Аннотация. Статья посвящена анализу роли Ассамблеи народа Казахстана в обеспечении общественного и межэтнического согласия и политической стабильности в стране. Анализ данной проблемы дает возможность определить теоретик правовые основы деятельности Ассамблеи народа Казахстана, ее роли в поддержании мира и стабильности в республике. Ассамблея народа Казахстана является особой моделью национального единства, межэтнического и межконфессионального согласия.
C обретением независимости Казахстан стал проводить государственную политику, направленную на правовое обеспечение межнационального согласия этносов и национальных групп, населяющих нашу страну. В стратегических приоритетах молодого суверенного государства особое место сразу же стало отводиться «именно сохранению и укреплению межнационального согласия и взаимопонимания, дружбы и единства» всех этносов и национальных групп, населяющих Казахстан [1]. В 1995 г. в новом Основном Законе страны конституционно был утвержден принцип, что суверенитет республики основан на целостности и единстве всего народа Казахстана, а не отдельных национальностей, что обеспечивало равенство прав и свобод всех казахстанских граждан, независимо от их национальной принадлежности [2]. Казахстан подтверждает свою приверженность соблюдению международных стандартов в области прав человека, закрепленных во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, Декларации о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам, Рамочной конвенции по защите национальных меньшинств, Конвенции об обеспечении прав лиц, принадлежащих национальным меньшинствам и других международноправовых актах о правах человека; утверждает и развивает основные права и свободы граждан, закрепленные в Конституции Республики Казахстан, учитывает исторически сложившееся этническое, культурное и языковое разнообразие казахстанского народа; подтверждает свою приверженность демократии, свободе и справедливости; исходит из международно правовых принципов и норм, в соответствии с которыми защита этнических меньшинств, их прав и свобод является неотъемлемой частью защиты прав человека [3]. В поздравлении Президента Н. А. Назарбаева в связи с 20летием Ассамблеи народа Казахстана отмечается: «Ассамблея народа Казахстана – это главный и прочный фундамент мира, согласия и дружбы всех этносов, живущих на благословенной земле нашей Родины. Она сыграла важнейшую роль в истории становления и укрепления независимости, всенародном принятии Конституции Республики Казахстан, проведении глубоких реформ экономики, масштабных преобразований социальных и политических основ нашего общества.
Ассамблея народа Казахстана стала вечной хранительницей единства нашего многонационального народа. Она утверждает в сознании казахстанцев великие общие ценности – единство, стабильность, толерантность, всеобщий труд, патриотизм» [4]. Первая государственная модель государственное регулирование вопросов этнического развития и межэтнических отношений большинство стран мира. В зависимости от развитости механизмов и структур такого регулирования можно выделить:
- страны с устоявшимися технологиями межэтнического регулирования и развернутыми структурами национального представительства, учета и интересов, защиты прав национальных меньшинств Италия, Нидерланды, Швейцария. В этих странах, как правило, существуют специальные государственные органы, занимающиеся вопросами этнических групп населения и межэтническими отношениями;
- страны с преобладанием моноэтнической ориентации и жест кой регламентацией специфически выделенных прав национальных меньшинств Германия, США;
- страны, национальная политика которых состоит в унифицированном подходе к этническим группам и принципиальном отсутствии какой-либо специальной политики по отношению к национальным меньшинствам Япония, страны Латинской Америки;
Вторая модель отсутствие на государственном уровне системного регулирования этнических проблем и межэтнических отношений. Они возникают и разрешаются в спонтанном порядке, как прецеденты, для каждого из которых создаются те или иные общественные структуры [5]. Для эффективного регулирования межэтнических процессов, Президент Казахстана Н.А. Назарбаев на I Форуме народов Казахстана в 1992 году высказал идею создания Ассамблеи народов Казахстана, которая дала возможность «повседневно слышать голос человека, голос каждого народа, любой национальности». Именно поэтому работа форума была переведена на постоянную основу и создан общественный институт – Ассамблея народов Казахстана [6].В Стратегии Ассамблеи народов Казахстана отмечено: «Задачи, которые ставились перед Ассамблеей народов Казахстана в период ее создания, на сегодняшний день в целом выполнены. В стране обеспечено равенство всех этносов, возрождение и развитие их языков и культуры. В настоящее время необходим новый взгляд на место и роль Ассамблеи народов Казахстана в обществе и государстве». Определяя свои приоритеты и направления, Ассамблея народов Казахстана ставит перед собой ответственные цели и задачи: укрепление возрожденной государственности, защиту прав и свобод человека, интересов народов и государства, переход на качественно новый уровень развития, отвечающий требованиям цивилизованного мирового сообщества [7]. Казахстанская модель межэтнического согласия включает:
- гарантии соблюдения прав и свобод этнических меньшинств;
- применение системы адекватных измерителей для определения состояния и динамики этнического развития и его тенденций;
- систему государственных мер по обеспечению выравнивания социальноэкономического, культурного развития этносов;
- государственной поддержки развития национальных культур и языков;
- принятие во внимание многообразных специфических национальных потребностей и интересов различных этнических групп.
Состояние межэтнических отношений и проблемы этнического развития в Казахстане постоянно отслеживаются государственными органами через исследовательские, научные и неправительственные организации. Государство обеспечивает совершенствование законодательства в области прав и свобод этнических меньшинств, проживающих в республике. В совокупности оно должно обеспечить формирование общественногосударственной системы поддержки этнического развития и межэтнического согласия. Ассамблея народа Казахстана, как и другие государственные органы и институты гражданского общества, вносит свою лепту в строительство общества равных возможностей, где все равны перед законом, где не должно быть хороших или плохих по этническим или другим признакам, «и не должно быть никаких преференций никаким этносам, права и обязанности у всех одинаковы» [8]. 20 октября 2008 г. по законодательной инициативе Президента Н. А. Назарбаева Парламентом был принят Закон «Об Ассамблее народа Казахстана», определивший правовой статус, порядок формирования и организацию работы Ассамблеи. Основной целью работы Ассамблеи является обеспечение межэтнического согласия в стране в процессе формирования казахстанской гражданской идентичности и конкурентоспособной нации на основе казахстанского патриотизма, гражданской и духовнокультурной общности народа Казахстана при консолидирующей роли казахского народа [9]. Время подтвердило историческую значимость и дальновидность принятого Главой государства решения о создании Ассамблеи народа Казахстана, как важнейшего института межнационального согласия в обществе и единства казахстанского народа, полностью себя оправдавшего. Под руководством Н. А. Назарбаева Ассамблея народа Казахстана стала общенациональным институтом мира и согласия, обретя подлинно народный характер. Ассамблею народа Казахстана, ставшую конституционным органом, «называют не просто детищем Президента, а его великим триумфом» [10]. Казахская народная мудрость гласит: «Без единства нет и жизни». И сегодня, народ Казахстана, вправе утверждать, что в нематериальной плоскости в республике строительство Храма наций ведется уже давно и успешно. И в его фундамент мы совместными усилиями заложили созидательный разум и духовное единство, незыблемые традиции уважения друг к другу, все лучшее, что приняли от своих отцов, то, что предстоит передать будущим поколениям как главную реликвию большой многоязыкой, многоликой и единой семьи Казахстана. Вместе с тем, надо всегда помнить, что межнациональное согласие и национальное единство в обществе не даются раз и навсегда. Это – постоянный каждодневный труд всех без исключения казахстанцев, это – труд, за который несет ответственность каждый из нас.
ЛИТЕРАТУРА
- Доклад Президента Республики Казахстан, Председателя Ассамблеи народа Казахстана Нурсултана Абишевича Назарбаева на VI сессии Ассамблеи народов Казахстана // Матер. VI сессии Ассамблеи народа Казахстана. Астана, 2000. С. 102–140.
- Доклад Президента Республики Казахстан, Председателя Ассамблеи народа Казахстана Нурсултана Абишевича Назарбаева на VII сессии Ассамблеи народов Казахстана // Матер. VII сессии Ассамблеи народа Казахстана. Астана, 2001. – С. 56–76.
- Мультикультурное общество в Казахстане: модели, проблемы, перспективы. Алматы, 2011. 189 с.
- Поздравление Главы государства с 20летием Ассамблеи народа Казахстана // Казахстанская правда. – 2015. 3 марта.
- Барманкулов М. Хрустальная мечта тюрков о квадранации. Алматы, 416 с.
- Касымжанов А.Х. Пространство и время великих традиций. Алматы, 301 с.
- Послание Президента Республики Казахстан – Лидера Нации Н. А. Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан2050»: Новый политический курс состоявшегося государства». – Астана,
- Закон Республики Казахстан от 20 октября 2008 г. «Об Ассамблее народа Казахстана» № 70IV // Ведомости Парламента Республики Казахстан. 2008. №17–18 (2522). С. 70.
- Независимый Казахстан и Лидер Нации: (Новейшая история Казахстана и историческая роль Первого Президента Н. А. Назарбаева / Под ред. Б. Г. Аягана. Алматы: Раритет, 2010. 392 с.