Сегодня мы живем в сложном и противоречивом мире. После окончания холодной войны была надежда, что в мире прекратятся кровавые конфликты и столкновения, войны уйдут в прошлое, наступит эра мирного разрешения международных кризисов и противоречий. Американским философом Фрэнсисом Фукуямой была выдвинута теория«конца истории», в соответствии с которой поражение коммунизма в идеологическом противостоянии с капитализмом в период холодной войны приведет к торжеству либерализма во всем мире и прекращению войн и конфликтов.
Однако сегодня, спустя двадцать с лишним лет после окончания холодной войны мы видим, что бесконфликтный, ненасильственный мир остается несбыточной мечтой человечества. Идеологическое противостояние и конфликты никуда не ушли, просто на место одних противоборствующих идеологий и конфликтов пришли другие, но народам, вовлеченным в эти противоборства и конфликты, отнюдь не легче. Терроризм, наркотрафик, похищения и торговля людьми, незаконная и неконтролируемая миграция огромных масс людей из развивающихся стран в развитые и другие глобальные проблемы стали бичом двадцать первого века. Ситуация усугубляется экономическим и финансовым кризисом, охватившим ведущие страны и регионы мира.
В этой сложной ситуации мир нуждается в новых и свежих идеях, которые позволили бы народам и странам преодолеть этот затянувшийся и болезненный кризис. Одна из главных надежд здесь сегодня связана с инициативами G-глобал, выдвинутыми в мае этого президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым. Инициативы G-глобал предлагают глобальные идеи радикального переустройства современного мира, который не может найти выхода из тупика противоречий, в котором он оказался в результате своего предыдущего институционального развития.
Начнем с того, что лидером Казахстана предлагается принципиально новая форма, институт обсуждения накопившихся в современном мире политических и экономических проблем. При этом важно отметить то, что G-Global не претендует на то, чтобы заменить, придти на место площадок G-8 и G-20. Новизна инициативы G-Global состоит в том, что как форма обсуждения и выдвижения предложений по решению глобальных проблем современного мира, она включает в себя не только государства (что характерно для G-8 и G-20), но и других субъектов современных международных отношений.
Организация G 8 существует уже около сорока лет, с тех пор как в 1975 году в предместье Парижа Рамбуйе состоялся первый саммит лидеров шести ведущих индустриальных держав Запада и Японии для обсуждения важнейших политических и экономических проблем. С тех пор встречи лидеров «Большой семерки» проводились ежегодно. В 1976 г. в этот клуб ведущих индустриальных держав была принята Канада, а в 1997 г. к нему присоединилась Россия, в результате чего «Группа семи» превратилась в «Группу восьми».
За прошедшие годы этот институт доказал свою полезность в деле обсуждения экономических, политических и иных проблем ведущих индустриальных держав. В первые годы и десятилетия существования «Группы восьми» сложившиеся в то время проблемы успешно решались усилиями ведущих семи капиталистических стран. Это неудивительно, поскольку удельный вес семерки главных стран в общей мировой экономике и их влияние на мировую экономику в то время был гораздо больше и глубже, чем в сегодняшнем мире.
Устойчивость G 8 связана в значительной мере с тем, что этот институт продолжает традицию ведущей роли великих держав в международных отношениях. Это давняя традиция международных отношений, появление которой связано с Вестфальской системой. Более того, традиция ведущей роли великих держав в мировой политике есть главная форма существования Вестфальской системы международных отношений. За почти 400-летнюю историю этой системы ведущая роль великих держав находила свое выражение в концепциях баланса сил, европейского концерта, коллективной безопасности и других. С течением времени менялся состав великих держав, некоторые уходили (или даже сходили с мировой арены и истории), другие вливались в их число. Менялась
конфигурация и соотношение сил среди великих держав, но неизменной оставалась традиция доминирования великих держав в мировой политике.
Сегодня традиция великих держав проявляет себя в существовании и деятельности Совета безопасности ООН (точнее, в институте его постоянных членов), в ведущей роли этих держав в деятельности международных организаций – ВТО, МОТ, ЮНЕСКО, МАГАТЭ и других. Наряду с постоянно действующими организациями новой формой существования традиции великих держав стала «Группа восьми». Этот институт имеет свое место в мировой политике как площадка для обсуждения и решения самых актуальных проблем экономического развития и политики, координация по которым наиболее эффективна в этом формате. Сегодня «восьмерка» может быть ключевым институтом для координации по таким проблемам безопасности, как неспособность разрешить конфликты дипломатическим путем, неурегулированные проблемы уязвимых государств, терроризм, коррупция, обеспечение безопасности жизннено важных систем.
Мировое развитие и глобализация способствовали тому, что в последние десятилетия в мире появились новые центры экономического развития. В первую очередь это Китай, новые индустриальные страны (или «азиатские тигры») и страны Юго-Восточной Азии. Быстрое экономическое развитие в эти годы демонстрировали Россия, Бразилия, Индия, Южная Африка (БРИКС), а также ряд стран из других регионов мира.
Экономическое развитие в указанный период в различных регионах мира привело к тому, что удельный вес и влияние стран ведущей семерки в мировой экономике и политике стал достаточно быстро сокращаться. Практика показывает, что их усилий по преодолению противоречий и проблем мировой экономики и безопасности уже недостаточно. Поэтому настоятельной необходимостью стало включение новых стран в процессы обсуждения и принятия решений по глобальным проблемам. В этом контексте стало возможным появление наряду с G8 новой диалоговой площадки G20. Благодаря этому мир услышал голоса новых стран, новых регионов, их предложения по решению накопившихся проблем финансового, торгового, экономического развития современного мира.
Возникновение G-20 в 2008 г. связано главным образом с мировым финансовоэкономическим кризисом, который оказывает свое негативное воздействие как на отдельные страны и регионы, так и на всю глобальную финансовую и экономическую систему по сей день. Сегодня наблюдается углубление негативных процессов в этой системе, поэтому, по мнению многих экономистов и политиков, мир стоит на пороге нового финансовоэкономического кризиса, который может затронуть практически все страны и регионы планеты.
Государства, на которые приходится львиная суммарная доля мирового валового продукта и международных финансовых операций, не только имеют право, но морально и практически обязаны принимать все доступные им меры, чтобы мировые экономика и финансы, торговля и иные хозяйственные связи и обмены развивались без резких кризисов и катастрофических потрясений, а проблемы, неизбежные в этих сферах, своевременно и адекватно анализировались и согласованно решались.
К эффективности «двадцатки» изначально предъявлены высокие требования. От нее ждут не «латания прорех», но поиска и приведения в действие путей и средств, которые помогли бы обуздать кризисные процессы и явления, расползающиеся по мировым экономике и финансам. Задача эта политико-экономическая по своей природе. В прошлом капитализм был осмыслен политико-экономически в масштабах национального государства, и в этих же масштабах были предложены методы и инструментарии антикризисного регулирования. В условиях глобального мира надо осмысливать как единое политико-экономическое целое весь этот мир, его связи с государствами как территориально-хозяйственными комплексами и с транснациональными банками и корпорациями, как важнейшими субъектами глобальной экономики. Однако сложность проблем глобализации такова, что обсуждение этих проблем в рамках G 8 и G 20 сегодня уже недостаточно. Ведь в мировой политике и экономике участвуют не только эти страны. Субъекты процессов в этих сферах самые разнообразные, здесь участвуют не только государственные, но и негосударственные организации и институты, а также отдельные политики, общественные деятели, эксперты и ученые. Необходимо им предоставить голос и площадку для обсуждения мировых проблем. Такой площадкой, как предлагает Нурсултан Назарбаев, должна стать G-глобал. Это более широкая площадка поиска решений текущих проблем мировой финансовой системы и выработки комплексного антикризисного пакта ООН. Как подчеркивает Нурсултан Назарбаев, государствам важно осознать общую ответственность за судьбу своего региона и планеты в целом, другого пути для устойчивого развития на фоне существующего уровня глобализации у человечества просто нет.
Инициативы G – Global, выдвинутые лидером Казахстана следует, на наш взгляд, рассматривать как фундаментальные принципы миропорядка в XXI в. и консолидирующую идею многополярного мира будущего. Следует полностью согласиться с утверждением Н.А. Назарбаева, что многополярный мир XXI в. должен строиться на основе принципов равенства и консенсуса. Действительно, в XXI в. прежнее деление стран на великие и второстепенные, ведущие и ведомые в цивилизационном плане устарело. В двадцать первом веке наблюдается рост влияния незападных регионов и цивилизаций, которые раньше относили к цивилизационно и модернизационно отсталым. К числу новых важных в геополитическом и экономическом плане регионов мира относится Центральная Азия. Этот регион вполне основательно претендует на равное к нему отношение в сообществе наций и регионов. Центральная Азия и Казахстан, как ее лидер, вполне законно требуют справедливых основ глобальной экономики, валютной системы и политики, базирующейся на равенстве государств. При этом очень важно, как подчеркивает Президент Казахстана, чтобы глобальные решения международных ассоциаций, саммитов и других форумов принимались на основе консенсуса. Решения, принятые консенсусом всех членов мирового сообщества, можно считать подлинно демократическими.
Многополярный мир XXI в. должен основываться на принципах доверия и толерантности. Это принципиально новый взгляд на отношения государств, предлагаемый инициативами G-Глобал. Вплоть до сегодняшнего дня мир основывался на подозрительности и недоверии государств друг к другу, на конкуренции экономических и политических субъектов. Поэтому главной заботой государств всегда была и остается их национальная безопасность. Это правильно, но вместе с тем в отношениях государств должны развиваться отношения толерантности и доверия. В этом автор инициатив GГлобал видит один из главных рычагов вывода мировой экономики из охватившей ее рецессии и слабого экономического роста. Без глобального доверия реальных согласованных антикризисных решений достичь будет невозможно, совершенно справедливо указывает Нурсултан Назарбаев.
Идея равенства наций и государств глобализированного мира пронизывает инициативы G – Global . В этом ключе следует воспринимать принцип глобальной транспарентности. Мир в формате G – Global должен представлять собой транспарентное сообщество наций, заявляет лидер Казахстана. Это означает, что в международных отношениях сегодня должны доминировать отношения открытости и прозрачности. Не должно быть каких-то тайн, секретов великих держав и принятия односторонних решений, от которых выигрывают сильные и проигрывают слабые. К сожалению, вся предшествующая дипломатия характеризовалась именно отсутствием открытости и прозрачности в межгосударственных отношениях, в результате чего страдали экономически слабые страны. Вот почему предложение о создании транспарентного сообщества наций можно рассматривать как новую страницу в истории мировой дипломатии, новый шаг на пути к многополярному миру будущего.
В последние годы архитектура мирового порядка претерпела значительную эволюцию. В годы холодной войны мир жил в условиях двух полюсов мировой политики, которые смотрели друг на друга через частокол ракет и атомного оружия. Два полюса, два гегемона разделили мир на две части, между которыми был установлен железный занавес. На смену двухполюсному миру эпохи холодной войны пришел однополярный мир 1990 гг. в с одним гегемоном в лице США. Однако «новый мировой порядок» во главе с США не освободил мир от конфликтов и войн. В XXI веке в мире стала складываться новая система международных отношений, которая характеризуется наличием не одного, а многих полюсов. Нам представляется, что такая архитектура адекватно соответствует реалиям глобализирующегося мира. В XXI в. мир должен быть многополярным, в нем не должно быть гегемонов, как это было прежде.
В заключение хочется сказать, что инициативы G-Глобал представляют собой программу программу глобального развития на ближайшую и более отдаленную перспективу.
Список литературы
- Нугербеков С. Многомерный мир G-Global // Казахстанская правда. 2013. 12 марта. – С.1.
- Фукуяма Ф. Конец истории и оследний человек / Пер. с англ. М.Б. Левина. – М.:«Издательство АСТ», 2004.