Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Особенности развития экологического сознания в условиях современного Кыргызстана

Современная экологическая ситуация (экологическое бытие) вообще в мире представляет собой не что иное, как рассогласованность (несоответствие) между уровнем преобразования природы и глубиной знаний и соблюдением социумом законов природы, учетом их на данном этапе развития. Современная экологическая ситуация — это такое сложившееся в результате предметно-прак­тической деятельности человека состояние окружающей среды (ее систем и подсистем), при котором нарушена полноценная жизнедеятельность общества. Экологическая ситуация, в том числе в Кыр­гызстане, является результатом человеческого пренебрежения природными изменениями. Конечно, экологическая ситуация имеет чрезвычайно сложные проявления в социальном и природном окруже­нии. Экологические проблемы многообразны по содержанию, характеру, масштабам, факторам (тех­ногенный, социокультурный, социально-экономический, природный и др.). Заметим, что каждая си­туация «уникальна» по своему, в зависимости от особенностей ее проявления. Поэтому такие явления нельзя правильно и объективно оценить, понять и объяснить только посредством отдельных, разроз­ненных, локальных замеров, исследований. Сегодня необходим принципиально иной, интегральный подход, органически соединяющий в себе аналитические и синтетические логические операции в единстве их синхронических и диахронических аспектов, произведенные на основе обобщения эмпи­рических данных об экологической ситуации.

Современные экологические проблемы в нашей стране можно оценивать как сложноструктури­рованное явление, имеющее биосоциальные предпосылки и конкретные уровни экологических нару­шений в социоприродной целостности. Тем самым в эпицентре экологических проблем оказывается сам человек.

Экологические бедствия в большинстве своем в реалиях Кыргызстана несут на себе в основном печать социального неблагополучия в обществе, а связанная с этим неразвитость экологического са­мосознания неминуемо ведет к агрессивно-потребительскому отношению к среде обитания. Напри­мер, на территории Кыргызстана есть 35 хвостохранилищ и 25 горных отвалов. Из них 30 хвостохра-нилищ содержат отходы уранового производства, 5 — с отходами производства цветных металлов. При проектировании и заложении хвостохранилищ не были учтены потенциальные оползни, павод­ковые или селевые явления. Многие хвостохранилища формировались в пределах населенных пунк­тов, как Майлуу-Суу, Мин-Куш, Каджи-Сай и др. В случае разрушения хвостохранилищ, особенно в районе г. Майлуу-Суу, произойдет экологическая катастрофа не только на территории нашей страны, но и в соседних республиках. В целях обеспечения их содержания в безопасном состоянии необхо­димо проведение мероприятий по реабилитации и рекультивации. Работы эти ведутся эпизодически, что связано с недостатком выделяемых средств. В связи с рассмотрением таких экологических про­блем возрастает актуальность рассмотрения вопроса о формировании, развитии экологического соз­нания человека.

Экологическое сознание человека в современном обществе в условиях глобализации находится в постоянном непрерывном развитии, изменении. Экосознание человека, выступая в качестве альтер­нативы техноэкономическому отношению к окружающему миру, является одним из главных определяющих условий социокультурной динамики современного общества. Развитие экологического соз­нания человека — это постоянная гуманная, «обдуманная» гармонизация взаимоотношений в систе­ме «человек-общество-природа», коэволюционное развитие всех составляющих элементов социо-природной системы. Человеческое сообщество, конечно, давно осознало, что сегодня необходима экологизация не только научного познания, но и всех сфер деятельности человека [1]. В этом плане ответная реакция научного мира состоит в переосмыслении мировоззренческих основ как естествен­ных, так и социальных наук с учетом экологической переориентации всего процесса познания, образо­вания в целом. Итак, сегодня приоритет в преодолении кризиса, предполагающий самосохранение че­ловечества, отдается развитию соответствующих форм сознания, т.е. экологического сознания.

На сегодняшний день все более актуальным становится рассмотрение проблемы ухудшения эко­логической ситуации, так как связь между вероятной «гибелью» природы и «гибелью» человека оче­видна. В области науки и в различных сферах общественной жизни человечество предпринимает по­пытки и различные меры по урегулированию экологического кризиса. И вполне очевидно, что необ­ходимо формировать новое восприятие, новое видение мира, заключающееся в переоценке ценностей и системы морали, вырабатывая традиции и приоритеты, ориентируясь на совершенно новые эколо­гические ценности, идеи. Кыргызстан тоже нуждается в создании такой мировоззренческой концеп­ции, которая учитывала бы все особенности развития современной техногенной цивилизации. Очень к месту, по нашему мнению, здесь привести слова Канта: «Надлежащим образом занять свое место в мире и правильно понять, каким надо быть, чтобы быть человеком?» [2].

Мы утверждаем, что решение экологических проблем в условиях антропологического кризиса и сегодня напрямую зависит от формирования, развития экологического сознания, структурирования экологического сознания как рефлексии. В свете отмеченного, естественно, необходимо постоянное наблюдение за всеми изменениями в современной экологической ситуации, уделение особого внима­ния роли и способам формирования экологического сознания человека в контексте современной гло­бализации мира. «Наши современные нравственные основы, наш духовный мир и поведение в био­сфере, которые сложились в результате естественной эволюции, больше уже не соответствуют тем условиям жизни, в которые погружается общество» [3].

В условиях современного глобализирующегося мира главной особенностью экологического соз­нания является «экологический императив». Духовный, научный и экологический потенциал общест­ва в целом, проходя через призму социокультурных, экономических, политических реформ, нравст­венного обновления, отражаясь во внутреннем имманентном мире человека, становится важнейшим фактором решения проблемы оздоровления экологической обстановки и устойчивого развития чело­вечества. При рассмотрении структуры экологического сознания мы должны признать, что в нем, ес­тественно, присутствует нравственная сторона, т.е. человеческая предметно-практическая деятель­ность должна учитывать социально-экологические идеалы, ценности и согласовываться с ними.

Таким образом, взаимоотношения индивида, личности, общества с природной средой включают определенные этические регулятивные нормы, и применяемые по отношению к человеку этические понятия «добро» и «зло», «ответственность» и «безответственность», «долг» и др. теперь распро­страняются и на сферу взаимоотношений социоприроды. Развитие современного экологического соз­нания общества должно быть направлено на эконравственное воспитание личности, включающее весь спектр взглядов (экономических, правовых, нравственных, эстетических) на природный мир, научное обоснование необходимости экологизации материальной и духовной жизни общества.

В условиях глобализации актуальней было бы рассматривать данную проблему, учитывая необ­ходимость целостного подхода к решению экологических проблем в общепланетарном масштабе, но, даже осознавая единство природы и общества, как показывает практика, человечество не может дей­ствовать в непосредственной целостности. «Абсолютной гармонии человека с природой препятствует фундаментальный характер диалектического противоречия между этими двумя частями единой сис­темы». В настоящее время происходит переосмысление многих ценностных ориентаций человека с точки зрения гармоничного взаимодействия общества и природы. В связи с этим у системы образо­вания, научного экологического знания развивается социокультурная функция — воспроизводство у людей ценностей экогуманитарной культуры, системного научного мировоззрения, адекватно отра­жающая место человека в общественной жизни и социоприродной целостности. Н.Н.Моисеев писал: «Вероятно, необходим какой-то компромисс между «невмешательством» и «покорением» природы: воздействовать на биосферу, адаптируя ее к нашим целям и потребностям, и сами эти цели и потребности адаптировать к возможностям биосферы, меняя многие привычные стандарты. Вот такое вза­имное приспособление и понимается сегодня под коэволюцией человека и биосферы».

В развитии экологического сознания в современном обществе, в Кыргызстане в частности, при­оритетной линией является гуманизация, поскольку адекватная оценка экологической ситуации в со­временном мире уже показала, что выход из кризисного состояния заключается в поиске новых пара­дигм устойчивого развития человечества, в непрерывном воздействии на сознание людей и его изме­нений, в формировании культуры гуманной, ориентированной на экологическую этику. В данном аспекте гуманизация, как неотъемлемая парадигма экологического сознания, должна признавать не только биосферу как высшую ценность, но и человека как личность. Таким образом, гуманизм на протяжении исторического бытия был и остается ведущей мировоззренческо-экологической ориен­тацией человечества, способной обеспечить экологическую культуру народа.

Развитие современного экологического сознания, безусловно, должно включать идеи о сохране­нии устойчивости биосферы как непреходящей человеческой ценности, о постоянных поисках спосо­бов урегулирования социоприродных противоречий и, что особенно важно при рассмотрении данной проблемы в Кыргызстане, возрождении и использовании аксиологического содержания этнокультур­ных традиций природопользования кыргызов. В этом плане необходимо возрождение, развитие и ус­воение гуманистических ценностей культуры, в которых сконцентрированы целые комплексы выс­ших идеалов, целей и ориентаций, выработанных еще кочевыми кыргызскими племенами.

Через интеллектуализацию, рационализацию процесса предметно-практической жизни общества, в целях сохранения гуманистических основ бытия с учетом этнокультурных ценностей, можно способствовать развитию экосознания личности.

Философское осмысление экологической культуры в целях достижения качественно нового со­стояния во взаимодействии человека и природы входит в круг важнейших задач, определяющих пер­спективы человеческого бытия в условиях глобализации, когда личностное осознание социоприрод-ных противоречий актуализирует необходимость изменения ориентиров последующего обществен­ного развития. Это предполагает определение аксиологического содержания экологической культу­ры, ее системообразующих компонентов, в частности, экологического сознания. Аксиологическое содержание экологического сознания состоит в усвоении ценностей, норм, принципов, этнических экологических традиций древних кочевников (кыргызов), в развитии ценностных ориентаций, гума­нистических принципов и мировоззренческих установок. В этом аспекте концептуальное исследова­ние социоприродного бытия в новом геополитическом пространстве приобретает все более новое звучание, размах, открывая различные стороны неразрывной связи между судьбой человечества и планеты, особо подчеркивая ее социально-экологические аспекты, возрождая на новой основе инно­вации архаического экологического сознания кыргызов об общности жизни человека и природной среды.

Экологическое сознание как составная часть общечеловеческой культуры является не только со­вокупностью духовно-нравственных ценностей, созданных людьми, но и специфическим для каждо­го периода истории способом адаптации этноса (народа) к экосистемам и организации их жизнедея­тельности, определенным приемом разрешения противоречий существования и функционирования общества с учетом данности природной целостности. Экологическое сознание как сложное образова­ние выражает динамику, изменчивость в исторической преемственности этапов функционирования, становления, взаимодействия общества и природы, т. е. его формирование обусловлено особенностя­ми природного, социально-экономического, социокультурного окружения, национальным менталите­том, образом жизни и т.д. Поэтому в современной философии возник обостренный интерес к эколо­гическому сознанию как к фактору не только социального, но и социоприродного развития.

Становится очевидным, что экологическое сознание и его ценности содержательно изменчивы и имеют конкретно-исторический характер, выражают заинтересованно-деятельные, рационально-иррациональные отношения людей к природному бытию. Об этом свидетельствует диалектика чело­веческой цивилизации, в частности народов Востока, в контексте гуманистического направления субъект-объектных отношений. Раннее осознание кыргызским народом возможных экологических проблем в контексте социокультурного развития - уникальное явление в мировой духовной культуре. У кыргызского народа издавна сложились определенные формы взаимодействия с природной средой: номадические и оседлые виды этики и экономики, отношения к природе, которые необходимо возро­дить в новых условиях и на новой основе. В этой связи особую значимость приобретает историко-логический анализ сущности экологического сознания наших предков в контексте развития номади-ческой цивилизации.

Богатая, уникальная система экологического сознания кочевых кыргызов нашла адекватное вы­ражение прежде всего в обыденном мировоззрении, мифологии, мифо-религиозном видении мира кочевниками. Данная система, показывая уровень развития мироощущения, мировосприятия и миро­понимания номадов, развертывается в цивилизационном пространстве и социальном времени. При этом усложняется не только имманентная, но и мировоззренческая сущность протофилософской формы экологического сознания кыргызов, в которой содержатся социокультурно значимые экологи­ческие философемы [4].

Отсюда историко-философский интерес к сущности экологического сознания древних кыргызов вызвал, с одной стороны, необходимостью системного усвоения общечеловеческих и национальных, этнических, духовных (в том числе экологических) ценностей, а с другой — практикой экологизации различных сфер человеческого бытия, дальнейшего использования социоприродных философем в подходе к решению экологической проблемы.

На основе отмеченного выше изучение интересующей нас проблемы должно рассматриваться сквозь призму времени, и внимание должно акцентироваться на раскрытии генезиса и сущности, осо­бенностей экологического сознания кыргызского народа. Можно констатировать, что рассмотрение сущности протофилософской формы экологического сознания кыргызов в контексте исторического бытия номадов оказывается разработкой сравнительно новой и, вследствие этого, весьма далекой от обстоятельных и тем более общепризнанных, устоявшихся решений.

Экологическое сознание древних кыргызов, воплощая в себе глубинный смысл человеческого существования, гуманистические ценности, мировоззренческие парадигмы, соотношения общечело­веческого и национального, этнического и этического с учетом конкретно-исторически детерминиро­ванного отношения людей к природной действительности, представляет собой диалектическое един­ство экологемы, экосистемы и философемы. Богатое и сложное содержание протофилософской фор­мы экологического сознания кыргызов как ядро обыденно-традиционного мировоззрения кочевни­ков, его предрелигиозные экспликации придают новый смысл и значение самым различным сферам человеческой жизнедеятельности и выражают меру их экологизации в процессе развития мировой цивилизации. Все отмеченное выше объясняется особым типом экоментальности, которая больше опиралась на принцип гармоничного отношения к природе.

В современном Кыргызстане экологические движения развиваются достаточно активно, но в сельской местности подобная деятельность почти отсутствует. Здесь как раз необходимо и актуально обращение к истокам архетипов экологического сознания кыргызов, что дает возможность выделить самобытность, особенность парадигм экологического мышления в сравнении с другими народами.

Таким образом, необходимо в целях решения экологических проблем решить следующие задачи:

1)   формирование и развитие экологического сознания в обществе, ориентируясь при этом на эт-ноэкологические традиции и ценности кочевого кыргызского народа;

2)   общественность должна быть вовлечена и активно участвовать во всех процедурах принятия решений по вопросам окружающей среды;

3)   граждане страны должны иметь права на свободный доступ к информации по охране окру­жающей среды.

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.