Крушение СССР и становление национальных государств на постсоветском пространстве в 90-ые годы прошлого века проходило под лозунгами отказа от тоталитарного советского прошлого и необходимости вхождения в семью цивилизованных народов, отождествляемых в первую очередь с Европой и США. Они представлялись вершиной мирового прогресса и символом человеческого благополучия. Мировоззрение, при котором к собственной истории и культуре относятся уничижительно, а перед западными странами благоговеют, - носит название западничества.
Сущность, например, русского западничества очень точно выразил еще П.Я.Чаадаев: «Все в России носит … на себе печать рабства – нравы, стремления, образование и вплоть до самой свободы, - поскольку о ней может идти речь в этой стране. Не следует забывать, что по сравнению с Россией все в Европе преисполнено духом свободы: государи, правительства и народы.
Сущность, например, русского западничества очень точно выразил еще П.Я.Чаадаев: «Все в России носит … на себе печать рабства – нравы, стремления, образование и вплоть до самой свободы, - поскольку о ней может идти речь в этой стране. Не следует забывать, что по сравнению с Россией все в Европе преисполнено духом свободы: государи, правительства и народы. Как же после этого ожидать, чтобы эта Европа прониклась искренним сочувствием к России? Ведь здесь естественная борьба света с тьмой… В противоположность всем законам человеческого общежития Россия шествует только в направлении своего собственного порабощения и порабощения соседних народов. И поэтому было бы полезно не только в интересах других народов, а и в ее собственных интересах – заставить ее перейти на новые пути» . Нетрудно заметить, что, в сущности, вся российская постсоветская история – это насильственное «затаскивание» страны на эти самые «новые пути» под предлогом того, что Запад – это и вершина мировой культуры, и безусловный лидер развития человеческой цивилизации, на которого надо безропотно равняться.
Сегодня эта западническая мифология, принесшая России столько исторических бед, рушится буквально на глазах. В явном и глубоком кризисе, выхода из которого не видно, пребывает вся капиталистическая система хозяйствования, где господствует спекулятивный финансовый капитал, навязывающий свою волю большинству стран и народов земли; где неуклонно сворачиваются государственные социальные программы в области здравоохранения, культуры и образования, включая Европу, особенно ее южную часть; где не удается справедливо решать международные политические, геоэкономические и экологические проблемы.
Свыше миллиарда людей в мире голодает, десятки миллионов людей не имеют крыши над головой, особенно в Азии и Африке. Растет международный терроризм, во всем мире полыхают этнические и религиозные конфликты, во многом спровоцированные как огромной разницей в уровне доходов между богатыми западными и развивающимися странами, так и механическим насаждением западных демократических институтов там, где для этого нет соответствующих условий. Например, в странах арабо-мусульманского мира общество почти повсеместно политически поляризуется на ортодоксально религиозную и светскую либеральную части, все чаще сходящиеся между собой в уличных противоборствах. Здесь достаточно указать на современные Тунис, Египет и Турцию.
Все хуже дела обстоят с демократией в самих Европе и США. В США почти узаконенным стали слежение за собственными гражданами и насильственный разгон демонстрантов; в Европе – массы граждан выходят на улицы, ибо парламенты и традиционный институт политических партий перестают выражать их интересы. Господство крупного капитала и подотчетных ему политиков становится почти вопиющим, вызывая массовые протестные движения, типа антиглобализма или «Захвати Уолл-стрит». Не замечать же морального разложения США и Европы в виде узаконивания однополых браков и ювенальной юстиции, оправдания кровосмесительства, зоо- и педофилии, - могут разве что совсем уж оголтелые западники.
Можно утверждать, что мировой капитализм совсем ненадолго пережил своего заклятого врага в лице социализма, и его крах представляется исторически неизбежным. Неслучайно во всем мире идет настойчивый поиск так называемого «третьего пути» развития нашей цивилизации, где бы были преодолены недостатки капиталистической системы и, наоборот, возрождены
положительные черты социализма, типа социальных гарантий граждан со стороны государства и здоровые нравственные основы жизни [2].
В связи с усилением поиска цивилизационных альтернатив, эвристический центр которого явно смещается на Восток, важно вновь не стать объектом манипуляции сознанием и в очередной раз не «заглотить» порцию западнических мифологем.
Поэтому самое время напомнить о некоторых общеизвестных фактах, явно противоречащих притязаниям Запада на мировое культурное и политическое лидерство. Более того, эти факты прямо говорят о том, что техногенно-потребительская цивилизация Запада на протяжении последних ста лет является едва ли не главной угрозой для существования человечества, сколь бы значительными при этом ни были его достижения в науке, технике и экономике: