Современная экологическая ситуация (экологическое бытие) вообще в мире представляет собой не что иное, как рассогласованность (несоответствие) между уровнем преобразования природы и глубиной знаний и соблюдением социумом законов природы, учетом их на данном этапе развития. Современная экологическая ситуация — это такое сложившееся в результате предметно-практической деятельности человека состояние окружающей среды (ее систем и подсистем), при котором нарушена полноценная жизнедеятельность общества. Экологическая ситуация, в том числе в Кыргызстане, является результатом человеческого пренебрежения природными изменениями. Конечно, экологическая ситуация имеет чрезвычайно сложные проявления в социальном и природном окружении. Экологические проблемы многообразны по содержанию, характеру, масштабам, факторам (техногенный, социокультурный, социально-экономический, природный и др.). Заметим, что каждая ситуация «уникальна» по своему, в зависимости от особенностей ее проявления. Поэтому такие явления нельзя правильно и объективно оценить, понять и объяснить только посредством отдельных, разрозненных, локальных замеров, исследований. Сегодня необходим принципиально иной, интегральный подход, органически соединяющий в себе аналитические и синтетические логические операции в единстве их синхронических и диахронических аспектов, произведенные на основе обобщения эмпирических данных об экологической ситуации.
Современные экологические проблемы в нашей стране можно оценивать как сложноструктурированное явление, имеющее биосоциальные предпосылки и конкретные уровни экологических нарушений в социоприродной целостности. Тем самым в эпицентре экологических проблем оказывается сам человек.
Экологические бедствия в большинстве своем в реалиях Кыргызстана несут на себе в основном печать социального неблагополучия в обществе, а связанная с этим неразвитость экологического самосознания неминуемо ведет к агрессивно-потребительскому отношению к среде обитания. Например, на территории Кыргызстана есть 35 хвостохранилищ и 25 горных отвалов. Из них 30 хвостохра-нилищ содержат отходы уранового производства, 5 — с отходами производства цветных металлов. При проектировании и заложении хвостохранилищ не были учтены потенциальные оползни, паводковые или селевые явления. Многие хвостохранилища формировались в пределах населенных пунктов, как Майлуу-Суу, Мин-Куш, Каджи-Сай и др. В случае разрушения хвостохранилищ, особенно в районе г. Майлуу-Суу, произойдет экологическая катастрофа не только на территории нашей страны, но и в соседних республиках. В целях обеспечения их содержания в безопасном состоянии необходимо проведение мероприятий по реабилитации и рекультивации. Работы эти ведутся эпизодически, что связано с недостатком выделяемых средств. В связи с рассмотрением таких экологических проблем возрастает актуальность рассмотрения вопроса о формировании, развитии экологического сознания человека.
Экологическое сознание человека в современном обществе в условиях глобализации находится в постоянном непрерывном развитии, изменении. Экосознание человека, выступая в качестве альтернативы техноэкономическому отношению к окружающему миру, является одним из главных определяющих условий социокультурной динамики современного общества. Развитие экологического сознания человека — это постоянная гуманная, «обдуманная» гармонизация взаимоотношений в системе «человек-общество-природа», коэволюционное развитие всех составляющих элементов социо-природной системы. Человеческое сообщество, конечно, давно осознало, что сегодня необходима экологизация не только научного познания, но и всех сфер деятельности человека [1]. В этом плане ответная реакция научного мира состоит в переосмыслении мировоззренческих основ как естественных, так и социальных наук с учетом экологической переориентации всего процесса познания, образования в целом. Итак, сегодня приоритет в преодолении кризиса, предполагающий самосохранение человечества, отдается развитию соответствующих форм сознания, т.е. экологического сознания.
На сегодняшний день все более актуальным становится рассмотрение проблемы ухудшения экологической ситуации, так как связь между вероятной «гибелью» природы и «гибелью» человека очевидна. В области науки и в различных сферах общественной жизни человечество предпринимает попытки и различные меры по урегулированию экологического кризиса. И вполне очевидно, что необходимо формировать новое восприятие, новое видение мира, заключающееся в переоценке ценностей и системы морали, вырабатывая традиции и приоритеты, ориентируясь на совершенно новые экологические ценности, идеи. Кыргызстан тоже нуждается в создании такой мировоззренческой концепции, которая учитывала бы все особенности развития современной техногенной цивилизации. Очень к месту, по нашему мнению, здесь привести слова Канта: «Надлежащим образом занять свое место в мире и правильно понять, каким надо быть, чтобы быть человеком?» [2].
Мы утверждаем, что решение экологических проблем в условиях антропологического кризиса и сегодня напрямую зависит от формирования, развития экологического сознания, структурирования экологического сознания как рефлексии. В свете отмеченного, естественно, необходимо постоянное наблюдение за всеми изменениями в современной экологической ситуации, уделение особого внимания роли и способам формирования экологического сознания человека в контексте современной глобализации мира. «Наши современные нравственные основы, наш духовный мир и поведение в биосфере, которые сложились в результате естественной эволюции, больше уже не соответствуют тем условиям жизни, в которые погружается общество» [3].
В условиях современного глобализирующегося мира главной особенностью экологического сознания является «экологический императив». Духовный, научный и экологический потенциал общества в целом, проходя через призму социокультурных, экономических, политических реформ, нравственного обновления, отражаясь во внутреннем имманентном мире человека, становится важнейшим фактором решения проблемы оздоровления экологической обстановки и устойчивого развития человечества. При рассмотрении структуры экологического сознания мы должны признать, что в нем, естественно, присутствует нравственная сторона, т.е. человеческая предметно-практическая деятельность должна учитывать социально-экологические идеалы, ценности и согласовываться с ними.
Таким образом, взаимоотношения индивида, личности, общества с природной средой включают определенные этические регулятивные нормы, и применяемые по отношению к человеку этические понятия «добро» и «зло», «ответственность» и «безответственность», «долг» и др. теперь распространяются и на сферу взаимоотношений социоприроды. Развитие современного экологического сознания общества должно быть направлено на эконравственное воспитание личности, включающее весь спектр взглядов (экономических, правовых, нравственных, эстетических) на природный мир, научное обоснование необходимости экологизации материальной и духовной жизни общества.
В условиях глобализации актуальней было бы рассматривать данную проблему, учитывая необходимость целостного подхода к решению экологических проблем в общепланетарном масштабе, но, даже осознавая единство природы и общества, как показывает практика, человечество не может действовать в непосредственной целостности. «Абсолютной гармонии человека с природой препятствует фундаментальный характер диалектического противоречия между этими двумя частями единой системы». В настоящее время происходит переосмысление многих ценностных ориентаций человека с точки зрения гармоничного взаимодействия общества и природы. В связи с этим у системы образования, научного экологического знания развивается социокультурная функция — воспроизводство у людей ценностей экогуманитарной культуры, системного научного мировоззрения, адекватно отражающая место человека в общественной жизни и социоприродной целостности. Н.Н.Моисеев писал: «Вероятно, необходим какой-то компромисс между «невмешательством» и «покорением» природы: воздействовать на биосферу, адаптируя ее к нашим целям и потребностям, и сами эти цели и потребности адаптировать к возможностям биосферы, меняя многие привычные стандарты. Вот такое взаимное приспособление и понимается сегодня под коэволюцией человека и биосферы».
В развитии экологического сознания в современном обществе, в Кыргызстане в частности, приоритетной линией является гуманизация, поскольку адекватная оценка экологической ситуации в современном мире уже показала, что выход из кризисного состояния заключается в поиске новых парадигм устойчивого развития человечества, в непрерывном воздействии на сознание людей и его изменений, в формировании культуры гуманной, ориентированной на экологическую этику. В данном аспекте гуманизация, как неотъемлемая парадигма экологического сознания, должна признавать не только биосферу как высшую ценность, но и человека как личность. Таким образом, гуманизм на протяжении исторического бытия был и остается ведущей мировоззренческо-экологической ориентацией человечества, способной обеспечить экологическую культуру народа.
Развитие современного экологического сознания, безусловно, должно включать идеи о сохранении устойчивости биосферы как непреходящей человеческой ценности, о постоянных поисках способов урегулирования социоприродных противоречий и, что особенно важно при рассмотрении данной проблемы в Кыргызстане, возрождении и использовании аксиологического содержания этнокультурных традиций природопользования кыргызов. В этом плане необходимо возрождение, развитие и усвоение гуманистических ценностей культуры, в которых сконцентрированы целые комплексы высших идеалов, целей и ориентаций, выработанных еще кочевыми кыргызскими племенами.
Через интеллектуализацию, рационализацию процесса предметно-практической жизни общества, в целях сохранения гуманистических основ бытия с учетом этнокультурных ценностей, можно способствовать развитию экосознания личности.
Философское осмысление экологической культуры в целях достижения качественно нового состояния во взаимодействии человека и природы входит в круг важнейших задач, определяющих перспективы человеческого бытия в условиях глобализации, когда личностное осознание социоприрод-ных противоречий актуализирует необходимость изменения ориентиров последующего общественного развития. Это предполагает определение аксиологического содержания экологической культуры, ее системообразующих компонентов, в частности, экологического сознания. Аксиологическое содержание экологического сознания состоит в усвоении ценностей, норм, принципов, этнических экологических традиций древних кочевников (кыргызов), в развитии ценностных ориентаций, гуманистических принципов и мировоззренческих установок. В этом аспекте концептуальное исследование социоприродного бытия в новом геополитическом пространстве приобретает все более новое звучание, размах, открывая различные стороны неразрывной связи между судьбой человечества и планеты, особо подчеркивая ее социально-экологические аспекты, возрождая на новой основе инновации архаического экологического сознания кыргызов об общности жизни человека и природной среды.
Экологическое сознание как составная часть общечеловеческой культуры является не только совокупностью духовно-нравственных ценностей, созданных людьми, но и специфическим для каждого периода истории способом адаптации этноса (народа) к экосистемам и организации их жизнедеятельности, определенным приемом разрешения противоречий существования и функционирования общества с учетом данности природной целостности. Экологическое сознание как сложное образование выражает динамику, изменчивость в исторической преемственности этапов функционирования, становления, взаимодействия общества и природы, т. е. его формирование обусловлено особенностями природного, социально-экономического, социокультурного окружения, национальным менталитетом, образом жизни и т.д. Поэтому в современной философии возник обостренный интерес к экологическому сознанию как к фактору не только социального, но и социоприродного развития.
Становится очевидным, что экологическое сознание и его ценности содержательно изменчивы и имеют конкретно-исторический характер, выражают заинтересованно-деятельные, рационально-иррациональные отношения людей к природному бытию. Об этом свидетельствует диалектика человеческой цивилизации, в частности народов Востока, в контексте гуманистического направления субъект-объектных отношений. Раннее осознание кыргызским народом возможных экологических проблем в контексте социокультурного развития - уникальное явление в мировой духовной культуре. У кыргызского народа издавна сложились определенные формы взаимодействия с природной средой: номадические и оседлые виды этики и экономики, отношения к природе, которые необходимо возродить в новых условиях и на новой основе. В этой связи особую значимость приобретает историко-логический анализ сущности экологического сознания наших предков в контексте развития номади-ческой цивилизации.
Богатая, уникальная система экологического сознания кочевых кыргызов нашла адекватное выражение прежде всего в обыденном мировоззрении, мифологии, мифо-религиозном видении мира кочевниками. Данная система, показывая уровень развития мироощущения, мировосприятия и миропонимания номадов, развертывается в цивилизационном пространстве и социальном времени. При этом усложняется не только имманентная, но и мировоззренческая сущность протофилософской формы экологического сознания кыргызов, в которой содержатся социокультурно значимые экологические философемы [4].
Отсюда историко-философский интерес к сущности экологического сознания древних кыргызов вызвал, с одной стороны, необходимостью системного усвоения общечеловеческих и национальных, этнических, духовных (в том числе экологических) ценностей, а с другой — практикой экологизации различных сфер человеческого бытия, дальнейшего использования социоприродных философем в подходе к решению экологической проблемы.
На основе отмеченного выше изучение интересующей нас проблемы должно рассматриваться сквозь призму времени, и внимание должно акцентироваться на раскрытии генезиса и сущности, особенностей экологического сознания кыргызского народа. Можно констатировать, что рассмотрение сущности протофилософской формы экологического сознания кыргызов в контексте исторического бытия номадов оказывается разработкой сравнительно новой и, вследствие этого, весьма далекой от обстоятельных и тем более общепризнанных, устоявшихся решений.
Экологическое сознание древних кыргызов, воплощая в себе глубинный смысл человеческого существования, гуманистические ценности, мировоззренческие парадигмы, соотношения общечеловеческого и национального, этнического и этического с учетом конкретно-исторически детерминированного отношения людей к природной действительности, представляет собой диалектическое единство экологемы, экосистемы и философемы. Богатое и сложное содержание протофилософской формы экологического сознания кыргызов как ядро обыденно-традиционного мировоззрения кочевников, его предрелигиозные экспликации придают новый смысл и значение самым различным сферам человеческой жизнедеятельности и выражают меру их экологизации в процессе развития мировой цивилизации. Все отмеченное выше объясняется особым типом экоментальности, которая больше опиралась на принцип гармоничного отношения к природе.
В современном Кыргызстане экологические движения развиваются достаточно активно, но в сельской местности подобная деятельность почти отсутствует. Здесь как раз необходимо и актуально обращение к истокам архетипов экологического сознания кыргызов, что дает возможность выделить самобытность, особенность парадигм экологического мышления в сравнении с другими народами.
Таким образом, необходимо в целях решения экологических проблем решить следующие задачи:
1) формирование и развитие экологического сознания в обществе, ориентируясь при этом на эт-ноэкологические традиции и ценности кочевого кыргызского народа;
2) общественность должна быть вовлечена и активно участвовать во всех процедурах принятия решений по вопросам окружающей среды;
3) граждане страны должны иметь права на свободный доступ к информации по охране окружающей среды.