Исследования культурного взаимодействия Восток-Запад часто проводятся на основе концепции цикличности исторического развития. Данная концепция, на наш взгляд, способствует объяснению самых острых и актуальных проблем современности, в том числе и динамики доминирования ценностных систем Западной и Восточной цивилизаций.
Особенности цикличности исторического развития Евразийского культурного мира исследовали ученые-евразийцы П.Н. Савицкий, В.Г. Вернадский, Гумилев Л.Н. Последний, опираясь на теорию ноосферы В.И. Вернадского, создал пассионарную теорию этногенеза. Пассионарность – термин, примененный Гумилевым для характеристики мощного стремления
людей к активной деятельности. По Гумилеву, пассионарность возникает в результате выбросов биохимической энергии космоса. Пассионарные «толчки» продуцируют социальную гиперактивность, которая при определенных историко-географических обстоятельствах способствует формированию новых этносов и этнических систем (суперэтносов). Космические процессы протекают в соответствии с определенной цикличностью, и жизнь этносов подвержена той же периодичности.
Л. Гумилев описывает структуру цикла, состоящего из семи стадий-фаз: вначале происходит пассионарный толчок, за ним идет фаза скрытого подъема (инкубационный период); далее подъем-развитие; затем акматическая фаза, пик в развитии этноса; фаза надлома; инерционная; фаза обскурации; мемориальная фаза и, наконец, гомеостаз, когда преобладающим поведенческим императивом в социуме становится амнезия исторического прошлого. Свои наблюдения он подтверждает описанием ритмов собирания евразийских суперэтносов: «С
начала нашей эры евразийские народы объединялись несколько раз: хунны, сменившие скифов, Великий Тюркский Каганат VI-VIII вв., монгольский улус XII в. … и Россия (в широком понимании термина). Как государственное строительство, так и духовная культура евразийских народов давно слита в ―радужную сеть‖ единой суперэтнической целостности [1, с.61]».
Современник Гумилева, один из крупнейших специалистов в области социологии П. Сорокин издал ряд работ, где обосновывает концепцию смены социокультурных типов в изменении общества на протяжении многих тысячелетий и описывает основные типы обществ: идеационный (сверхчувственный), чувственный и идеалистический. Он делает выводы о том,
что причина изменения любой социальной системы находится в ней самой. Дополнительной причиной изменения системы является окружающая среда. Неся в самой себе программу своего изменения, любая социокультурная система является главным фактором своей собственной судьбы. Наивысшей степени самодетерминации достигают те социальные и культурные системы, в
которых взаимоотношения людей носят в наибольшей степени солидарный и максимально согласующийся характер, образуя казуальное и смысловое единство. Чем выше удельный вес самоконтроля системы, тем выше ее уровень интеграции и тем более она могущественна. Сегодня, по прошествии более 50 лет написания фундаментального труда П. Сорокина, мы можем
констатировать точное предвидение ученым глубины и особенностей кризиса западной цивилизации: «…Чувственная ментальность все в большей степени будет трактовать человека и все его ценности «физико-химически», «биологически», «рефлексологически», «бихевиористически», «экономически», «психоаналитически», «механистически», «материалистически», то есть как мир атомов, протонов и электронов, заключающих в свои объятия и опутывающих своей липкой паутиной людей-роботов… Борьба между силами …чувственного порядка и только еще зарождающимися силами нового ...идеалистического - порядка непрерывно происходит во всех сферах общественной и культурной жизни. Окончательный исход этой борьбы во многом будет зависеть от того, сумеет ли человечество предотвратить новую мировую войну [2, с. 806-813].»