Национальная история с ее положительным и негативным опытом является одним из инструментов формирования национальной идеи и патриотизма. Комплекс научно-исследовательских, учебно-методических и информационно-аналитических работ по истории будет содействовать целостному изучению национальной истории в рамках разрабатываемой в Республике Казахстан программы «Народ в потоке истории» [1, c.2].
Стоящая перед историками страны задача глубокого научного осмысления национальной истории всех периодов на базе инновационных методик и четкой методологии требует наличия комплекса компетенций историка: профессиональной, аналитического и системно-структурированного мышления, знания иностранных языков.
В Секретных Архивах Ватикана хранятся оригиналы трех писем, свидетельствующих о переписке золотоордынских ханов и пап Ватикана. Это «Охранная грамота Абаги хана», датируемая 1267 или 1279 г., письмо хана Аргуна Николаю IV, датируемое 14 мая 1290 г., и письмо хана Газана Бонифацию VIII, датируемое 12 апреля 1302 года. Письма написаны на монгольском языке уйгурскими буквами. Каждое письмо имеет квадратную печать красного цвета, легенда (текст печати) которых на китайском языке китайскими иероглифами.
Секретные Архивы Ватикана (САВ) обычно воспринимаются как тайный архив Римского Папы. В действительности, термин «secretum» (тайна), начиная с XV в., использовался в мирских и церковных судах для людей или учреждений, близких к королю, в т.ч. к Римскому Папе и его семье.
Доверенные лица короля, с которыми он обсуждал деликатные вопросы и которые готовили соответствующие документы, были названы «secretariom» (секретари). Кроме того, при дворе короля, кроме secretarii (секретаря), были «секретные слуги», «секретный судья» и т.д., прикрепленные к канцелярии, которая из века в век заботливо собирала, переписывала и сохраняла
документы, содержащие описание деятельности Римской церкви и папской канцелярии. Архивы стали хроникой истории всего человечества. Здесь собраны скрепленные большими печатями буллы Римских Пап разного периода. Первоначально буллы писали на пергаменте, затем на бумаге. Сегодня документы Архива занимают около 90 км полок.
Архивохранилище стало называться таковым в начале XVII в., во времена Павла V, Папы Римского (1605-1621). Павел V, кардинал Камилло Боргезе (Borghese, 1552 -1621), родом из Авиньона, временно ставшего центром Римской Католической Церкви. Сюда и переехал Архив в 1783 г. В 1810 г. по приказу Наполеона Архивы были передислоцированы в Париж. Обратный переезд между 1815-1817 гг. повлек значительные потери документов. В 1870 г. Архивы находились за пределами стен Ватикана, часть документов была конфискована итальянским государством. Впоследствии они стали основой новых государственных архивов Рима [2, р.8].
На территории центральноазиатского региона в XIII-XIV вв. происходили события, оказавшие существенное влияние на последующую историю региона, в числе которых важнейшее место занимают татаро-монгольские завоевания и деятельность Римской Католической Церкви по влиянию на восточное население. С одной стороны, Золотая Орда искала в лице Римской церкви и
европейских государств союзников в борьбе с египетскими мамлюками.
С другой стороны, Римская церковь пыталось превратить монгольских ханов в своих союзников по наступлению на страны Передней Азии и Восточной Европы и обратить в католичество население Золотой Орды. На Восток направлялись миссионеры, доминиканцы и францисканцы, которые наиболее активно действовали в ХIII - ХIV вв. Католический нищенствующий
монашеский орден, получивший название францисканцы, был создан Франциском Ассизским в Италии в 1207-1209 гг., получил распространение и в странах Западной Европы. Францисканцы жили не в монастырях, а в миру, странствовали, проповедовали на языке простого народа воздержанность и аскетизм, занимались благотворительностью и миссионерской деятельностью, как и доминиканцы. Последние, название нищенствующего ордена братьев- проповедников, восходит к имени его основателя Доминика (Тулуза, 1215 г.).
Они пользовались особым покровительством Римских пап.
Одно из письменных свидетельств попыток обращения в католичество население Золотой Орды - «Письмо Эльчигадаю, татарскому императору, о благосклонной встрече епископа Томаса из Мешхеда в Туркестане», которое датируется 2 ноября 1329 г., значится в Авиньонском регистре 270 Секретных архивов Ватикана (Л.306а., Epistulam Joannis XXII ad Elchigaday).
Письмо начинается словами: «Могущественному Эльчигадаю, императору Тартар, Хорасана, Туркестана и Индустана» (лат. - Эльчигадай, Эчигадей, в отечественной историографии – Ильчигидай). Оно содержит призыв к принятию Эльчигадаем («…что ты примешь католическую веру более легко») и народами вышеперечисленных регионов католической веры: «Мы приведем твое превосходительство к твоему спасению благодаря нашим стараниям, полным тревоги, нашими увещеваниями, полными убежденности, мы отпускаем тебе грехи». В письме также изложена просьба об организации хорошего приема епископу Мешхеда, брату Томасу.