Излагается концепция обосновывающая создание нового научного направления «Экологическая криминология». Анализируются проблемы социологии экологической криминалистики и социального контроля, обуславливающие действенность Системы обеспечения экологической безопасности. Предполагается, что структурно «Экологическая криминология» в качестве блока поддержки должна войти в данную Систему, усилив тем самым подсистему превенции и предупреждения. Человек - это достаточно сложный организм, который представляет собой не только создание природы с биологической точки зрения, но и достаточно социализированное существо с позиции его поведения. То есть социальное поведение человека не только помогает ему выживать и развиваться, но и формирует его сознание, психологию, обосновывает поведение, мотивацию по отношению к окружающей природной среде и осознание своего исторического места и роли в среде обитания в единой экосистеме.
Все более глубокое проникновение в проблему привело к необходимости использования в борьбе с преступлениями достижений других наук и самостоятельных методов изобличения преступников. Однако и этого было недостаточно, чтобы охватить проблему предотвращения преступности в целом.
Поэтому назрела необходимость создания специальной науки, которая бы изучала преступность как явление, имеющее свои закономерности возникновения, существования и развития, требующее специфических и многообразных форм борьбы с ним. Такой наукой стала криминология.
С момента возникновения криминологии преступление, как таковое, неоднократно приобретало различные очертания. Путем систематизации антисоциального поведения, наукой уголовного права были выделены разновидности преступных действий, систематизированы по различным объектам посягательства и закреплены в виде отдельных составов преступлений. В настоящее время, в ходе развития человеческого общества, технического прогресса и научной мысли стали появляться и новые формы общественно опасного поведения, которые уголовное законодательство систематизировало и объединило в определенные группы, такие как преступления в сфере компьютерной информации, экономической деятельности, а также особо опасные экологические преступления и др. Своей спецификой обладают преступления, направленные против экологической безопасности общества. В этой области уголовная теория практически не развита, а по мнению автора, это непростительное упущение уголовной науки, поскольку не секрет, что экологические преступления не менее, а, возможно, и более опасны, чем преступления против жизни и здоровья конкретного человека и его имущества. Это связано с тем, что в ходе совершения экологических преступлений наступают такие последствия, которые оказывают влияние не только на конкретного индивида, но и на все общество, причем характер таких последствий настолько непредсказуем, что это может привести к экологической катастрофе, которая может повлечь за собой уничтожение человечества как биологического вида.
Исследования особенностей, причинности, различных детерминантов и других факторов, обуславливающих экологическую преступность, необходимы, поскольку окружающая среда и ее состояние в наивысшей степени оказывают огромное влияние на человека как на биоиндивид. Кроме того, экология непосредственно воздействует на социальное поведение человека, что в той или иной степени отражается на развитии и здоровье общества в целом, на его гармоничном функционировании как единого организма. То есть, окружающая человека природная среда оказывает непосредственное влияние не только на функционирование отдельного индивидуума, но и на всю деятельность социума в масштабе всей планеты.
Таким образом, в условиях все более ухудшающейся экологической обстановки, назрела необходимость в разработке и развитии основных положений новой области знания – «экологической криминологии». Наши исследования позволили впервые сформулировать это новое научное направление, призванное обеспечивать действенность системы экологической безопасности. В настоящее время «экокриминология» стала получать международное признание. Выделение ее как отдельной отрасли криминологии позволило привести в соответствие с современной экологической доктриной, систематизировать и классифицировать экопреступления, сформулировать понятие экопреступности, обосновать ее причины и условия, дать анализ социальных последствий, а также выработать комплекс правореализационных механизмов, необходимых и достаточных для борьбы с такого рода преступлениями. Экокриминология должна служить теоретическим базисом для разработки методологии криминалистического исследования окружающей среды по закреплению вещественных доказательств в области совершенствования экологического контроля, экологического надзора, проведения объективной экокриминалистической экспертизы. И наконец, все это, в совокупности, научно обосновано и позволило нам приступить к следующему этапу исследований, который состоит в разработке нового научного направления «криминалистика окружающей среды» (криминалистика в области экологии), (криминалистика экологической сферы). Возможно, одно из предложенных нами названий войдет в научную терминологию. И это зарождающееся направление аргументировано впишется в систему частных криминалистических теорий и методов, на основе которых в настоящее время продолжается разработка инновационных технико- криминалистических средств, а по результатам обобщения экологической преступности вырабатываются информационно-криминологические технологии, тактические приемы и методики расследования и предупреждения экологических преступлений.
Ключевыми звеньями этого комплекса являются:
Экокриминология и криминалистика окружающей среды. Комплекс представляет собой подсистему, структурно входящую в общую Систему экобезопасности с основной целью, состоящей в обеспечении действенности Системы экологических преступлений, как на национальном, так и на международном уровнях. Цель достигается посредством выполнения подсистемой задачи по борьбе с экологическими правонарушениями и экопреступлениями, противодействием современной транснациональной экологической преступности и беловоротничковой экологической коррупции. Предложенный правореализационный инструментарий обладает повышенной степенью коэффициента полезного действия, разработанный на основе информационно-криминологических технологий, позволяет выявлять, оценивать и прогнозировать экокриминогенную ситуацию, степень виновности лица, совершившего общественно опасное экодеяние, тем самым обеспечивается неотвратимость наказания и торжество Закона.
Требуется учесть:
1.Если сегодня пойти по пути ужесточения административного и уголовного законодательства в отношении экологических правонарушителей и преступников и обеспечить неотвратимость наказания каждому за содеянное , то вряд ли восторжествует Закон. Если исходить из буквы и духа Закона, то каждый человек, населяющий нашу планету, совершил, по меньшей мере, не одно экологическое преступление, а тем более правонарушение. Это одна из причин отсутствия практического судебного-следственного волеизъявления, так называемой правоприменительной практики.
- Образно, по сути, наш правореализационный механизм представляет огромный водоворот, втягивающий в свою воронку всех экологических правонарушителей, преступников. Тогда вопрос, способна ли судебная и пенитенциарная система обеспечить надлежащее судопроизводство, отправление и исполнение Закона. Закономерный ответ «нет», в первую очередь потому, что этот поток не иссякаем на современном этапе эволюции человека, с присущей ему гипертрофированной экопсихологией и самой высокой степенью отклонения от правильного поведения. По сути, девиантность в экологии стала нормой поведения, образом жизни.
- Теперь совершим маленький экскурс в историю и вспомним, с каким энтузиазмом ученые взялись за создание атомной и водородной бомбы и как ужаснулись, создав ее и испытав на отдельных странах. Это экоцид и геноцид, тягчайший из видов экологической преступности.
- Следует констатировать, что до настоящего периода международной научной практикой не определен исходный момент развития, генезис формирования экологической среды статистического преступника. Отсюда становится очевидным, что криминология и криминалистика, в целом, как и ее частные дисциплины: экокриминология и криминалистика окружающей среды вступают в правовое пространство только лишь в конечной фазе созревания экопреступника, то есть после совершения преступления. Предшествующие фазы и должны представлять повышенный интерес в данной области, а противном случае, как бы ни была совершенна теория и практика, обеспечить в полной мере действенность Системы экобезопасности никому и никогда, по-видимому, не удастся. Вот таким образом и представляется нам камень преткновения, та заноза во всей системе экологической безопасности, а предстает она в образе «превенций». Нам думается, нет необходимости дискутировать по вопросу, что целесообразней и дешевле - предупредить формирование экологического преступника, предотвратив тем самым общественно- опасное экодеяние и пагубные последствия или только бить по «хвостам», то есть сосредоточив все усилия на конечной фазе. Если называть вещи своими именами, то во всей подсистеме предупреждения и профилактики. Все подсистемы взаимосвязаны и взаимообусловлены и должны функционировать как механизм швейцарских часов. Только в комплексе и системной взаимоствязи может проявиться действенность всей системы обеспечения экологической безопасности и жизнеобеспечения.
Все наши исследования подтверждают, что решить проблему «предупреждения» в данной специфической области возможно лишь решив проблему девиантного поведения в области экологии. Нам предстояло в наших исследованиях ответить на ряд вопросов:
- -Каким образом происходят экологические отклонения?
- -На какой фазе своего развития человек наиболее подвержен девиантному поведению?
- -Что и кто в большей степени влияет на формирования психологии отклоняющегося поведения по отношению к окружающей среде?
- -Что и в какой степени формирует экологизированное среде?
- -Что и в какой степени формирует экологизованное и антиэкологичное сознание?
- -Каковы причины, условия, детерминанты отклоняющегося поведения, приводящие к совершению экологических преступлений?
- -Каким образом достичь ресоциализации индивидуума, обладающего явно выраженным эколого-девиантным поведением? В итоге, вопросов накапливалось больше, чем удавалось находить на них ответов.
Таким образом в научном поиске и возникла идея создания специфической междисцлинарной области знаний, которую представляется необходимым назвать- «Экологическая криминология».
Прежде чем рассмотреть предмет и дать определение «экологической криминологии», необходимо ответить, что термин «экология» был введен в науку естествоиспытателем Геккелем в 1866 году для определения образа жизни и внешних жизненных отношений организмов между собой. При этом уделялось особое внимание изучению реакций живых организмов на различные факторы окружающей среды.
Предметом современной экологии является изучение закономерностей взаимодействия систем различной сложности с окружающей средой. По мере развития промышленных технологий, связанных с выбросами в воду и воздух большого количества химических веществ, появились такие направления, как гидроэкология, биоэкология, экология, атмосферы и литосферы. Позднее возникла экология человека и, наконец, экологическая криминалистика.
Гидроэкология озаботилась чистотой природных вод, и , несмотря на значительные усилия и большие материальные расходы, проблема чистой воды на планете становится все более актуальной. В настоящее время примерно 20% поверхности Мирового океана покрыта нефтяной пленкой. Экология атмосферы первоначально занимались лишь смогом в больших городах, но постепенно включало в область своих исследований озоновые «дыры» и электромагнитные «загрязнения» от различных источников радиоизлучений, радоновые и радиоактивные выбросы в атмосферу. С бурным развитием информационных технологий электромагнитные загрязнения выходят на первый план и вырастают в серьезную проблему биоэкологии.
Экология литосферы призвана заниматься проблемами подземных атомных взрывов, захоронением радиоактивных отходов, варварской добычей полезных ископаемых, выкачиванием из недр Земли нефти, воды и газа, которые существенно меняют подземную и наземную гидросферу, загрязняют атмосферу и почву промышленными выбросами. Количество промышленных и бытовых отходов в развитых странах неуклонно растет, их утилизация вырастает в серьезную проблему.
Очевидно, что биоэкология тесно связана с состоянием гидро-, атом-, литосферы. В настоящее время она включает в себя не столько изучение взаимодействия биологических объектов (растений, животных) со средой обитания, сколько определяет степень вредности выбросов в атмосферу и воду промышленных и бытовых отходов, изучает изменения условий обитания в результате уничтожения лесов )легких нашей планеты и кормовой базы большого количества видов живых существ) и бездумных манипуляций с гидросистемами планеты.
Таким образом, экологическая криминология - это наука, системная, комплексная и междисциплинарная исследующая экологические преступления, направленные против экологической безопасности общества. Основной целью, новой науки является разработка форм и методов предупреждения, профилактики экологических преступлений, формирование сознание экологизированного социально ориентированного индивидуума, обладающего современным экологическим мировоззрением правосознанием.
Дальнейшее развитие экологической криминологии позволит локализовать пробел в подсистеме превенции чрезвычайных экологических ситуаций и предупреждения экологических правонарушений. Тем самым она лаконично впишется в иерархическую структуру Системы экологической безопасности, что будет способствовать обеспечению действенности данной Системы во взаимодействии с другими подсистемами. Так как мы знаем, что криминалистика способствует раскрываемости преступления в уголовном процессе на 98%. Так таковая новая наука еще не сформирована. Некоторые теоритические и практические направления экологической криминологии начали разрабатываться на кафедре экологии Актюбинского Университета им. Академика С.Баишева совместно с учеными МГУ им.Ломоносова.
Литература:
- Гилинский Я. Девиантология. СПб.: «Юридический центр Пресс», 2004.
- Кудрявцев В.Н. Правовое поведение. Норма и патология. М.,С.29