Профилактика религиозного экстремизма в Казахстане: некоторые итоги

На современном этапе религиозный экстремизм стал одним из самых опасных и трудно прогнозируемых явлений. После краха коммунистической идеологии на территории Казахстана начался бурный подъем всех религиозных направлений, в том числе и ислама. Это можно было увидеть на фоне роста числа мечетей в стране, открытии исламских учреждений, роста числа верующих, особенно среди молодежи. Но рост числа молодежи в большинстве случаев также обусловлен влиянием нетрадиционных течений, которые на сегодняшний день вербуют молодежь в свои ряды. Эти течения стали угрозой национальной безопасности страны.

Люди, которые проповедуют нетрадиционное толкование Корана, оправдываются тем, что они делают это из-за религиозных причин, желая всего лучшего своему брату мусульманину. Но на самом деле они являются религиозными экстремистами и жестокими террористами. Терроризм окутал сетью весь Ближний Восток, постепенно перекинулся в Закавказье и активно проникает в страны Центральной Азии. В свете произошедших событий лета 2011 г. в Западном Казахстане, мы видим реальную угрозу развития данной тенденции. Трагические события в Актюбинской, Атырауской, Мангистауской областях демонстрируют нам, что глобализация деятельности различных экстремистских организаций наблюдается и в Казахстане.

В связи с этим актуализируются научные изыскания, посвященные природе, развитию, профилактике религиозного экстремизма. Данная статья является одной из попыток анализа результатов профилактических мер, предпринятых в Казахстане в последние годы.

Казахстан является объектом пристального внимания со стороны исламских религиозных объединений, рассматривающих его в качестве базы для увеличения числа своих сторонников. Согласно Закону Республики Казахстан от 13 июля 1999 года № 416-I «О борьбе с терроризмом» «терроризм – противоправное уголовно наказуемое деяние или угроза его совершения в отношении физических лиц или организаций в целях подрыва общественной безопасности, устрашения населения, оказания воздействия на принятие государственными органами Республики Казахстан, иностранными государствами и международными организациями решений либо с целью прекращения деятельности государственных либо общественных деятелей, или из мести за такую деятельность» [1].

В соответствии с Законом РК «О противодействии экстремизму» от 18 февраля 2005 года N 31 «религиозный экстремизм – это разжигание религиозной вражды или розни, в том числе связанной с насилием или призывами к насилию, а также применение любой религиозной практики, вызывающей угрозу безопасности, жизни, здоровью, нравственности или правам и свободам граждан» [2].

Таким образом, религиозный экстремизм – это религиозно мотивированная деятельность, направленная на насильственное изменение государственного строя или насильственный захват власти, нарушение суверенитета и территориальной целостности государства, возбуждение в этих целях религиозной вражды и ненависти. Экстремизм на религиозной основе – это приверженность в религии к крайним взглядам и действиям. Основу такого экстремизма составляют насилие, крайняя жестокость и агрессивность, сочетающаяся с демагогией.

Религиозный экстремизм в Казахстане масштабно еще не проявлялся. На территории республики нет внутренних предпосылок для террористических и экстремистских проявлений по причине отсутствия социальной и политической базы, чему способствует взвешенная политика, проводимая руководством нашей страны. Тем не менее, ситуацию нельзя рассматривать однозначно, в силу прозрачности границ и общности менталитета с государствами, в которых радикально настроенные элементы уже приобрели определенные позиции (Узбекистан, Таджикистан, Кыргызстан, северокавказский регион России), близости т.н. «горячих точек», не исключается возможность попыток внешнего воздействия, нацеленного на создание в республике структурных звеньев международных террористических и религиозно-экстремистских организаций. Наиболее активна в этой сфере международная религиозно-экстремистская партия «Хизбут-Тахрир», распространявшая среди определенной части населения республики идеи по построению всемирного исламского государства «Халифат» [3].

Деятельность этой организации отслеживалась спецорганами республики. СМИ информировали население о результатах деятельности данных спецорганов. Например, «31 канал» сообщил о суде над членом запрещенной религиозной организации «Хизбут-Тахрир» Жубаткане Елеусынове, который был задержан за распространение запрещенной религиозной литературы и был приговорен к 9-ти месяцам строгого режима в соответствии со статьей 337-й части первой уголовного кодекса [4]. И таких «точечных» ударов по активистам данной организации было не мало. В целом, в 2006 г. деятельность «Хизбут-Тахрир» в Казахстане была запрещена. Казахстан является мостом между Востоком и Западом и одним из факторов, отрицательно влияющих со стороны религиозных, экстремистских организаций является геополитический фактор. Казахстан граничит со странами, где террористические атаки совершаются редко и часто. Исходя из этого, все прекрасно понимают, что проникновение радикальных исламских проповедников из Афганистана, Российского Кавказа и стран Ближнего Востока реальны. В связи с этим вызывает обеспокоенность со стороны казахстанцев предстоящий вывод войск из Афганистана. В связи с этим один из авторов данной статьи 17 февраля 2014 г. разместил на блоге мининистра иностранных дел РК Идрисова Е.А. следующий вопрос: «Хотел Вам задать вопрос, который на мой взгляд интересует многих.

По мнению известного эксперта, директора Института стран Ближнего Востока Евгения Сатановского Центральная Азия может пережить то же, что и пережили страны Ближнего Востока. Хочу процитировать его слова «Россия должна быть готова к «центральноазиатской весне» вслед за «арабской», которая начнется максимум через год-два. Особенно Узбекистан здесь под большим вопросом, потому что исламское движение Узбекистана явно оттянется на север и ударит по этой стране немедленно после того, как талибы займут свои места исходной дислокации, когда в 2014 году американцы уйдут окончательно из Афганистана. При такой поддержке и Пакистана, и саудовцев начнется эта вся центральноазиатская заваруха, что мало не покажется никому». Исходя из этих слов, можем ли мы ожидать эту весну на самом деле?». Ответ министра был следующим: «Уважаемый господин Танагозов Сырым, несмотря на то, что на сегодняшний день ситуация в Афганистане продолжает оставаться напряженной, причин для угрозы «центральноазиатской весны» в ближайшем будущем не существует.

США и их союзники заявили о выводе объединенных сил из Афганистана в 2014 году. Тем не менее, они планируют оставить там контингент в количестве около 10 тыс. человек и после указанного срока. Они будут оказывать помощь в подготовке афганских сил безопасности. Что касается наших стран, то для выполнения задач по борьбе с бандформированиями, террористическими группами, освобождения заложников и т.д. в центрально-азиатском регионе, у государств-членов организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ) есть Коллективные силы оперативного реагирования (КСОР), которые способны эффективно бороться с такими угрозами» [5].

Ответ министра вселяет определенную уверенность в то, что вывод войск из Афганистана не приведет к активизации религиозных экстремистов на территории республики и со стороны государства будут предприняты все меры для сохранения безопасности населения. Более того, Казахстан прикладывает усилия для участия в реализации мероприятий по поддержанию порядка в Афганистане. Так 18 мая 2011 г. Мажилис Парламента РК одобрил ратификацию соглашения с НАТО об участии Астаны в международной коалиции в Афганистане.

Год: 2014
Город: Астана
Категория: Религиоведение