Приведены данные об изучении сезонной динамики токсокароза собак и кошек в г. Тюмени, степени инвазирования животных в зависимости от возраста, пола, типа кормления и условий содержания. Показана степень обсемененности проб почвы и овощей яйцами токсокар. Представлены результаты испытания эффективности антгельминтиков при токсакарозе собак и кошек.
Введение
Токсокароз собак и кошек широко распространенное заболевание на территории России, особенно в больших городах (заболеваемость варьирует в пределах 10-76%) и представляет реальную угрозу для здоровья человека (1 -10).
Так, зараженность домашних собак нематодой Toxocara canis в г. Москве, в среднем, составила 18,1±2,1%, бродячих собак – 25,9±6,0%. Средний показатель обсемененности почвы яйцами токсокар игровых площадок территорий жилых домов составил 14,8±1,7%. Максимальная инвазированность кошек Toxocara cati в г. Москве наблюдается в группах животных в возрасте от 1 до 12 месяцев, экстенсивность инвазии до 21,7%. С увеличением возраста животных инвазированность токсокарами снижается и составляет 6,5% (для животных в возрасте 3-5 лет). Установлено влияние возраста собак на инвазированность гельминтами. Наиболее инвазированными являются собаки в возрасте от 1 месяца до 3 лет, экстенсивность инвазии составляет 13,2-13,8% (6).
Токсокароз зарегистрирован в г. Костроме, в среднем, у 12 ± 1,3% собак. Щенки 1- 5 мес. заражены токсокарами на 21– 41%, собаки до 1 года – 6 – 8%, 1-3 лет – 7%; животные старше 3 лет были свободны от имагинальных форм T. canis. Сезонная динамика токсокароза собак характеризуется повышением интенсивности эпизооти- ческого процесса в летний период. Средний показатель экстенсивности инвазии – 22 ± 3,2%. Осенью и зимой зараженность токсокарозом составляет 4 ± 1,7% (5).
В популяции городских собак г. Новосибирска токсакароз установлен у 30,5% животных при интенсивности инвазии 12,8 особей. В популяции городских кошек экстенсивность инвазии достигает 40,2% при интенсивности равной 6,4 особей. Высокая инвазированность выявлена у всех категорий животных. Так, максимальная экстен- сивность инвазии зафиксирована у цепных собак - 55,1% с интенсивностью 21 особь, и у полувольных кошек - 52,2% с интенсивностью инвазии 6,4 особи. В популяции собак самцы по результатам прижизненной диагностики заражаются чаще, чем самки - 46,4 и 41,3% (p<0,01) и интенсивность инвазии у них выше - 13,7 напротив 11,4 особей. У кошек такие различия не наблюдаются. Сезонная динамика инвазированности токсокарозом носит четко выраженный закономерный характер. В летние месяцы показатели экстенсивности инвазии достигают максимальных значений у собак - 53,5 и 47,5% - кошек. К осени они снижаются до 47,2 и 40,0%, соответственно. В зимний период - стабилизируются на уровне минимальных значений 30,5 и 31,9%. Весной наблюдается их новый подъем до 43,7 у собак и 38,6% - кошек (2).
В г. Саратове экстенсивность инвазии собак составила 63,6%, при интенсивности инвазии от 1 до 71 яйца в 1 г фекалий. Наиболее интенсивно токсокары поражают молодых животных (щенки до 6 мес.) – экстенсивность инвазии - 73,9%. Токсокарозом поражено 46,78% щенков в возрасте 1 – 3 месяцев; 39,46% собак в возрасте 4 – 6 месяцев и 13,76% взрослых собак, в возрасте старше одного года. Отмечен один пик инвазии в весенне-осенний период (июль - сентябрь) (3).
В г. Воронеже кошки были инвазированы токсокарами на 32,1 ± 3,8 %, а собаки 31,2 ± 7,6 %) (4).
В г. Перми за период с 1992-2004 г.г. зараженность собак токсокарозом, принадлежащих частным лицам, оказалась достаточно невысока – всего 17,9%. (8).
В Ямало-Ненецком автономном округе (Тюменская область) в популяции собак токсакароз встречается у 30,2%, при интенсивности инвазии - 12,2 особей. По результатам прижизненной диагностики самцы заражаются чаще (36,5%), чем самки (31,5%). Сезонная динамика инвазированности токсокарозом носит четко выраженный характер. Так, в июле – августе показатель заболеваемости достигает максимума – 33,8%. К осени он снижается до 26,3%, а в зимне-весенний период (декабрь – март) стабилизируется на уровне минимального значения 20,6%. В апреле – мае наблюдается новый подъем до 32,9% (7).
Возникновению и быстрому распространению инвазии способствуют высокая численность собак и кошек, низкая культура содержания (выгул собак осуществляется в парках, скверах, дворах, около школ), разнообразные пути передачи возбудителя (алиментарный, трансплацентарный, трансмаммарный), высокая устойчивость яиц гельминтов к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды и др.
В связи с этим, в современных городских условиях инвазия становится наиболее социально значимым геогельминтозом с очень высоким риском заражения людей в городах.
Материалы и методы
Для выяснения степени распространения токсокароза домашних плотоядных в г. Тюмени нами были проведены диагностические исследования: прижизненные (копрологические) и посмертные (патологоанатомическое вскрытие). Исследованию были подвергнуты животные, принадлежащие частным владельцам, питомникам различных организаций и безнадзорные.
Для проведения копрологических исследований использовали метод Фюллеборна. При этом отбирали только свежие пробы фекалий, снимая верхнюю часть, не соприкасавшуюся с полом или почвой. Всего было исследовано более 600 проб фекалий от собак и 400 проб от кошек.
Результаты исследований
Анализ результатов изучения сезонной динамики токсокароза показал, что экстенсивность инвазии высока во все сезоны года. При этом установлено, что зараженность животных половозрелыми токсокарами в зимний, весенний, летний и осенний периоды года несколько различается (у собак 15,9 – 48,6%; у кошек – 26,7 – 30,2%). Проведенные нами исследования позволили установить, что эпизоотический процесс при токсокарозе собак имеет закономерный характер. В летние месяцы (июнь - август) экстенсивность инвазии достигает максимума 48,6 ± 3,3%, осенние (сентябрь –ноябрь) месяцы – 29,6 ± 1,7%. К зиме (декабрь – февраль) стабилизируется на уровне минимального значения 15,9 ± 1,9 %, а в весенние (март – май) наблюдается новый подъем до 26,5 ± 1,2%. Таким образом, высокая инвазированность собак установлена во все сезоны года, но особенно в летний период.
Повышение уровня инвазированности в летнее время года в популяции собак обусловлено увеличением численности молодняка, которые, как правило, являются основными носителями половозрелых токсокар.
В популяции кошек токсокароз регистрируется также во все сезоны года. Сезонная динамика токсокароза кошек характеризуется стабильным уровнем во все периоды года. Зимой, весной, летом и осенью заболеваемость составляет 28,3 ± 3,1; 26,7 ± 2,3; 30,2 ± 2,6 и 28,6 ± 1,8% соответственно.
При анализе результатов копрологических исследований собак, принадлежащих частным владельцам и питомникам организаций, установлена зависимость инвазирования животных от возраста.
Так, около 88,1% случаев заболевания токсокарозом собак, принадлежащих питомникам различных организаций, приходится на молодых животных в возрасте до 12 месяцев, в меньшей степени поражены собаки старшего возраста от 1 - 6 лет и 6 лет и старше - 6,5 и 5,4% соответственно (токсокароз старше 6 лет регистрировался у самок после рождения щенят).
У собак, принадлежащих частным владельцам, также отмечается наибольший процент заболеваемости данной инвазией в возрасте до 6 месяцев - 83,8%, далее идет снижение с 6 - 12 месяцев и от 1 года до 6 лет инвазия держится примерно на одном уровне и составляет – 8,1%. Животные старше 6 лет оказались свободными от имаго токсокар (рис.1). Наибольший процент заболеваемости в популяции кошек регистрируется в возрасте от 1 до 6 лет – 38,3%. Несколько ниже до 6 месячного возраста - 26,7% и с 6 - 12 месяцев - 23,3%. Наименее инвазированной оказалась группа в возрасте старше 6 лет, здесь токсокароз обнаруживался в 11,7% случаев (рисунок 2).
Рисунок - 1. Частота встречаемости токсокароза в популяции собак в зависимости от возраста.
Рисунок - 2. Частота встречаемости токсокароза в популяции кошек в зависимости от возраста.
При изучении распространения токсокароза у плотоядных в зависимости от пола было установлено, что у собак заболевание чаще регистрировали у самцов (55,2%), чем у самок (44,8%). В популяции кошек у самцов – 57,4% и у самок – 42,6%.
При оценке распространения токсокароза в зависимости от условий кормления нами было обследовано несколько групп животных различного возраста (животные, получающие коммерческий рацион – сухой и влажный корм; животные, получающие как коммерческий, так и натуральный корм и животные, питающиеся только натуральными продуктами).
В итоге, разница в зараженности токсокарозом между собаками, питающимися коммерческими рационами и домашней пищей, оказалась незначительной. Это можно объяснить тем, что животные инвазируются, в основном, при выгуле. У собак имеется тенденция подбирать и поедать инородные предметы (кости, палки, фекалии других животных и пр.), контактировать с источником инвазии во время игр или драк, что приводит к инвазированию. Вместе с тем, необходимо учитывать и тот факт, что токсокароз регистрируется, преимущественно, у молодняка (до 6 месяцев), что обусловливается внутриутробным и трансмаммарным заражением.
У кошек, разницу в меньшей инвазированности животных получающих коммерческие рационы, можно объяснить более высоким иммунитетом при сбалансированном рационе коммерческих кормов. Так как при кормлении натуральными и смешанными кормами животные недополучают минеральные вещества. Так же нужно учитывать и тот факт, что многие представители семейства кошачьих – хищники. И не исключается фактор их заражения от грызунов.
В целом, характеризуя распространение токсокароза среди собак и кошек, с учетом рациона оказалось, что чаще всего инвазия регистрируется у животных, контактирующих с окружающей средой и ведущих хищнический образ жизни.
При оценке инвазированности различных пород выяснилось, что наиболее инвазированными оказываются собаки служебного направления.
При выяснении интенсивности инвазии кишечного токсокароза у собак и кошек было проведено неполное гельминтологическое вскрытие тонкого отдела кишечника и желудка свежих трупов. В результате исследований установлено, что интенсивность инвазии у собак составила 1 - 67 особей (16,5±3,2%), а у кошек от 1 - 18 (4,7±0,4), причем у самцов собак она достигала 11,3±1,2 особи, у самок – 8,2±0,3 особи. В популяции кошек наблюдается обратная ситуация: интенсивность инвазии у котов – 3,8±0,2, а у кошек – 6,9±0,3 особи.
Кроме этого, при патологоанатомическом вскрытии тонкого отдела кишечника нами было установлено совместное паразитирование имаго токсокар и дипилидиумов (у собак – 1,7%, у кошек – 4,1%). При этом, токсокар обнаруживали у собак в двенадцатиперстной кишке, у кошек в желудке и двенадцатиперстной кишке, а дипилидий, преимущественно, в тощей кишке, как у собак, так и у кошек. В результате этого можно сделать вывод, что токсокары в качестве среды обитания используют более кислую среду, а дипилидиумы более щелочную среду.
При патологоанатомическом вскрытии тонкого отдела кишечника у домашних плотоядных выяснилось, что собаки старше 2-х летнего возраста оказались свободными от кишечного токсокароза. Хотя, при прижизненной диагностике токсокароз встречается у самок. Это связано с появлением потомства. У кошек токсокароз встречается не зависимо от возраста.
Внешне у таких животных отмечается увеличение объема живота, общее истощение, анемичность, желтушность видимых слизистых оболочек и кожи, саливация и диарея. У кошек проявление токсокароза в виде аллергического дерматита чаще всего наблюдается при микстинвазии с дипилидиозом.
По результатам наших выборочных исследований проб почвы в г. Тюмени, положительными оказались 9,3%, овощей - 7,1%. Эти данные говорят о том, что в г. Тюмени сложилась ситуация, эпидемиологически небезопасная для здоровья людей и животных.
С целью изыскания наиболее эффективных средств терапии плотоядных при токсокарозе, нами были выбраны антгельминтики, которые чаще всего рекомендуются практикующими ветеринарными специалистами: Тронцил С, Тронцил К, Пирантел – суспензия, Празицид – суспензия, Празицид – таблетки, Каниквантел плюс, Цестал Кэт на собаках и кошках.
В результате проведенных испытаний препаратов было установлено, что наиболее высокую эффективность показали «Тронцил» (93,3%) и «Пирантел» – суспензия (91,7%), их эффективность составила более 90%; чуть меньше эффективность оказалась у «Азинокса +» (81,8%), а «Празицид» - суспензия (66,7%) и «Празицид» (71,4%) в таблетированной форме оказались наименее эффективными при спонтанном заражении имагинальными формами токсокароза собак, их эффективность оказалась менее 75% (таблица 1).
Таблица 1- Эффективность антгельминтиков при токсокарозе собак
Результаты испытаний препаратов на кошках показали, что наиболее эффективным в отношении имагинальных форм токсокар оказался Цестал Кэт (91,7%), несколько ниже эффективность у Тронцила К (88,9%) и Каниквантела плюс (85,7%) (таблица 2).
Таблица 2- Эффективность антгельминтиков при при токсокарозе кошек
Кроме этого, не всегда для лечения кишечного токсокароза у домашних плотоядных возможно ограничиться только антгельминтными препаратами.
При проявлении клинических признаков прибегают к симптоматической терапии. Чаще всего терапию оказывают молодняку (2-6 месячного возраста), у животных старшего возраста практически не применяется.
Симптоматическая терапия одновременно должна проводиться в нескольких направлениях:
- восполнение функции пораженных органов и систем с помощью фармакологических средств;
- устранение или недопущение неблагоприятного действия факторов внешней среды, условий содержания и кормления.
Таким образом, проведенные нами исследования показали, что токсокароз является широко распространенной инвазией среди собак и кошек в г. Тюмени и, в значительной степени, осложняет эпидемиологическую ситуацию. Следовательно, профилактика токсокароза является важной социальной проблемой, требующей для своего решения проведения совместных мероприятий специалистов ветеринарных и медицинских учреждений при участии работников коммунальных служб.
Литература
- Архипов И.А. Гельминтозы собак и кошек в крупных мегаполисах России / И.А. Архипов, Д.А. Авданина, С.В. Лихотина // Ветеринария. – 2006. – № 3. – С. 33 –
- Зубарева И.М. Основные гельминтозы домашних плотоядных в крупных городах (на примере г. Новосибирска) /Зубарева И.М.// Автореф. дис. …канд. вет. Наук, Новосибирск, 2001. - 22с.
- Кашковская Л.М. Основные кишечные гельминтозы собак г. Саратова: распространение, экологические особенности и меры борьбы / Кашковская Л.М. // Автореф. дис. … канд. вет. наук - Саратов, 2009. - 21с.
- Меняйлова И.С. Экологические аспекты биологического загрязнения среды урбосистемы (на примере г. Воронежа) / Меняйлова И.С. // Автореф. дис. … канд. биол. наук - Воронеж, 2012. – 19 с.
- Михин А.Г. Токсокароз собак (эпизоотология, иммунодиагностика, патоморфология, лечение) / А.Г. Михин // Автореф. дис. канд. вет. наук. М., 2004. – 21с.
- Пешков Р.А. Эпизоотологическая ситуация по токсокарозу у плотоядных и гельминтологическая оценка внешней среды в мегаполисе Москва / Пешков Р.А. // Автореф. дис. … канд. вет. наук - Москва, 2010. – 23 с.
- Сивков Г.С. Основные антропозоонозы в Ямало – Ненецком автономном округе / Г.С. Сивков, А.В. Сергушин, Н.А. Бабин, А.Г. Соколов // Сб. науч. тр. ВНИИВЭА – Екатеринбург, 2002. – Вып. 44. – С. 160 – 163.
- Согрина A.B. Паразитарные заболевания собак и кошек г. Перми / Согрина A.B. // Материалы докл. науч. конф. «Теория и практика борьбы с паразитарными болезнями». М., 2008. - Вып.9. - С. 454-455.