме, в которой она существует, заключает в себе серьезную опасность. Она сводится к унификации национальных культур на основе западных образцов (в основном к американизации). Западная культура преподносится как общемировая и самая прогрессивная. В результате активной рекламы западных обычаев, праздников, ценностей насаждаются праздники, имеющие католическое происхождение (день Св.Валентина), западный образ жизни, западная мораль, основанные на принципах индивидуализма, чуждых незападным народам. Односторонний характер культурного взаимодействия ведет к подавлению национальных культур и, в конечном счете, может привести к потере национально-культурной самобытности не только малочисленными народами, но и довольно многочисленными.
Несмотря на усиление процесса глобализации, в большинстве стран мира сохраняется интерес к национальным традициям. Взаимодействию культур способствуют также массовые переселения людей (миграции), межэтнические контакты, межнациональные (смешанные) браки. При правильном взаимодействии культур (без угрозы утраты культурного своеобразия для одной из них) будет происходить их гармоничное сочетание. Сохранение разнообразия культур и традиций является одним из наиболее эффективных путей достижения социальной интеграции [6].
Этнически специфические черты в большей степени сохраняются в сельской местности и в быту средних слоев. В городах преимущественно распространена общемировая этнически нейтральная культура. Поддержание этнической специфики в городах в большинстве случаев сводится к определенному сохранению особенностей приготовления традиционной пищи, что требует определенных материальных затрат или персонального участия женщины в приготовлении национальных приправ для блюд, не производимых в промышленности. В определенной степени этническая специфика сохраняется во внутрисемейных отношениях, в распределении семейных обязанностей.
Вопрос о сохранении своей этничности непосредственно связан с вопросом об управлении в сфере культуры. Необходимо заинтересовать молодежь народной культурой (песнями, танцами) и поддерживать собственный язык и культуру, что в целом будет способствовать развитию национального самосознания. Целью действий, направленных на сохранение этнических особенностей, не является искусственное увеличение культурных различий между отдельными народами. Сохранение этнической специфики, национальных особенностей необходимо для дальнейшего гармоничного развития народа; при этом налицо и экономическая выгода (туристская привлекательность, туристский бизнес, который также будет способствовать экономическому и культурному развитию государства и народов, проживающих в нем). Необходимо возрождать многие внешние стороны традиционной духовной и материальной культуры, такие как праздничный костюм, архитектура, сельское жилище, календарные праздники и обряды, музыка, песни, танцы и т.д., и таким образом создавать необходимые условия для саморазвития национальной культуры.
Возврат к национальной культуре, по мнению русского ученого В.К.Соколовой, должен происходить не только с помощью более успешного овладения своим родным языком, но и путем сохранения и изучения своих национальных традиций, сконцентрированных в том числе в календарных и семейных обрядах и обычаях [7]. Религиозные верования и народные обряды занимают важное место в обычаях календарного цикла. В них содержится частица истории народа. В настоящее время в первую очередь необходимо сохранить то, что не было уничтожено временем.
Как мы уже отмечали, этническая специфика обусловлена природными условиями и историческими традициями (общественно-экономическими условиями данной страны или региона). Однако этническая специфика не остается неизменной, а постоянно меняется, развивается по-своему у каждого народа, но при этом сохраняются ее основополагающие элементы. Таким образом, пространственные и культурные различия в перспективе будут сохраняться. Продолжает также сохраняться и действовать тенденция к культурной дифференциации. Сохранение различий в культурах разных народов является благоприятным условием для их дальнейшего развития и будет способствовать межнациональным контактам.
Мир состоит из различных народов, входящих в ту или иную цивилизацию, основу культур которых составляют различные системы ценностей и приоритетов. Поэтому говорить о том, что в недалеком будущем можно будет объединить все человечество в единое сообщество с единой культурой, которое будет представлять собой суперэтнос, преждевременно и вряд ли возможно. Культурные различия между Западом и Востоком настолько значительны, что речь должна идти не об объединении культур, а об их взаимодействии. Невозможно представить себе человека вне определенного этноса и цивилизации, к которой он относится. Пользуясь всеми достижениями современной науки и культуры (машинами, самолетами, ножами, вилками и т. п.), представители различных народов не перестают осознавать свою принадлежность к определенному этносу, религии цивилизации.
На примере Японии можно говорить о том, что глобализация способствует взаимодействию и взаимообогащению национальных культур, но она не в состоянии устранить многообразия культур, в основе которых лежат цивилизационные различия.
Таким образом, несмотря на усиление и углубление межнациональных контактов, этнокультурные различия будут сохраняться и в будущем. Отношения в сфере политики, экономики и культуры должны развиваться с учетом этнического и цивилизационного многообразия нашего мира.