В статье приводятся данные об изученности тугайных лесов Республики Казахстан, причинах их деградации и возможные пути их восстановления.
В соответствии со ст.2 п.2 Лесного кодекса Республики Казахстан лес является одним из важнейших компонентов биосферы, имеющий глобальное экологическое, социальное и экономическое значение. В научной системе лесного хозяйства особое место занимают вопросы лесообразовательного процесса, без знания которого невозможно обеспечить воспроизводство леса. Особенно это касается Казахстана, природные и лесорастительные условия которого отличаются большим разнообразием. На территории республики выделяются шесть лесорастительных зон, включающих в себя лесостепные, степные, пустынные и горные леса. И если в основных лесорастительных зонах республики вопросы лесообразовательного процесса достаточно изучены, то исключение – интразональные лесные образования по поймам рек, протекающим в пустынных райо- нах, получившие название тугайных лесов (тугаев). Интразональными они называются, потому что это не самостоятельные зоны, а как бы вкрапления в обширную пустынную зону, то есть являются внутризональной растительностью, резко отличающейся от основного фона пустынной флоры [1]. Это особый реликтовый тип растительности, сохранивший былые черты третичной флоры и имеющий своим центром происхождения Среднюю Азию [2]. Тугайные леса произрастают по берегам южных рек Республики Казахстан: Сырдарьи, Чу, Или, Каратала [3].
Как отмечает И.Я. Зактрегер, тугайные леса – своеобразные островные растительные сообщества, происхождение и жизнь которых тесно связаны с деятельностью своеобразных рек [4]. Характер экономических условий для расселения растительности на современных территориях тугайных лесов прежде всего находится в зависимости от общего устройства поверхности прибрежных пространств рек и тех пород, из которых они слагаются [4].
В тугаях всегда возникает свой особенный микроклимат, значительно отличающий их от экосистем располагающихся вокруг пустынь [5]. Тугайные леса называют оазисами пустыни [6]. Они не образуют сплошных лесных массивов вдоль течения реки, а произрастают узкой прерывистой лентой – полосой, перемежаясь с открытыми луговыми пространствами и камышовыми зарослями. Для тугайных лесов характерны близкий уровень грунтовых пресных вод, периодические затопления пойменной части в летний период, влажный микроклимат в самой зоне тугаев с высокой температурой летом. В связи с частыми изменениями русел рек и накоплением новых наносов происходят изменения в уровне грунтовых вод, что ведет к естественной смене растительности. Узкие полосы вдоль береговых наносов, а также плоские понижения пойм, затопляемые весенними паводковыми водами, обычно заняты зарослями кустарниковых ив. По более повышенным местам первой террасы располагаются насаждения лоха узколистного (джида). Вторые террасы с волнистым рельефом заняты обычно редкостойными насаждениями туранги – тополя разнолистного Populus diversifolia Schrenk и тополя сизолистного Populus pruinosa Schrenk. Почвы под такими насаждениями аллювиально- луговые суглинистые или иловато-супесчаные солончаковатые. Грунтовые воды здесь залегают на глубине 2-3 метра. На вторых же террасах располагаются густые, труднопроходимые заросли чингила и тамарикса. Среди тугайных лесов особое место занимает пойма реки Чарын в Алматинской области, где на аллювиально-луговых почвах произрастают реликтовые насаждения ясеня согдианского [7].
Тополь разнолистный достигает в высоту 11-16м. Ствол хорошо выражен, с приподнятой раскидистой кроной [1]. Листья генеративных побегов широкоокруглые, с клиновидным или почти плоским основанием, с одним широкоугольным зубцом на верхушке и с 2-4 парами широких зубчиков по краям. Листья вегетативных побегов узкие, ланцетовидные или продолговатые, с клиновидным ассиметричным основанием, цельнокрайные, иногда пильчато-зубчатые [8]. Листовая пластинка толстая, кожистая, зеленоватого цвета со слабым сизоватым налетом [1].
Тополь сизолистный обычно 9-10м высоты, с искривленным стволом и развесистой шатровидной кроной [8]. Листья с сизым налетом на обеих сторонах [1]. Листья коротких и плодовых побегов широкоовальные, плотные, сизоватые, на конце с выемкой или очень небольшим остроконечием; совершенно целые, волнистые или слегка выемчатые [8].
Из кустарниковой растительности в тугайных лесах можно встретить тамарикс, чингиль, курчавку, барбарис, облепиху. В тугаях встречается множество различных трав и лиан: тростник, кендырь, солодка, рогоз, вейник, ломонос, ежевика, чий. Всего здесь около 600 видов растений [6].
И.Я. Зактрегер описал процесс образования тугайных лесов на примере реки Амударьи. Река в нижнем своем течении создает новые острова (каиры), а также в различных местах отлагает новую береговую линию по пути своего дальнейшего течения с тем, чтобы через некоторое время снова их разрушить и отложить в другом месте. На каирах очень быстро появляется растительность из семян, заносимых водою и ветром. Условия для прорастания семян являются идеальными: обилие почвенной влаги и высокая температура воздуха и почвы. Первыми появляются молодые ростки ив, туранги и тамарикса. Позднее поселяются различные представители травяных растений: камыши, осоки и другие. При существовании каира более одного года появляется лох, семена которого заносятся водой и птицами. В случае сохранения острова от размыва рекою на наиболее возвышенных его местоположениях возникают лесные сообщества тугаев, а в более пониженных и топких местах – заросли камыша. Если каир не подвергается размыванию и воздействию антропогенных факторов, то развитие растительности продолжается, корневые системы скрепляют почву, что позволяет острову более успешно противостоять напору воды в дальнейшем. На заливаемой водою части острова за несколько лет древесная растительность значительно поднимается, оттеняют почву и создают молодое насаждение, представляющее часто густую чащу. К 20 годам образуется типичное тугайное насаждение, которое является годной для рационального использования. К 40-летнему возрасту древостой постепенно начинает отмирать, в стволах усиленно развивается сердцевинная гниль, приводящая к ветровалам, а при недостатке влаги насаждение быстро гибнет. Таким образом, ученый разработал примерную схему естественного возникновения и отмирания тугайных лесов [4].
Многие ученые разрабатывали классификацию тугаев как различных формаций. Например, В. П. Дробов выделил стадии развития тугайной растительности. В условиях поймы Сырдарьи М. В.Гудочкин и П.С.Чабан установили некоторые типы тугайной растительности на первой и второй террасах [9]. В.В.Седов на основе анализа тугайной растительности и существовавших систем классификации тугайных лесов предложил классы формаций для древесных, кустарниковых и травянистых тугаев.
Л.Е.Родии считает, что в группе типов пустынных пойменных лесов (тугаев) имеется три типа растительности: мезо-ксерофитная кустарниковая растительность, ксеро- мезофитная древесная растительность и гидро- мезофитная травянистая растительность. В связи с этим он выдел группы формаций растительности и их ассоциации [9].
Тугайную растительность Средней Азии Е.П.Коровин представляет в виде ценотических подразделений, близких к формациям. Объединение растительности в эти группы производится автором на основании преобладания в составе растительности опре- деленного биологического типа: дерева, кустарника, травянистого растения [9].
А.И. Прохоров в тугайных лесах Казахстана выделяет следующие группы типов леса, сходных по своим биологическим особенностям и однородности проводимых в них лесохозяйственных мероприятий [1].
- Ивняк прирусловой. Этот тип наиболее распространенный. Занимает пониженные участки поймы, ежегодно затапливаемые паводковыми водами. В чистом виде образует небольшие площади и в основном произрастает с примесью других пород – лоха, туранги, гребенщика, чингила. Обычный их состав – 8 ив, 1 лох, 1 туранга. Поскольку ивняки располагаются на участках, подвергающихся ежегодным затоплениям, то почвы на них обычно не сформированы и сложены свежими аллювиальными наносами, состоящими из прослойков иловато-илистых и иловато-песчаных фракций. В травянистом покрове преобладает рогоз, вейник, изредка тростник. Грунтовые воды залегают на глубине 50– 150 см.
- Джидовники в зависимости от присутствия сопутствующих пород образуют типы: джидовники прирусловые, или вейниковые, джидовники ивовые и ивово-туранговые.
Прирусловые или вейниковые джидовники образуют, как правило чистые насаждения из лоха или же с небольшой примесью ивы и туранги и занимают прибрежные слабоволнистые участки с иловато-песчаными почвами. Грунтовые воды залегают на глубине 1,5–2,0 м. В подлеске ива кустарниковая встречается с редкими куртинами чингила. Травяной покров – вейник, тростник, ломонос. Джидовники ивовые располагаются на прирусловых валах, на вершинах и склонах пологих валов, заливаемых водами при высоких паводках. Обычный состав их – 6 лохов, 4 ивы. Почвы иловатые, глинистые. Грунтовые воды пресные или слабосолонцеватые, залегающие на глубине 1,0– 3,0 м. В покрове – редкий тростник, вейник, кендырь, ломонос. Джидовники иво-туранговые аналогичны предыдущему типу за исключением того, что в них появляется примесь туранги, поэтому их обычный состав 5 лохов, 3 ивы, 2 туранги.
- Туранговник – как правило, чистые насаждения из туранги разнолистной и сизолистной.
Туранговник разнолистный обычно расположен в центральной и притеррасной частях поймы. Плотные (сомкнутые) насаждения образуют небольшие участки. На древних террасах распространен в виде редколесья с мощными деревьями высотой до 30 м и диаметром до 2 м на высоте груди, возраст – до 200 лет.
Почвы – заилистые супеси или суглинки. В редколесьях по древним террасам ветрами на отдельных участках наносится большое количество песка, вплоть до об- разования бугров. В подлеске встречается чингил, гребенщик. Рельеф ровный. Грунтовые воды слабосолонцеватые, залегающие на глубине 2–2,5 м.
Туранговник сизолистный расположен на склонах бугров и в понижениях между ними на заилистых суглинках и супесях при глубине залегания грунтовых вод 2–3 м. Туранга сизолистная, в отличие от разнолистной, хорошо переносит засоление почв, однако она менее долговечна (50–60 лет).
- Чингильник – густые заросли как из чистого чингиля, так и с примесью единичных экземпляров и групп лоха и гребенщика. Почвы супесчано-иловатые или глинистые. Рельеф слабоволнистый. Глубина залегания грунтовых вод – 2,0-3,0 м.
- Гребенщики – чистые заросли, иногда с примесью единичных экземпляров ивы. В покрове – ажрек, верблюжья колючка, кермек. Почвы супесчаные слоистые или суглинистые, рыхлые с солевой корочкой или солевым налетом. Глубина залегания грунтовых вод 4-5 м.
Однако А.И.Прохоров утверждает, что вышеперечисленные группы в тугайных лесах непостоянны и в зависимости от изменения паводкового режима и антропогенных факторов могут сменяться в ту или иную сторону [1].
По современному разделению в зависимости от преобладающей древесной или кустарниковой породы тугаи подразделяются на лоховые, туранговые, ивовые, ясеневые, тамариксовые [6]. Лоховые тугаи часты в поймах низовьев рек Сырдарьи, Чу, Каратала, Или. Туранговые – в основном в пойме Сырдарьи. Туранга здесь достигает высоты до 30 м при диаметре ствола до 1,5 м. Ивовые насаждения встречаются иногда по поймам Чу, Или, Каратала и других рек даже в совершенно безлесной местности. Примером ясеневых тугаев может служить Чарынская ясеневая дача. Около 60 видов млекопитающих, более 300 – птиц, 20 – земноводных и более 800 видов членистоногих обитают в зарослях тугаев [6].
Форма тугайных островов р. Амударьи ежегодно меняется. Величина островов также постоянно изменяется, уменьшаясь от постоянных размывов, захватывающих иногда весьма значительные площади, до нескольких гектаров. Очень быстро изменяются и очертания островов. Вследствие перемещения береговой линии рек создается отмирание или возрождение тугайных лесов на каирах. Тугайные леса называют «кочующими» по причине перемещения их к степным пространствам и на сухие возвышенности [4].
В советское время с целью сельскохозяйственного освоения пустынных территорий в Казахстане проводились большие работы по зарегулированию стока основных водных артерий – рек Или и Сырдарьи. Резко увеличился забор воды на орошение и из других рек пустынной зоны республики. Изменение гидрологического режима негативно отразилось на состоянии тугайных лесов [1].
Лесообразовательный процесс в тугаях зависит от многих факторов, в том числе от физико-химических свойств почв, влажности, гидрологического режима рек и грунтовых вод, а также от физиологических способностей растений к естественному восстановлению. В течении долгого времени в прибрежной части этих рек происходят коренные изменения не только в породном составе, но и в самих лесорастительных условиях. В настоящее время естественная динамика тугайных экосистем нарушена в результате антропогенных преобразований прямого (вырубки, потрава, пожары) и косвенного (зарегулирование стока рек) характера. Общее направление динамического процесса резко сдвинуто в сторону галофитизации и иссушения. Повсеместно наблюдается утрата типичных (условно коренных) тугайных древесно-кустарниковых сообществ, исчезают не только группы ассоциаций, но и полностью отдельные формации тугайной растительности, происходит замена древесно-кустарниковых тугаев различными вариантами травяных и галофитных сообществ, ранее не имевших большого распространения [2]. Усиливается деградация лесов и неуклонно сокращается ареал распространения древесно-кустарниковой растительности, площади уникальных тугайных лесов постоянно сокращаются.
Современные тугаи – это древесные, кустарниковые и травяные сообщества в поймах рек Сырдарьи, Чу, Или, Каратала, Лепсы, Аксу и Чарына общей площадью около 400 тыс. га, из которых покрыто лесом не более 150 тыс. га. Сокращение площади тугаев приводит к утрате ценных, редких и реликтовых видов растений и животных, к понижению водоохранной, водорегулирующей, берегозащитной и мелиоративной роли тугайных лесов, к ухудшению среды обитания человека, а также к полному прекращению отдельных видов хозяйственной деятельности.
Ученые в целях обеспечения порослевого возобновления тугайных лесов предлагают использовать рубки спелых насаждений, прочистку и прореживание молодняков через каждые 2-3 года. Однако главным мероприятием является борьба с пожарами, которые ежегодно уничтожают тысячи гектаров леса. Рекомендуется также создавать лесные культуры в поймах южных рек [10]. Таким образом, необходимо сохранять и восстанавливать уникальные реликтовые тугайные леса для будущих поколений.
Литература
- А.И.Прохоров Тугайные леса Казахстана. – Алматы, 1982. – 80 стр.
- С.Е. Трешкин Деградация тугаев Средней Азии и возможности их восстановления // Автореф. дисс… док. с-х. наук. – Волгоград, 2011. – 47 стр.
- allbest.ru.
- И.Я.Зактрегер Тугайные леса нижнего течения р.Аму-Дарьи. – Ленинград, – 22 стр.
- nur.kz
- С.Б.Байзаков, А.Н.Медведев, С.И.Искаков, Б.М. Муканов .Лесные культуры в Казахстане. – Алматы, 2007. – кн. 2. – Стр.18-19.
- П.П.Бессчетнов, Л.М.Грудзинская Туранговые тополя Казахстана. – Алма-Ата, – 152 стр.
- Ю.В. Синадский Вредители тугайных лесов Средней А з и и и м е р ы борьбы с ними. – 1962. – 76с.
- П.С.Чабан, Ю.Б.Воскресенский Тугайные леса низовий реки Сыр-Дарьи // Труды КазНИИЛХ, IV. – Алма-Ата, 1963. – Стр.70-107.