Данная статья посвящена психологическим основам религиозного фанатизма. В ней представлен синтез мнений различных исследователей психологии религии, классификация фанатизма и его психические констелляции. На основе анализа психологических исследований авторами сделан вывод, что фанатизм является проявлением душевного неблагополучия, прибежищем невротических личностей, которые стараются скрыть от себя и других, прибегая к фанатизму, свой внутренний душевный конфликт и проистекающие из него агрессивность, комплекс неполноценности и эгоизм.
Многие исследования современности связывают религиозные учения с войной и терроризмом, поскольку явление религиозного фанатизма не редкость и в наше время.
Ислам, зародившись в Аравии, огнем и мечем, покорил полмира. Католицизм пытался утвердить свое господство с помощью крестовых походов. Протестанты, колонизируя Америку, осуществляли геноцид туземного населения. Различные секты часто устраивали кровавые расправы над теми, кто не спешил искать спасения души у их лидеров.
Религиозный фанатизм описывается по-разному. Так, в исследованиях Е.М.Калужной фанатизм «это слепая экзальтированная вера, связанная с нетерпимостью и агрессией по отношению к сторонникам других вероучений» [1;12].
Религиозный фанатизм с точки зрения психологии является «idées fixes» — навязчивым состоянием психики человека. Одержимость и видения, часто сопровождающие жизнь религиозных фанатиков, свидетельствуют об отклонении от нормы, собственно, являясь психопатией.
Психопатическая организация нервной системы часто влечет за собой повышенную возбудимость, истеричность, вспыльчивость. Именно потому религиозные фанатики обладают нетерпимостью, граничащей с агрессией, которая — в малых или тяжелых формах, в зависимости от тяжести психопатии, — является оружием в руках лидера.
Болезненный ум делает из веры кумира, он настойчиво и упорно прорабатывает свою идею, пока не оповестит о ней всех, будет с жаром ее защищать. Здоровой психике недосуг обдумывать вопросы веры, занимаясь своей жизнью, нездоровая психика цепляется за идею.
В психотерапии В. Джемса есть определение личной религии, характеризующей состояние человеческой психики и ценностей. Данная религиозная форма исключает все внешние характеристики религии — теоретическое богословие, обряды и традиции канонов той или иной веры, оставляя для изучения только человеческую организацию в его личной вере — в центре ставят внутренние переживания человека, его долг, совесть, отношение к канонам религии, людям и к Богу [2; 84].
Итак, религия, по мнению психотерапевтической науки, — это совокупность чувств, действий и опыта отдельной личности. В истинной вере нет места рабству и зависимости, она должна давать как продукт благостное и гармоничное спокойствие, преодолевая внутренние страхи человека.
Для других исследователей фанатизм — это «извращенная приверженность к своей идее и резкое отношение к ее отрицанию». Наиболее частое качество, присущее религиозному фанатизму, — ценность своей идеи и неприятие других идей. На данное время среди людей бытует мнение, что религиозный фанатик — это жестокий террорист, сметающий и убивающий всех, кто встает у него на пути. Данная тематика вообще очень специфична, так как религиозный фанатизм выражается не только в нетерпимости, но и в суеверии, излишествах выражения религиозных чувств, отличается ревностностью и, пожалуй, главное — невежеством.
Первым более точное определение фанатизма дал Вольтер: «Тот, кому свойственны экстазы и видения, кто принимает свои сны за нечто реальное и плоды своего воображения за пророчества, того можно назвать энтузиастом, но тот, кто поддерживает свое безумие, убивая, фанатик» [2; 84].
Вольтер также разделил фанатиков на два типа — агрессивный (эмоциональный) и хладнокровный. Разница между ними в реакции на неприятие их идеи. Эмоциональные убивают сходу, а хладнокровные выискивают несогласных, разрабатывают политику и также уничтожают.
Выходом из такого состояния, по мнению Вольтера, лекарством является умение думать, размышлять, исследовать и изучать свои вероучения, нормы нравственности и анализировать их суть. Умение найти истину и непредвзятость — спасение от фанатизма.
Наивно полагать, что фанатик — это изгой общества, а фанатизм — это болезненный сбой системы. Фанатизм всегда носит социальный характер. Не случайно Н. Бердяев считал что «человек не может быть фанатиком, когда он поставлен перед Богом, он делается фанатиком, лишь когда он поставлен перед другими людьми».
Религиозная экспансия является наиболее опасным видом религиозного фанатизма, который охватывает не только духовный мир человека, но является и политическим процессом.
Ф.Ницше в своих трудах описывал причину возникновения религиозной экспансии как колебания рационального и иррационального начала в обществе. Он связывал наступление времен религиозной экспансии с захватом земель, установлением политического режима, захвата власти, изменениями в социально-экономическом устройстве.
Действительно, окунемся немного в историю. Вспомним захватчиков — войска Чингиз хана. Порабощенные государства принимали веру угнетателей и их уклад и традиции. Европейские колонизаторы также способом миссионерства подавляли африканские и американские земли, склоняя их с помощью веры к подчинению. Это стыд для христианской и мусульманской веры — стыд прошлого, когда вера была использована в качестве способа установления господства и получения материальной выгоды и наживы.
В современном мире религиозная экспансия также является одной из латентных проблем, когда некоторые представители учений, яростно отстаивая свою веру, не дают покоя своим близким и родным. Это также своего рода экспансия, когда детей в семье бьют, заставляя ходить на службы или в мечети. Когда представители некоторых учений не дают переливать ребенку кровь, так как учение это запрещает, и ребенок погибает — это религиозная экспансия, только маленького масштаба и страдают от нее те, кто не могут защититься.
Психологически религиозная экспансия — это желание власти, конфликт внутреннего и внешнего. Чаще всего при религиозной экспансии вся идеология исходит от одного лидера, вдохновляющего массы на религиозное «насилие». В религиозной экспансии важно установление господства определенной религии на определенной территории и в определенном обществе как самоцель.
Общество так же ответственно за любой акт фанатизма, как и отдельный человек, поэтому внимание к так называемым «положительным» формам фанатизма — долг и обязанность любого здорового социального института. «Хорошего», «невинного» фанатизма не бывает, из молодых музыкальных или спортивных фанатов вполне могут вырасти серьезные политические или религиозные фанатики, поскольку суть и корни фанатизма всегда одни и те же.
История доказала, что «взлет фанатизма приходится на переломные эпохи. Когда старые системы рушатся, а новых еще нет, происходит взрыв всех деструктивных форм веры, таких как фанатизм, суеверия и предрассудки. Это объясняется тем, что вера, как очень важная, присущая любому человеку способность, усиливается в периоды неопределенности».
Она помогает нам справиться с тревогой и страхом, пережить состояние острой неопределенности при переходе от старых, безопасных, хорошо известных систем к новым, неведомым и пугающим. Но если в душе человека уровень деструктивных процессов высок, то вера переходит в болезненные формы.
Как помочь человеку, как помочь всем нам не попасться в ловушку фанатизма? Истинная вера дает простой ответ: нельзя строить своего отношения к Богу без отношения к человеку. Именно любовь является глобальной прививкой от любых психологических «эпидемий». Она восстанавливает доверие к миру, дает нам силу и веру в самых трудных обстоятельствах жизни, позволяет увидеть лицо другого человека. Именно поэтому святые, которые были способны на подвиги веры, никогда не были фанатиками: их сердце всегда было наполнено любовью к Богу и к человеку.
Именно в свете этих исследований и мнений так актуальна тема религиозного фанатизма и отношения к нему верующих людей.
Методологической основой анализа являются научные труды таких авторов, как Вильям Джемс, который писал про религиозный опыт, Ф.А.Селиванов [3; 85], Е.М.Дринова [5; 31], Л.Фейербах
[6; 157]. Е.Н.Люльчак [4; 16] писала о явлении «религиозного фанатизма», язычестве и сатанизме, Ю.М.Рой [7; 5] изучал такое явление, как «вера», переходящая в фанатизм, Р.М.Грановская, — психологию веры, историю мировых религий, место веры в структуре психики [8; 355].
Цель исследования: изучить отношение верующих и неверующих людей к религиозному фанатизму. Объект исследования: верующие и неверующие люди. Предмет исследования: религиозный фанатизм как отклонение и искажение веры.
Общая гипотеза: отношение у верующих и неверующих людей к религиозному фанатизму отличается. Частная гипотеза:
- у верующих людей толерантность к неопределенности, а именно по отношению к религиозному фанатизму, выше, по сравнению с неверующими людьми;
- у верующих людей субъективные эмоционально-смысловые представления человека о самом себе и субъективные эмоционально-смысловые представления о религиозных фанатиках положительные, по сравнению с неверующими людьми;
- эмоциональное отношение верующих людей к таким понятиям, как «религиозный фанатизм», «вера», «Я сам» положительнее, по сравнению с неверующими людьми.
Задачи исследования:
- теоретическое исследование проблемы отношения верующих людей к религиозному фанатизму;
- подобрать и обосновать методики исследования отношения к религиозному фанатизму;
- провести экспериментальное исследование и выявить взаимосвязь между верующими и неверующими людьми.
Научная работа посвящена психологическим основам религиозного фанатизма, представляет собой синтез мнений различных исследователей психологии религии, классификацию фанатизма и его психические констелляции, развивает мысль об отношении христианства и ислама к религиозной нетерпимости на примерах выдержек из священных писаний.
Нами проводилось анкетирование, целью которого было выявление отношения верующих и неверующих людей к религиозному фанатизму, была использована методика «личностный дифференциал». Цель данной методики — выявить субъективные, эмоционально-смысловые представления человека о самом себе и субъективные, эмоционально-смысловые представления о религиозных фанатиках. На заключительном этапе исследования мы проводили «Цветовой тест отношений» Эткинда, целью которого было выявление эмоционального отношения верующих и неверующих людей к таким понятиям, как «религиозный фанатизм», «вера», «Я сам».
Карл Густав Юнг, напротив, говорил, что «вера необходима для позитивного психологического состояния человека», не отрицая и не умаляя тем самым ее значимости. Эти два мнения классиков и основателей психотерапии говорят о наличии двойственности проявления веры в человеческом сознании. Очевидно, данные суждения были вынесены на определенных эмпирических фактах, которые говорят как о позитивном, так и о негативном влиянии веры на человека. Религиозный фанатизм как проявление неразвитой духовности человека очевиден в его последствиях. До этого выше мы говорили, что неистинная вера сама по себе превращает позитивные качества в противоположные [9; 130].
Религиозный фанатизм встречается у верующих многих религий и провоцирует их на конфликты с представителями как своей веры, так и иных вероисповеданий. Главными его видами являются:
- обрядоверие — приверженность, доходящая до суеверия, внешней форме богослужения и обычаям;
- пуританство — строгость нравов и правил в повседневной жизни, превращенная в самоцель;
- прозелитизм — привлечение к религии навязчивыми, вкрадчивыми и лукавыми способами;
- религиозная экспансия — стремление к всемирному господству какой-нибудь религии с применением коварных и насильственных средств.
Всемирная история, к сожалению, полна случаев религиозной ненависти, которая толкала государства и народы на религиозные войны (гражданские и межнациональные) и на бесчеловечные гонения [10]. Ну и религиозная история народов полна примеров ереси, расколов, гонений и отлучений, что ярче всего выразилось в исламизации завоеванных арабами и турками народов, инквизиции Западной церкви, иконоборчестве нескольких византийских императоров и др.
Главными причинами фанатизма являются:
- политические: разжигая религиозный фанатизм в народе, политики, издавна эксплуатируют силу религии и используют ее или для укрепления своей власти, или как предлог для экспансии;
- психологические: психологические исследования показывают, что фанатизм является проявлением душевного неблагополучия, прибежищем невротических личностей, которые стараются скрыть от себя и других, прибегая к фанатизму, свой внутренний душевный конфликт и проистекающие из него агрессивность, комплекс неполноценности и эгоизм;
- религиозные: возведение фанатизма в норму правил некоторыми религиями (например, в исламе распространение веры «огнем и мечом») или преувеличенная требовательность верующих к ближним, происходящая от неправильного понимания заповедей.
Последствия религиозного фанатизма для людей, общества и самих религий весьма разнообразны. Действительно, фанатизм:
- создает у верующего иллюзию духовной самодостаточности и гарантированного спасения, усыпляя его совесть и внушая ему фарисейское сознание;
- искажает веру, потому что лишает ее драгоценного качества — любви к ближнему, без которой вера мертва;
- удушает свободу личности принуждением, гонениями, угрозами, наказаниями, насилием;
- толкает своих жертв к уничтожению других человеческих жизней и цивилизаций в религиозных войнах;
- вызывает антипатии у религиозно равнодушных людей или маловеров, склоняя их к атеизму, поскольку они убеждаются в том, что религии, вместо того чтобы облагораживать человека, разжигают в нем ненависть и побуждают на кровавые конфликты.
Фанатизм никак не может быть связан с истинной верой, потому что в истинной вере нет места слепоте, ненависти и насилию. Религиозная ревностность и усердие являются добродетелями только тогда, когда они вдохновлены любовью и происходят от чистого сердца и подлинной веры [11; 130]. Таким просвещенным усердием, а не слепым фанатизмом, обладали апостолы, мученики, миссионеры и многие другие верующие, потому что их веру вдохновляла глубокая и бескорыстная любовь к Богу и человеку.
Апостол Павел говорит: «Если имею дар пророчества... и всякое познание и всю веру, а не имею любви, — то я ничто». Истинная вера проявляется в святости жизни, деятельной любви и жертвенном смирении.
Религиозная свобода личности является одним из важнейших прав человека, и поэтому во многих государствах она защищается конституцией, которая предоставляет гражданину право самому выбирать религию или не выбирать никакой [12]. На международном уровне религиозная свобода была принята ООН в 1948 г. как часть «Всемирной декларации прав человека» (18 ст.), что было признано большинством цивилизованных государств, включивших ее в свои конституции. Несмотря на это, в истории вплоть до сего дня многократно появлялись теократические или атеистические режимы, которые пренебрегали этим человеческим правом.
С другой стороны, некоторые религии или секты, используя невмешательство государства, предпринимают попытки привлечь к себе сторонников других религий, употребляя обычно угрозы, подкуп, интриги и т.д. Каково должно быть наше отношение к представителям иных религий?
К заблуждениям и предрассудкам еретиков и представителей иных религий не следует относиться с фанатичной нетерпимостью. Кроме того, что это не соответствует истинной вере, это еще, как показывает история, и совершенно бесполезно. Общение с людьми иной веры может привести к желаемому результату и стать плодотворным только при условии свободного диалога и взаимного уважения к личности собеседника [13]. Естественно, это не значит, что верующие могут быть равнодушными к своей вере и идти на компромисс с иными верованиями.
Прозелитизм иных религий не будет опасен для верующих, если они будут хорошо знать свою веру и жить в согласии с ней. Тогда их не увлечет чуждая религиозная агитация и пропаганда.
В научной статье мы исследовали отношение верующих и неверующих людей к явлению «религиозный фанатизм». Наше исследование состояло из четырех этапов. На первом этапе мы провели опрос по толерантности к неопределенности, целью которого было проведение было определение уровня толерантности к неопределенности у верующих и неверующих испытуемых. Результаты исследования обрабатывались стандартным способом, затем для выявления различий мы применяли U-критерий Манна-Уитни между выборками испытуемых. Обработав результаты исследования, мы выяснили, что уровень толерантности к неопределенности между двумя выборками испытуемых не различается, следовательно, уровень толерантности к неопределенности одинаковый у верующих и неверующих испытуемых [14].
На втором этапе нашего исследования мы проводили анкетирование верующих и неверующих испытуемых, целью которого было выявить у них отношение к религиозному фанатизму. Анализ данных мы провели с помощью критерия Манн-Уитни и выяснили, что статистически значимых различий между двумя выборками испытуемых не обнаружено.
На третьем этапе мы использовали методику «Личностный дифференциал», целью которой было выявить отношение испытуемых к себе, а также отношение испытуемого к религиозному фанатизму. Также обработав данные с помощью критерия Манна-Уитни, мы вяснили, что различия в отношении к религиозным фанатикам не было обнаружено [15; 200].
На четвертом этапе исследования был применен «Цветовой тест отношений» Эткинда, для того чтобы выяснить отношение верующих и неверующих людей к таким понятиям, как «религиозный фанатизм», «вера», «Я сам».
Итак, после проведения ЦТО на наших испытуемых мы можем сделать следующие выводы:
- между отношением верующих и неверующих испытуемых к понятию «религиозный фанатизм» нет значимых различий;
- между двумя выборками по понятию «вера» также не существуют статистически значимых различий;
- в двух выборках к понятию «Я-сам» также нет различий.
Таким образом, отношение у наших испытуемых вне зависимости от веры, к понятиям «религиозный фанатизм», «вера», «Я-сам» не отличаются.
Следовательно, гипотеза нашего исследования не подтвердилась.
Общеизвестно, что в современных условиях реальную угрозу для всего мирового сообщества, национальной безопасности того или иного государства, его территориальной целостности, конституционных прав и свобод граждан представляет экстремизм в различных формах его проявления. Особо опасен экстремизм, прикрывающийся религиозными лозунгами, ведущий к возникновению и эскалации межэтнических и межконфессиональных конфликтов.
Список литературы
- Калюжная Н.А. Фанатизм: личностные и групповые черты // Философские науки. — — № 9. — С. 66–81.
- Вильям Джемс. Многообразие религиозного опыта. — М.: Русская мысль, 2000. — 115 с.
- Селиванов Ф.А. Поиск ошибочного и правильного. — Тюмень: Тюмен. гос. ун-т. — 2003. — 120 с.
- Люльчак Е.Н. В секты попадают из-за проблем // Карагандинская православная газета «Воскресения день». —— № 5. — С. 16–17.
- Дринова Е.М. Религиозная экспансия: социально-философский аспект // Философия и общество. — № 4 (56). — С. 31–36.
- Фейербах Л. Избранные философские произведения. Лекции о сущности религии. — Т. ІІ. — М.: Политиздат,— 313 с.
- Рой Ю.М. Когда вера превращается в фанатизм. — [ЭР]. Режим доступа: www.alexeyosipov.ru/web...v.../Pyt_razuma_2010_(A_I_Osipov).fb2(дата обращения: 02.2015).
- Фрейд З. Психология бессознательного. — СПб.: Питер, 2004. — 502 с.
- Юнг К.Г. Психология и религия: пер. А.М. Рутскевича. — М.: Мартис, 1995. — 270 с.
- Верующий, религиозный человек или фанатик? // Краткий конспект одноимённой дискуссии, Библейский дискуссионный клуб. — [ЭР]. Режим доступа: cogmtl.net/Articles/084b.htm [дата обращения: 02.2015].
- Парыгин Б.Д., Ерунов Б.А., Букин В.Р. Религиозное настроение и его структура // Вопросы научного атеизма. —— № 11. — С. 71–73.
- Чистяков Г. Философские и психологические основы фанатизма. — [ЭР]. Режим доступа: http://www.tapirr.com/ekklesia/chistyakov/esse/fanatizm. [дата обращения: 02.2015].
- Мурзаев А. Психологический портрет личности лжерелигиозного фанатика. — [ЭР]. Режим доступа: http://xn---[дата обращения: 29.02.2016].
- Абузяров Р.А., Туаева З.И. Истоки. Ислам: вероучение, мораль, культура. — Уфа: ВЭГУ, 1994. — 320 с.